Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:13, контрольная работа
Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения.
1.Кредитная система в РБ
2.Денежная масса и денежная база
3.Задача
4. Список использованной литературы.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный технологический университет»
Кафедра Коммерческой деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Деньги. Кредит. Банки»
Рапацевич Е.Г.
№ зачетки 06226
211030 Минская обл. г. Жодино
ул.50 лет Октября д.5 ком. 601
Проверил(а):_________________
г.Витебск
2012г
Содержание
1.Кредитная система в РБ
2.Денежная масса и денежная база
3.Задача
4. Список использованной литературы.
1. Кредитная система в РБ
Необходимость кредитных
отношений в рыночной
Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства – кредитной системы.
Различают, по крайней мере, два понятия кредитной системы :
1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);
2) совокупность кредитно-
В первом аспекте кредитная система представлена банковским, государственным, коммерческим, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.
Коротко рассмотрим
эти виды кредитов
Под кредитом понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента.
Банковский кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач:
- увеличения основного
и оборотного капиталов
- накопления сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;
- индивидуального и
- учета (переучета) векселей;
- удовлетворения
- выкупа государственного имущества;
- для других целей.
Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) являются преобладающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.
По длительности
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица. Заемщиком — государство в лице его органов (Министерства финансов Республики Беларусь, других республиканских и местных органов). Эта форма кредита позволяет заемщику привлечь дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления денежной эмиссии.
В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во втором — местные органы власти.
По месту получения
кредиты подразделяются на
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, векселя, кредитование Центральным банком государственного бюджета.
Характерным для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Вместе с тем, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов. Министерство финансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством республики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обязательств производится за счет прибыли Национального банка.
Государственный кредит
формирует часть
Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между двумя предприятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).
Потребительский кредит – заемщиками выступают граждане, а кредиторами банки, предприятия, организации. Может выдаваться не только в денежной, но и натуральной форме.
Международный кредит
– в качестве кредиторов и
заемщиков выступают
Ипотечный кредит – это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).
В последнее время
большое значение имеет лизинг.
Лизинг – долгосрочная аренда
машин, оборудования, транспортных
средств, сооружений
В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полностью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите невыгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков и на условиях солидарной ответственности.
Консорциальные кредиты предоставляются, как правило, на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Консорциальные кредиты могут быть "клубными", когда в состав кредитов входит ограниченный и определенный круг банков, или "открытыми", если привлекаются средства всех желающих банков, т.е. количество банков не ограничивается и зависит от размера предоставляемого кредита, возможностей каждого банка и заинтересованности в сделке.
Кредиты юридическим
и физическим лицам
Национальный банк Республики Беларусь как ядро кредитной системы
В соответствии с
Конституцией Республики
Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам.
Основные функции
1) денежно-кредитное и валютное регулирование, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;
2) выполнение функций центрального депозитария;
3) консультирование, кредитование
и осуществление функций
4) регистрация банков, учет филиалов и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
5) обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики, определение форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.
Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы.
Исполнительным коллегиальным
органом Нацбанка является
Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписа¬ния, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками.
В целях обеспечения нормального функционирования коммерческих банков Национальный банк устанавливает:
а) минимальный размер уставного фонда;
б) обязательные
в) определяет порядок
страхования депозитов и
В случае систематического нарушения установленных нормативов, убыточности, возникновения положения, угрожающего интересам кредиторам банка, неисполнения предписаний Национального банка он может применять предусмотренные законодательством меры, включая обращение в суд о признании банка экономически несостоятельным или банкротом.
Перед Национальным банком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды – их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
Национальный банк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.
Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Специалист Национального банка по письменному распоряжению одного из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.
Для денежно-кредитного регулирования Нацбанк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал Нацбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Нацбанке; средства, перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.
Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли:
а) банкира;
б) экономического советника правительства;
в) финансового агента правительства;
г) представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной политики и лицензирования банковской деятельности.
В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум. Центральный аппарат состоит из департаментов, управлений и отделов.
Второй уровень кредитной системы
В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.