Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследование проблемы государственного кредита, формулирование основных понятий, определение экономического содержания и функций государственного кредита. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности; возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Содержание

Введение
Государственный кредит
Сущность и значение государственного кредита
Виды ценных бумаг государства, их обращение на финансовом рынке
Управление государственным долгом
Заключение
Список литературы
2
4
4
7

22
28
32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы Комаричева В. А.docx

— 146.06 Кб (Скачать файл)

         В советский период в условиях командно-административной системы управления рынок государственных долговых обязательств в стране практически отсутствовал. Лишь в отдельные периоды государство размещало облигации среди населения и предприятий с целью покрытия расходов государственного бюджета. Например, в 1922 году были выпущены шестипроцентные облигации выигрышного государственного займа, размещаемые с дисконтом (по цене ниже номинальной). Для мобилизации ресурсов предприятий и организаций в середине 20-х годов государство выпустило восьмипроцентный заем, и предприятия обязаны были помещать в него не менее 60% своих резервных и запасных капиталов.

           В последующие годы регулярно происходил выпуск займов, размещаемых среди населения. Всего с начала 30-х до 1957 года было размещено 45 государственных займов, причем они носили форму добровольно-принудительного изъятия части средств предприятий и доходов (заработной платы) населения. Приобретение облигаций не было привлекательным для населения, поскольку они приносили всего 2 - 4% дохода к номинальной стоимости. Кроме того, в 1957 году было принято решение о переносе даты погашения облигаций на 20 лет. После этого был выпущен трехпроцентный государственный выигрышный заем, действовавший до 1982 года. Выплаты по облигациям послевоенного периода были завершены лишь в конце 1991 года. Все это подорвало доверие населения к государственным ценным бумагам, и их выпуск на длительное время прекратился.

        Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди населения возобновились в 1982 году. Доход по трехпроцентному займу 1982 года выплачивался в виде выигрышей. Затем в 1990 году условия получения дохода по этим облигациям были уточнены с учетом повышения процентов по вкладам населения в Сберегательном банке, а после реформы цен (апрель 1991 года) на 40% был проиндексирован номинал облигаций.

         Кроме того, в 1990 году были выпушены облигации целевого беспроцентного займа сроком на 3 года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали распространяться государственные казначейские обязательства номиналом от 50 до 1000 рублей, что делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности -- 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, и условия выпуска их были изменены: срок обращения снижен до 8 лет, а годовая ставка дохода увеличена в два раза, что ускорило их реализацию.

           В соответствии с Законом СССР о Государственном бюджете СССР на 1990 год были выпущены облигации Государственного внутреннего пятипроцентного займа на срок с 1 января 1990 года по 1 января 2006 года. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений. Доход предполагалось выплачивать в безналичном порядке по купонам один раз в год в размере 5% нарицательной стоимости, а выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение 10 лет. Высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не откорректированные с учетом происходящих в стране изменении, привели к тому, что удалось разместить только небольшую часть займа из его союзной доли: часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.

         В размещении российской части Государственного внутреннего долга 1990 года приняли участие несколько брокерских фирм, которые реализовали долговые обязательства на 300 с лишним миллионов.

         После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги, а Центральный банк России начал работу по размещению облигации в счет сложившегося ранее внутреннего долга.

         Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

          Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

          Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.

         Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

        Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

          Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.

         В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того эти средства приносят доход.

          Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

         Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг обходится меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают меньше затруднений при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги во многих странах являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

          Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности. Например, в Японии долгое время коммерческим банкам было запрещено осуществлять посреднические функции по размещению новых выпусков ценных бумаг и лишь в 1981 году им было разрешено выполнять подобные операции с государственными облигациями на внебиржевом рынке. Во Франции коммерческим банкам законодательно запрещено членство в фондовых биржах. В Канаде длительное время коммерческим банкам не разрешалась деятельность на фондовом рынке. В США по большинству государственных ценных бумаг заявка на приобретение подается непосредственно в Финансовое управление Казначейства, либо в любое отделение банка, входящего в Федеральную резервную систему, которая выступает агентом Казначейства, однако и коммерческим банкам разрешено вкладывать средства и организовывать выпуски государственных ценных бумаг, облигаций штатов и местных органов власти . В Германии коммерческим банкам разрешены все виды операций на рынке ценных бумаг.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

        В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Постановление Правительства РФ № 107 от 8.02.1993.

       Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска краткосрочных облигаций.

        Банк России выполняет следующие операции на рынке ГКО:

- продажу облигаций  на ММВБ Московская межбанковская  валютная биржа по поручению  Министерства финансов;

- покупку облигаций  от своего имени и за свой  счет на ММВБ;

- куплю-продажу  облигаций на фондовой бирже  от своего имени и за свой  счет;

- погашение облигаций по поручению Министерства финансов.

         Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

       Рынок ГКО начал действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к середине года уже имел прочное положение.

       Таким образом Центральный банк России получил еще один инструмент в виде краткосрочных облигаций для реализации своей политики в сфере покрытия дефицита федерального бюджета. За счет эмиссии ГКО эмитенту удалось решить ряд серьезных проблем федерального бюджета. Доходы от реализации государственных ценных бумаг, важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн. рублей, и в конце 1994 года ГКО занимали 12% в структуре внутреннего государственного долга.

         В 1994 году был проведен 31 аукцион по размещению бескупонных ГКО. К концу 1994 года общий объем выпусков ГКО в обращение превысил 12 трлн. рублей. Активно развивался вторичный рынок ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых заключили свыше 100 тыс. сделок на сумму 14,58 трлн. рублей. Доходность облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под воздействием конъюнктуры первичного рынка.

         В летние месяцы 1995 года доходность рынка ГКО снизилась до 108 --115% годовых, сравнялась с доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций внутреннего валютного займа. Дальнейшие изменения на рынке ценных бумаг произошли в связи с установлением «валютного коридора», что привело к «замораживанию» курса доллара и сделало вложения в валюту и валютные инструменты низко доходными. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испытывал заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению.

          Трудно оценить перспективы рынка ГКО, однако точно можно сказать, что федеральный бюджет не в состоянии обходиться без средств, получаемых от продажи краткосрочных государственных облигаций. ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения.

Казначейские обязательства (КО)

         Эти государственные ценные бумаги являются по своей сути финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

        Начало выпуска казначейских обязательств (КО) -- август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, т.е. представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.

         Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется путем перевода того или иного количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.

          Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.

         Рынок казначейских обязательств в I квартале 1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем в два раза.

         Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость КО, привлекаемых под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых.

Информация о работе Государственный кредит