Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:07, реферат
Международный кредит- это предоставление ресурсов в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях.
Международный кредит возник как один из рычагов первоначального накопления капитала. В современных условиях кредитные отношения охватывают не только международную торговлю, но и другие сферы мировой экономики.
Еще один показатель внешней долговой безопасности из Концепции национальной безопасности - доля краткосрочного долга - находится на допустимом уровне и не должен превысить предельно допустимый уровень в среднесрочной перспективе. Тем не менее текущая доля краткосрочного долга в 24,5% является достаточно высокой, но объясняется большим объемом торговых кредитов. Они способны негативно повлиять на устойчивость экономики в отношении валового внешнего долга только в случае резкой остановки импорта, которая уже однажды произошла в конце
2007года. При других обстоятельствах этот долг автоматически рефинансируется. Данный факт также существенно влияет на уровень расходов по обслуживанию внешнего долга, что делает использование связанных с ним индикаторов не столь информативным.
Большее понимание об угрозах в сфере внешней задолженности Беларуси может дать сопоставление краткосрочного валового внешнего долга и международных резервов. Резервы покрывают лишь 30% краткосрочного внешнего долга, что делает Беларусь чувствительной к кризисам ликвидности. Это связано с традиционно низким уровнем резервов и режимом фиксированного обменного курса, который требовал регулярньгх валютных интервенций. Так как Национальный банк Беларуси озвучил намерение перейти к курсообразованию в режиме управляемого плавания, есть вероятность, что объемы резервов стабилизируются и будут покрывать большую долю краткосрочного валового внешнего долга.
Пределы государственного внешнего долга, установленные в рамках бюджета, не превышены, так как фактический объем долга на конец 2012 г. составил 11,8 млрд долл. США, а объем гарантий, предоставленных правительством, ограничен 1,6 млрд долл. Одной из причин, почему верхний предел внешнего государственного заимствования не был достигнут, является то, что он установлен в долларах США. Будь предел установлен в процентах от доходов консолидированного бюджета, ситуация была бы несколько иной. Лимит заимствования в 13 млрд долл. США равнялся 75% от планового уровня доходов консолидированного бюджета на 2012 г. На конец же года данная черта превысила 85% доходов консолидированного бюджета1. Таким образом, анализ индикаторов из Концепции национальной безопасности, которые установлены в относительном выражении2, должен быть более информативен.
Согласно официальной статистике, долг органов государственного управления на конец 2012 г. составил 21,0% от ВВП, что близко к пороговому значению. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства. В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как расходы по обслуживанию долга в 2011 г. составили всего 9,4% от ВВП. Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют 1,8 млрд долл. США в 2012 г., а в 2013-2014 гг. превысят 3 млрд долл. Это существенные выплаты (около 11,3% от ВВП в 2012 г.), учитывая низкий уровень международных резервов. Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок. Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на текущий счет платежного баланса, что подчеркивает необходимость сохранения жесткой монетарной и фискальной политики, чтобы не допустить дальнейшего наращивания импорта. В качестве положительного момента можно отметить, что расходы ио обслуживанию долга все еще будут существенно ниже 10% от валютной выручки. Расходы по обслуживанию государственного долга составят 17,6% от общего объема экспорта товаров и услуг в 2012 г. и 14,3% .
Анализ показал, что Беларусь столкнулась с возможной угрозой внешней долговой устойчивости. Объем валового внешнего долга, динамика его роста и масштабы ожидаемых расходов по обслуживанию государственного долга являются ключевыми показателями, которые вызывают сомнения в способности Беларуси управлять внешней задолженностью без последствий для экономического роста. Существует несколько каналов, через которые внешний долг влияет на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию . В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во-вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности.
Условия кредитования МВФ и ЕврозЭС существенно ни чем не отличаются два главных условия кредитования выдвинутыми МВФ и ЕврозЭС звучат следующим образом «Либерализация цен, укрепление прав собственности, приватизация, реструктуризация государственных предприятий и создание системы адресных социальных пособий для защиты наиболее уязвимых слоев населения остаются ключевыми приоритетами реформ», - уточнил глава миссии, что МВФ ждет от властей РБ. Заметим что когда Президент РБ обратился к России за кредитом в размере 1 млрд долларов США тут же в СМИ выступил министр финансов РФ Кудрин который сказал что Россия не может оказать финансовую помощь Белоруссии. Однако Антикризисный фонд ЕврозЭС не отказал в кредите РБ. Ну на определенных условиях которые не отличаются от условий выдвинутых МВФ. Что самое примечательное министр финансов сказал, что если в течении 3-х лет объем реализации госимущества в Беларуси должен составить не менее $7,5-9 млрд. "Если в таком объеме реализовать имущество не получится, тогда нужно обращаться в МВФ, где есть другие сложности, связанные с жесткими критериями программ структурных реформ" Из выше изложенного мы видим что кредитование это не столько экономический процесс сколько политический. МВФ в свою очередь представляет интересы Америки и пытается подмять более слабые страны под себя и наложить руки на их промышленные мощности. В свою очередь Россия ставя Белоруссии такие условия дает нам понять, что они тоже хотят «оттяпать лакомый кусок пирога» от страны в виде промышленных мощностей которыми располагает Беларусь. Таким образом мы видим, что стране не выгодно брать кредит ни у МВФ ни ЕврозЭС иначе это грозить риском потерять производственные мощности.
Сегодня Китай можно назвать
основным финансовым донором Беларуси.
Россию в этом качестве никто, конечно
же, со счетов списывать не собирается.
Но если дотации из России подпитывают
белорусскую экономику
Свободных ресурсов в Беларуси не хватает, а модернизировать экономику – надо. И то, что белорусские власти сделали ставку на Китай – совсем не случайно. Китай не вступает с нашим руководством в политическую полемику, а также не связывает свои кредиты с требованиями проведения экономических реформ. Поэтому китайско-белорусскому сотрудничеству и был дан «зеленый свет» на самом высоком уровне.
Кроме всего прочего,
китайские заимствования
«Китай может быть абсолютно уверен, что мы предоставим ему самые широкие возможности для работы в центре Европы на весь европейский рынок и на рынок СНГ»,– заявил А. Лукашенко, подтверждая истинную мотивацию китайской экспансии в Беларусь. Также прямо в этой связи высказался недавно и заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов: «Мы всегда подчеркивали, что Беларусь для Китая может стать своеобразной площадкой по расширению присутствия не только в Таможенном союзе, но и на рынках европейских стран».
Дешевые деньги
Масштаб заявленных
Китаем в Беларуси проектов
не оставляет сомнений в том,
что наша страна пытается
Условия китайских
кредитов являются достаточно
выгодными. Как правило, они
предоставляются на 15-20 лет, с
отсрочкой первого платежа на
5-6 лет, при этом часть кредитов
обещана нам всего лишь под
2-3% годовых. «Это чрезвычайно
выгодные условия, потому что,
наконец-то, это долгосрочный кредит
с большой отсрочкой платежей.
Что такое 5-6 лет? За этот
срок успеваешь построить
Однако по таким кредитам в страну поступают не «живые» деньги, а китайская техника, материалы и рабочая сила. То есть, по сути Китай вкладывает средства не столько в белорусскую экономику, сколько в экспорт собственных товаров, оборудования и персонала. Объекты в рамках таких проектов, как правило, строятся китайскими рабочими, хотя в Беларуси много своих строительных компаний. Кроме того, наша страна при реализации таких проектов фактически лишает себя возможности выбора альтернативных поставщиков оборудования и технологий.
Наконец, китайские
кредиты в любом случае надо
отдавать, а это с учетом возросшего
в последнее время кредитного
«козырька» становится для
Справка «Дела»
В 2005 году взаимный товарооборот
Беларуси и Китая составлял около
$800 млн. А в 2011 году он вырос на 72%
по сравнению с 2010-м и составил
уже $3 млрд. Основными статьями белорусского
экспорта в Китай являются: калийные
удобрения, капролактам, карьерные
самосвалы и запчасти к ним, электронные
интегральные схемы, химическая продукция.
Основные группы белорусского импорта
из КНР: оборудование и комплектующие,
изделия и материалы для
Беспрецедентные льготы
Наиболее масштабным
проектом по привлечению в
Беларусь прямых инвестиций из
КНР сейчас называют создание
китайско-белорусского
Чтобы этот проект
заработал, правительствам
межправительственный
координационный совет, а
Кроме того, создается
совместная белорусско-
Что касается льгот
для резидентов парка, то в
течение 50 лет здесь будет действовать
специальный правовой режим. В
Указе отмечается, что условия
деятельности для инвесторов
включают в себя
Индустриальный парк планируется создать по аналогии с Китайско-сингапурским парком в городе Сучжоу. Белорусские власти надеются, что с учетом нашей специфики, как отмечал ранее премьер-министр Михаил Мясникович, нам удастся повторить его успешный опыт. Сама идея вызывает интерес. Всего в мире существует 12 китайских индустриальных парков: в Анголе, Пакистане, Таиланде, Венесуэле, Камбодже, Южной Корее, России, Египте, Замбии, Нигерии, Маврикии и Эфиопии.
Министр экономики Беларуси Николай Снопков уверен, что парк станет для Беларуси серьезным драйвером современных технологий и продуктов, так как здесь будут созданы максимально комфортные условия для ведения бизнеса и привлечения инновационных технологий. «Мы предполагаем, что, войдя в здание администрации, инвестор в течение 4-5 дней выйдет с полным пакетом документов, необходимых для воплощения инвестпроекта в жизнь», – считает министр.