Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1. Распределительная (фискальная) функция 6
1.2. Регулирующая функция 7
1.3. Контрольная функция 8
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ 10
3. МЕТОДЫ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги,банки,кредита.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредиты, банки» 

Тема: «Государственный кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

             

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА                   5

1.1. Распределительная (фискальная) функция                                                     6

1.2. Регулирующая функция                                                                                      7

1.3.  Контрольная функция                                                                                         8

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ                                 10

3. МЕТОДЫ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА                      15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                       22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-

финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и

осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает

участие и государственный  кредит.  Друг от друга эти формы  отличаются

составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной  процента и сферой

функционирования.

      Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами)

инструментов для решения  проблем достижения баланса бюджетных  доходов и

расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного  порядка

заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

       В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется

отметить, что государственный  кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста

экономической стабилизации, а также то, каким является положение  страны на

мировой арене.

   Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу.  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или  государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо  бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

     Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

   Для достижения поставленной цели рассмотрим:     

Сущность и функций  государственного кредита

Распределительную  (фискальную), регулирующую, контрольную функцию            

Классификацию государственных  заимов

Методы погашения государственного кредита и в его составе принципы денежно-кредитной политики

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции государственного кредита

 

     В сфере кредитно-финансовых отношений важную роль играет государство как заемщик и кредитор. Образуется специфическая сфера кредита, которая получила название – государственный кредит. Этот кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В главной форме подобных кредитных отношений государство выступает как заемщик средства. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех же случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно выступает гарантом. Таким образом, государство выступает в трех лицах.

   В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

    Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты, как тех, так и других. Но если в качестве звена финансовой системы государство обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов, то есть государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней, то в качестве одного из субъектов кредита государство имеет ряд особенностей, обличающих его от классических финансовых субъектов, например, налогами. В отличие от налогов государственный кредит имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды, то основой государственного займа является его возвратность и платность – через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Вместе с тем, государственный кредит отличается как от банковского, так и от коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары на складе, незавершенное производство и другое, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

      На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как по заимствованию средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы. В форме займа средства привлекаются государством на какой-то заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации» предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

    Государственный кредит выполняет три функции: (фискальную) распределительную, регулирующую и контрольную.

Рассмотрим их по подробней.

 

    1. Распределительная (фискальная) функция

 

     Через фискальную функцию государство осуществляет формирование своих централизованных денежных фондов, то есть в качестве заемщика оно обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются  основным источником финансирования бюджетного дефицита. Не случайно полученные благодаря государственным займам средства стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Подобное обстоятельство объясняется более быстрыми темпами роста расходов государства по сравнению с увеличением его налоговых поступлений. К тому же финансирование  расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или клуб обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Это означает, что при помощи государственного кредита налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Необходимо учесть и то, что подобные налоги являются не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. При производительном вложении мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Ни какого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. Только при непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. И при этом тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока по заимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

 

    1. Регулирующая функция

 

      Следует выделить и регулирующую функцию государственного кредита. Дело в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной и денежной массы в обращении останется без изменения. Если же государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, и полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

    Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

     Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования замедлит темпы экономического роста. Существенное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.

Информация о работе Государственный кредит