Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1. Распределительная (фискальная) функция 6
1.2. Регулирующая функция 7
1.3. Контрольная функция 8
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ 10
3. МЕТОДЫ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги,банки,кредита.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

    Следует сказать и о поддержке малого бизнеса. Это происходит тогда, когда государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

   Большую  роль в стимулировании развития  производства и занятости играют  кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

 

    1. Контрольная функция

 

   Контрольная функция органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с  деятельностью государства и  состоянием централизованного фонда  денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке  поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не  только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

   Таким образом,  рассмотрев функции кредита, я  могу сделать вывод, что положительное  воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ

 

   Государственный  кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним. В свою очередь внутренний государственный кредит может выступать в трех формах:

    1. займы, предоставленные под запись в долговую книгу;
    2. облигационные займы;
    3. текущие долги казначейства.

   Первая  форма присуща феодализму. Чтобы заем (обычно монарху), который выдавал банкир, не считался частным, его записывали в специальную «Книгу по государственному долгу», в которой указывались условия предоставления займы – сумма, срок, порядок возврата, сумма возврата.

   С развитием рыночных механизмов, в первую очередь вторичной финансовой системы возникла необходимость в обязательствах государства, которые бы могли фигурировать на денежном рынке. Эти обязательства, сначала именные, постепенно трансформировались в облигации.

   В государствах с казначейской системой для покрытия кассового разрыва бюджета прибегают к текущим долгам казначейства, погашаемым в течение года или по договоренности с кредитором переходящим в облигации.

   Текущие  обязательства казначейства имеют  обычно договорную форму. Реже они выпускаются в форме ценных бумаг – когда их срок превышает шесть месяцев.

По срокам займы делятся на:

бессрочные (рентные);

долгосрочные;

среднесрочные;

краткосрочные;

текущие долги.

   Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы.

   В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент.

   Преимущество  такой системы заключается в  стабильном размере ежегодных  выплат. На размер ренты не  влияет конъюнктура на финансовом  рынке. Для привлекательности  рентных займов вводятся обязательства  государства по возмещению инфляционных  потерь. По договорам бессрочных займов государство оставляет за собой право выкупа таких обязательств.

   Долгосрочные займы заключаются на срок от 50 до 99 лет. По истечении этого срока облигации подлежат выкупу со стороны государства.

   Долгосрочные  займы бывают двух видов – аннуитет и тонтина.

   При аннуитете кредитор ежегодно получает оговоренную сумму дохода, состоящую из суммы процента по займу и части капитального долга. На величину ежегодной выплаты влияет в основном срок действия договора займа.

   Различают два вида аннуитетов – срочные и пожизненные. Кредитор имеет право передавать срочный аннуитет другому лицу. При пожизненном аннуитете условия действия прекращаются со смертью кредитора.

   По  условиям договора аннуитет, как  и все аналогичные займы, не  подлежит конверсии.

   Такой же архаичной  формой являются  и тонтины. При этой системе государство заключает договор займа с группой лиц примерно одного возраста. От аннуитета тонтина отличается только тем, что ежегодное вознаграждение выплачивается до тех пора, пока жив хотя бы один из кредиторов. Выплата ренты прекращается со смертью последнего из товарищества кредиторов.

   Среднесрочные займы выпускаются на срок от 10 до 15 лет, краткосрочные – от года до 5 лет, текущие – от трех месяцев до года.

   Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.

   По методам размещения  займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах.

   Особенностью сберегательных  касс в большинстве стран является  их особый статус. В отличие  от обычных банков сберегательные  кассы не имеют права на  совершение ссудных операций  на финансовом рынке. Государство гарантирует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах на свои нужды.

   Опыт новых российских  реформаторов по превращению  сбербанка в обычный коммерческий  акционерный банк в этом смысле  противоречит всей мировой практике.

   По валюте займы делятся на натуральные и денежные. Денежные займы могут быть в национальной валюте и валюте других стран.

   Облигации денежных  займов продаются и покупаются  по текущему курсу за деньги.

   Натуральные займы  появляются в периоды экономической разрухи и сопутствующей ей инфляции. В этом случае за единицу принимается пуд хлеба, тонна угля, грамм золота и т.д. На облигации указывается номинальная величина этой натуральной единицы. Однако облигации продаются и покупаются за деньги в соответствии с ценой указанного на облигации товара в момент совершения операции купли-продажи.

   Натуральная единица  применяется с целью предотвращения  обесценения займа.

   По месту размещения займы делятся на внутренние и внешние. Признаком места размещения выступает валюта займа – если используется валюта страны, выпускающей заем, то это внутренний заем. В отличие от классификации по источникам происхождения, внешние займы могут быть размещены и на территории собственной страны. Это касается стран, входящих по соглашению в зону действия определенной валюты при сохранении и национальной валюты. Обычно это является следствием колониальной зависимости.

   По характеру выплачиваемого дохода займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

   Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Большим спросом пользуются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2, или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам. Отличием краткосрочных заемных облигаций государства является то, что они не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.  Некоторые долгосрочные долговые обязательства также могут не иметь купонов. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

   Долговые обязательства  государства делятся в зависимости  от метода определения дохода на обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процентов. Для покрытия бюджетного дефицита государство может размещать займы и при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

    Первый  вариант займа предполагает покрытие  потребности в денежных средствах  за счет замены выпусков краткосрочного  или среднесрочного займов выпуском (когда процентная ставка упадет) долгосрочного займа. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию. Второй вариант займов для решения всех названных проблем предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток – должник не в состоянии спланировать свои расходы.

   По форме обращения займы делятся на рыночные, нерыночные и специальные выпуски.

   Рыночные  займы выпускаются в форме  облигаций, векселей, сертификатов, нот, бон. Они свободно обращаются  на рынке, но не могут быть  предъявлены к погашению до истечения их срока. Эта форма займов наиболее распространенная.

   Держатели  нерыночных ценных бумаг имеют  другую привилегию – досрочного  предъявления к оплате. Это право  наступает обычно, если другое  не оговорено в условиях выпуска,  через год. Держатель бумаг при досрочном предъявлении к оплате теряет на процентах.

   Чаще  всего нерыночные ценные бумаги  имеют еще одно преимущество  – ими можно погашать налоговые  платежи. 

   Специальные  займы размещаются среди финансовых  институтов. Они именные и не обращаются на денежном рынке. Они также могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия.

   Важнейшее  значение в проблемах государственного  кредита имеет вопрос о курсе  займа. 

   Курсом  займа называется цена облигации  займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (при 100% курсе, то есть совпадении цены и номинала), ажио (выше номинала) и дизажио (когда курс ниже номинала).

   Например, когда номинал облигации составляет 1 000 рублей, а продается она за 750 рублей, то дизажио составляет 25%.

   При  выпуске займов правительство  заключает договор с банком (или  группой банков), биржей или другими  финансовыми институтами об условиях  выпуска займов. В условия займа  включаются сумма займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.

   Эмиссионным  курсом займа называется курс  в момент выхода займа на  биржу. Эмиссионный курс обычно  бывает ниже номинала – для  покрытия по первичному размещению  и для привлечения кредиторов.

   Если учесть, что при выпуске займа уровень доходности ориентирован на банковский процент, то с изменением ссудного процента начинает колебаться и цена на облигации  займа.

   Реальный  курс облигаций займа, сложившийся  после размещения займа, называется  биржевым курсом. Заем считается размещенным, когда он окажется в руках окончательных держателей. Реальный курс займа зависит от уровня доходности займа (процент займа) и уровня банковского процента. При этом зависимость от процента займа прямо пропорциональна, а от уровня банковского процента – обратно-пропорционально.

   Одной  из форм государственного кредита,  получившего распространение   во второй половине ХХ века, является государственные гарантии  корпоративных кредитов.

   При  избыточности ссудного капитала тем самым государство стимулирует вывоз капитала из своей страны и вследствие этого рост ссудного процента внутри страны, создавая условия для размещения собственных займов.

   В зависимости  от обязанностей заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства с правом досрочного погашения и обязательства без права досрочного погашения.

Информация о работе Государственный кредит