Внешний долг РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Международный кредит- это предоставление ресурсов в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях.
Международный кредит возник как один из рычагов первоначального накопления капитала. В современных условиях кредитные отношения охватывают не только международную торговлю, но и другие сферы мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

повод (Автосохраненный).docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

Еще один показатель внешней  долговой безопасности из Концепции национальной безопасности - доля краткосрочного долга - находится на допустимом уровне и не должен превысить предельно допустимый уровень в среднесрочной перспективе. Тем не менее текущая доля краткосрочного долга в 24,5% является достаточно высокой, но объясняется большим объемом торговых кредитов. Они способны негативно повлиять на устойчивость экономики в отношении валового внешнего долга только в случае резкой остановки импорта, которая уже однажды произошла в конце

2007года. При других обстоятельствах этот долг автоматически рефинансируется. Данный факт также существенно влияет на уровень расходов по обслуживанию внешнего долга, что делает использование связанных с ним индикаторов не столь информативным.

Большее понимание об угрозах  в сфере внешней задолженности Беларуси может дать сопоставление краткосрочного валового внешнего долга и международных резервов. Резервы покрывают лишь 30% краткосрочного внешнего долга, что делает Беларусь чувствительной к кризисам ликвидности. Это связано с традиционно низким уровнем резервов и режимом фиксированного обменного курса, который требовал регулярньгх валютных интервенций. Так как Национальный банк Беларуси озвучил намерение перейти к курсообразованию в режиме управляемого плавания, есть вероятность, что объемы резервов стабилизируются и будут покрывать большую долю краткосрочного валового внешнего долга.

Пределы государственного внешнего долга, установленные в рамках бюджета, не превышены, так как фактический объем долга на конец 2012 г. составил 11,8 млрд долл. США, а объем гарантий, предоставленных правительством, ограничен 1,6 млрд долл. Одной из причин, почему верхний предел внешнего государственного заимствования не был достигнут, является то, что он установлен в долларах США. Будь предел установлен в процентах от доходов консолидированного бюджета, ситуация была бы несколько иной. Лимит заимствования в 13 млрд долл. США равнялся 75% от планового уровня доходов консолидированного бюджета на 2012 г. На конец же года данная черта превысила 85% доходов консолидированного бюджета1. Таким образом, анализ индикаторов из Концепции национальной безопасности, которые установлены в относительном выражении2, должен быть более информативен.

Согласно официальной  статистике, долг органов государственного управления на конец 2012 г. составил 21,0% от ВВП, что близко к пороговому значению. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства. В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как расходы по обслуживанию долга в 2011 г. составили всего 9,4% от ВВП. Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют 1,8 млрд долл. США в 2012 г., а в 2013-2014 гг. превысят 3 млрд долл. Это существенные выплаты (около 11,3% от ВВП в 2012 г.), учитывая низкий уровень международных резервов. Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок. Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на текущий счет платежного баланса, что подчеркивает необходимость сохранения жесткой монетарной и фискальной политики, чтобы не допустить дальнейшего наращивания импорта. В качестве положительного момента можно отметить, что расходы ио обслуживанию долга все еще будут существенно ниже 10% от валютной выручки. Расходы по обслуживанию государственного долга составят 17,6% от общего объема экспорта товаров и услуг в 2012 г. и 14,3% .

Анализ показал, что Беларусь столкнулась с возможной угрозой внешней долговой устойчивости. Объем валового внешнего долга, динамика его роста и масштабы ожидаемых расходов по обслуживанию государственного долга являются ключевыми показателями, которые вызывают сомнения в способности Беларуси управлять внешней задолженностью без последствий для экономического роста. Существует несколько каналов, через которые внешний долг влияет на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию . В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во-вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности.

Условия кредитования МВФ  и ЕврозЭС существенно ни чем не отличаются два главных условия кредитования выдвинутыми МВФ и ЕврозЭС звучат следующим образом «Либерализация цен, укрепление прав собственности, приватизация, реструктуризация государственных предприятий и создание системы адресных социальных пособий для защиты наиболее уязвимых слоев населения остаются ключевыми приоритетами реформ», - уточнил глава миссии, что МВФ ждет от властей РБ. Заметим что когда Президент РБ обратился к России за кредитом в размере 1 млрд долларов США тут же в СМИ выступил министр финансов РФ Кудрин который сказал что Россия не может оказать финансовую помощь Белоруссии. Однако Антикризисный фонд  ЕврозЭС не отказал в кредите РБ. Ну на определенных условиях которые не отличаются от условий выдвинутых МВФ. Что самое примечательное министр финансов сказал, что если в течении 3-х лет объем реализации госимущества в Беларуси  должен составить не менее $7,5-9 млрд. "Если в таком объеме реализовать имущество не получится, тогда нужно обращаться в МВФ, где есть другие сложности, связанные с жесткими критериями программ структурных реформ" Из выше изложенного мы видим что кредитование это не столько экономический процесс сколько политический. МВФ в свою очередь представляет интересы Америки и пытается подмять более слабые страны под себя и наложить руки на их промышленные мощности. В свою очередь Россия ставя Белоруссии такие условия дает нам понять, что они тоже хотят «оттяпать лакомый кусок пирога» от страны в виде промышленных мощностей которыми располагает Беларусь. Таким образом мы видим, что стране не выгодно брать кредит ни у МВФ ни ЕврозЭС иначе это грозить риском потерять производственные мощности.

Сегодня Китай можно назвать  основным финансовым донором Беларуси. Россию в этом качестве никто, конечно  же, со счетов списывать не собирается. Но если дотации из России подпитывают  белорусскую экономику преимущественно  косвенно – через льготные условия  поставок энергоносителей, то Китай  в последнее время охотно поддерживает нашу страну реальными деньгами.

 Свободных ресурсов  в Беларуси не хватает, а  модернизировать экономику –  надо. И то, что белорусские власти  сделали ставку на Китай –  совсем не случайно. Китай не  вступает с нашим руководством  в политическую полемику, а также  не связывает свои кредиты  с требованиями проведения экономических реформ. Поэтому китайско-белорусскому сотрудничеству и был дан «зеленый свет» на самом высоком уровне.

 Кроме всего прочего,  китайские заимствования предоставляют  руководству Беларуси лишний  козырь в торге с Россией.  Российские чиновники не раз  публично намекали, что готовы  получить в счет оплаты по  кредитам наиболее интересные  белорусские активы. Китай же  о таких притязаниях не говорит.  Впрочем, у прагматичных китайцев  свой интерес, конечно, есть. Пекин  стремится создать здесь плацдарм  для дальнейшего продвижения  своих товаров в Европу и  страны Таможенного союза. И  Беларусь как небольшое и отчасти  идеологически близкое государство,  может стать хорошей стартовой  площадкой для такой экспансии.  Так что, китайцы, предоставляя  кредиты нашей стране, своему  деловому стилю не изменяют, поскольку  видят конкретную выгоду от реализации таких проектов.

«Китай может быть абсолютно  уверен, что мы предоставим ему  самые широкие возможности для  работы в центре Европы на весь европейский  рынок и на рынок СНГ»,– заявил А. Лукашенко, подтверждая истинную мотивацию китайской экспансии  в Беларусь. Также прямо в этой связи высказался недавно и заместитель  министра иностранных дел Александр  Гурьянов: «Мы всегда подчеркивали, что Беларусь для Китая может  стать своеобразной площадкой по расширению присутствия не только в  Таможенном союзе, но и на рынках европейских  стран».

 

Дешевые деньги

 Масштаб заявленных  Китаем в Беларуси проектов  не оставляет сомнений в том,  что наша страна пытается модернизировать  свою экономику за счет китайских  кредитов. Правительство Китая и  ведущие банки этой страны  открыли для Беларуси кредитную  линию на $15 млрд., а также предоставили  межгосударственный кредит на $1 млрд. Последняя сумма – несвязанные  ресурсы. Хотя информации о  том, воспользовалось ли ими  белорусское руководство и для каких целей – нет.

 Условия китайских  кредитов являются достаточно  выгодными. Как правило, они  предоставляются на 15-20 лет, с  отсрочкой первого платежа на 5-6 лет, при этом часть кредитов  обещана нам всего лишь под  2-3% годовых. «Это чрезвычайно  выгодные условия, потому что,  наконец-то, это долгосрочный кредит  с большой отсрочкой платежей. Что такое 5-6 лет? За этот  срок успеваешь построить предприятие,  выйти на проектную мощность, еще некоторое время работаешь,  и только потом наступает время  основного погашения кредита», –  подчеркнул первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

 Однако по таким  кредитам в страну поступают  не «живые» деньги, а китайская  техника, материалы и рабочая  сила. То есть, по сути Китай вкладывает средства не столько в белорусскую экономику, сколько в экспорт собственных товаров, оборудования и персонала. Объекты в рамках таких проектов, как правило, строятся китайскими рабочими, хотя в Беларуси много своих строительных компаний. Кроме того, наша страна при реализации таких проектов фактически лишает себя возможности выбора альтернативных поставщиков оборудования и технологий.

 Наконец, китайские  кредиты в любом случае надо  отдавать, а это с учетом возросшего  в последнее время кредитного  «козырька» становится для страны  все более обременительным. Между  тем, импорт из Китая продолжает  расти быстрее, чем белорусский  экспорт в Китай. А ведь наша  задача, как подчеркнул Александр  Лукашенко в интервью китайским  СМИ, состоит совершенно в другом: «Нам надо меньше закупать по импорту, а больше продавать по экспорту. Это – наша главная задача. Решим мы эту задачу, как вы ее решили, – у нас не будет никаких проблем. Нам надо решить эти принципиальные моменты: экспорт, импорт, чтобы у нас было положительное торговое сальдо, чтобы у нас валюта была стабильно. И мы уже научились это делать, и сегодня делаем, в том числе с вашей помощью», – заявил Президент Беларуси.

Справка «Дела»

В 2005 году взаимный товарооборот Беларуси и Китая составлял около $800 млн. А в 2011 году он вырос на 72% по сравнению с 2010-м и составил уже $3 млрд. Основными статьями белорусского экспорта в Китай являются: калийные удобрения, капролактам, карьерные  самосвалы и запчасти к ним, электронные  интегральные схемы, химическая продукция. Основные группы белорусского импорта  из КНР: оборудование и комплектующие, изделия и материалы для экспортоориентированных производств, а также потребительские товары. 

 

Беспрецедентные льготы

 Наиболее масштабным  проектом по привлечению в  Беларусь прямых инвестиций из  КНР сейчас называют создание  китайско-белорусского индустриального  парка. Президент Беларуси подписал  Указ N253 «О Китайско-Белорусском  индустриальном парке» 5 июня, а сам  проект уже успели презентовать  в Китае. В Смолевичском районе Минской области для этой цели создана особая экономическая зона на площади 8,048 тыс.га. Парк будет качественно новым территориальным образованием с инфраструктурой, необходимой для эффективного ведения бизнеса.

 Чтобы этот проект  заработал, правительствам Беларуси  и Китая предстоит сформировать  два официальных органа. Высшим  органом управления индустриального  парка будет

 межправительственный  координационный совет, а управление  оперативной деятельностью будет  осуществлять администрация парка  – госучреждение, подчиненное  правительству Беларуси. Администрация  создается Совмином и действует  в соответствии с законодательством  и в рамках своей компетенции.  Она будет осуществлять госрегистрацию и ликвидацию резидентов парка, обеспечивать исполнение административных процедур, изымать и предоставлять в пользование, аренду и частную собственность земельные участки в границах парка.

 Кроме того, создается  совместная белорусско-китайская  компания по развитию индустриального парка. Она обеспечит развитие инфраструктуры, привлечение инвесторов, управление, проектирование и строительство объектов, предусмотренных генеральным планом. Хотя доли белорусской и китайской сторон в ее уставном фонде намечено распределить в пропорциях 40% и 60% соответственно, но это, как уже было заявлено, не повлечет потерю рычагов влияния на ее деятельность с белорусской стороны, поскольку основные решения будет принимать Совет директоров, в котором у Беларуси будет блокирующий голос.

 Что касается льгот  для резидентов парка, то в  течение 50 лет здесь будет действовать  специальный правовой режим. В  Указе отмечается, что условия  деятельности для инвесторов  включают в себя преференциальные  режимы СЭЗ, ПВТ, малых и  средних городов. Также предусмотрено,  что доходы физлиц в виде  оплаты труда, полученные по  трудовым договорам от совместной  компании и (или) резидентов  парка до 1 января 2027 года, будут облагаться  подоходным налогом в размере  9%.

Индустриальный парк планируется  создать по аналогии с Китайско-сингапурским парком в городе Сучжоу. Белорусские власти надеются, что с учетом нашей специфики, как отмечал ранее премьер-министр Михаил Мясникович, нам удастся повторить его успешный опыт. Сама идея вызывает интерес. Всего в мире существует 12 китайских индустриальных парков: в Анголе, Пакистане, Таиланде, Венесуэле, Камбодже, Южной Корее, России, Египте, Замбии, Нигерии, Маврикии и Эфиопии.

 Министр экономики  Беларуси Николай Снопков уверен, что парк станет для Беларуси серьезным драйвером современных технологий и продуктов, так как здесь будут созданы максимально комфортные условия для ведения бизнеса и привлечения инновационных технологий. «Мы предполагаем, что, войдя в здание администрации, инвестор в течение 4-5 дней выйдет с полным пакетом документов, необходимых для воплощения инвестпроекта в жизнь», – считает министр.

Информация о работе Внешний долг РБ