Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:57, курсовая работа
Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.
1. Введение. 3
2. Структура денежной массы 4
3. Денежные агрегаты 5
4. Анализ денежной массы на примере 1998-1999 годов. 7
5. Особенности денежного обращения в России. 13
6. Инструменты регулирования денежной массы. 14
7. Прогнозы на 2010 год и анализ 1999-2009 года. 17
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год 24
9. Список используемой литературы. 28
10. Приложение 1 29
Так каковы должны быть реальные меры по борьбе с инфляцией?
Это прежде всего улучшение инвестиционного климата, способного «связать», превратить «короткие» деньги в «длинные»,
развитие региональной финансовой системы, сельского хозяйства и производства, способных насытить экономику товарным предложением.
Монополии должны снижать издержки, а не наращивать наперегонки тарифы.
Кто-то должен разделить инфляционное «бремя», увеличение тарифов должно быть ограничено меньшими темпами, чем величина инфляции.
Увеличение денежной массы не всегда повод для инфляции. Как известно, реальный монетаризм зовет не к дефициту денег, а только к их достаточности. Политика денежного дефицита снижает инвестиционный потенциал. Анализ вклада монетарной составляющей демонстрирует «инфляционный парадокс» - увеличение денежной массы в нашей экономике в определенном интервале способствует не росту, а снижению инфляции (Приложение 1, График 1). Экономика РФ пока недостаточно насыщена деньгами. В 1999-2000 годах уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) был около 15%, тогда как монетизация развивающихся стран составляет 40-60%, развитых – около 80%, а Китая – около 160%. Антиинфляционный эффект наблюдается, если имеется запас по уровню монетизации, за период с 2001 по 2007 г. монетизация выросла с 16 до 40% при этом инфляция снизилась с 20 до 9%, «откатившись» в прошлом году до 11.9% (Приложение 1, График 2). Коэффициент корреляции для приведенных величин равен (-0.78).
Повышение степени монетизации российской экономики, стимулировавшей темпы экономического роста и снижения инфляции, было санкционировано под воздействием притока валютной выручки от сырьевого экспорта и иностранного капитала, заставив ЦБ «напечатать» больше рублей под покупку валюты. Какой уровень монетизации и ее ежегодного прироста является безопасным? А.Кудрин, безусловно, прав, утверждая, что мы сразу не можем позволить себе такой же уровень монетизации, как в развитых странах - т.е. около 80%.
Но это отнюдь не означает, что мы должны консервировать нашу отсталость, сохраняя тупиковую сырьевую модель, а как раз наоборот, должны непрерывно улучшать инвестиционный климат и эффективность использования бюджетных расходов, что позволит постепенно наращивать монетизацию до нужных уровней. По всей видимости, 5-7% темп прироста монетизации может быть вполне безопасным (прирост за 2006 год – 5.5%, за 2007 - 6.7%). И, наконец, график 3 показывает, что рост денежной массы в пределах 30-40% в год практически слабо эластичен к росту инфляции (коэффициент корреляции 0.26, для изменения инфляции/прирост денежной массы (-0.38). Возможно, переход к более высокой монетизации может стоить небольшого ускорения инфляции.
Проблемы финансовой системы. Экономика России от мирового кризиса не только не пострадала, но и за счет роста цен на сырье только выиграла. И если меры по реализации стратегии 2020 будут адекватными, страна, имеющая колоссальные запасы сырья и пахотной земли, а также значительные резервы по развитию производства, сельского хозяйства и науки выиграет еще больше. Но несмотря на устойчивость к мировому финансовому кризису нашей финансовой и банковской системы, косвенный ущерб все же есть. Это локальный отток капитала, падение и торможение роста фондового рынка, наблюдавшееся в 1 квартале 2008 года, а также частичные проблемы (пока в целом внешний корпоративный долг растет) с получением финансирования и рефинансирования наших компаний и банков на Западе. Однако такая ситуация дает шанс построить принципиально новую, суверенную модель финансовой системы страны, основанной не на привязке к росту долларовой массы и зависимости от заграничных займов, а на собственных экономических процессах.
Основной косвенный эффект – снижение темпов роста остатков на расчетных счетах компаний, что сказалось на падении роста ресурсов в банковской системе. Инфляция и опережающий рост спроса ударил также и по сбережениям населения, которое решило больше тратить: банки, несмотря на рост ставок, восстановить прежние темпы роста депозитов физических лиц, составлявших за последние два года около 37% в год, пока не могут. Снижение уровня сбережений - отрицательный фактор, ускоряющий инфляционное давление за счет появления коротких денег. Деньги стали более дорогими, ставка рефинансирования была повышена в начале февраля с 10 до 10.25%, а затем в конце апреля до 10.5%.
Наиболее важная проблема российской финансовой системы – ее небольшой масштаб. Отношение активы банковской системы к ВВП на 1.01.08 составляет около 61%, а в развитых странах свыше 100%. И это неудивительно - банковская система является «зеркалом» состояния российской экономики, и несмотря на то, что она находится на 7 месте в мире, пока еще не достаточно развита. Отражением этой неразвитости является в первую очередь личная бедность значительной части населения - около 30-40%, поэтому по данным социальных опросов, около 50% населения не имеет сбережений. Другая проблема - колоссальные региональные диспропорции развития, при которых около 60% всех финансовых ресурсов концентрируется в Москве.
Денежная политика: ужесточение или сбалансированность? Как известно, руководство ЦБ РФ считает экономику перегретой, и достижение ценовой стабильности, по их мнению, потребует ужесточения денежной политики. Но нужно отдавать отчет, что это решение может стимулировать замедление роста экономики. Но стоит ли того рост инфляции, вызванный в значительной мере глобальными факторами? Если правительство хочет бороться с инфляцией реально, а не виртуальными методами, достаточно снизить НДС, и притормозить опережающий рост тарифов монополий. А для помощи наименее обеспеченным слоям граждан, доходы на питание которых составляет основную часть бюджета, например, пенсионеров, следует повышать уровень пенсий и пособий и активно развивать сельское хозяйство. Что касается ужесточения денежной политики, то здесь нужно быть крайне осторожным. История финансовых кризисов показывает, что многие из них происходили как раз на фоне денежного «сжатия», в т.ч. и в 1998 г. (Приложение 1, График 4).
Рост денежной массы на 1.04.2008 г. по сравнению с началом года составил всего лишь 0.8%. Несмотря на характерную сезонность – денежное сжатие в начале года, достаточно низкие темпы денежной массы М2 наблюдались в 1998 г. (-2.5%) (Приложение 1, График 5), 2001 г. (+0.9%) и 2002 г. (-2.1%). При этом золотовалютные резервы РФ с начала года (на 1.05.2008 г.) увеличились на 58 млрд. долларов с 476.4 до 534.4 млрд. долларов.
В то же время Центральный банк и Минфин демонстрирует достаточно эффективную политику по поддержанию банковской ликвидности. Улучшены механизмы краткосрочного рефинансирования, ломбардный список был существенно расширен. В банковскую систему были «влиты» средства госкорпораций, недавно были проведены аукционы по размещению временно свободных бюджетных средств. Планируется увеличение их срочности.
В известной степени может существовать дилемма: инфляция - экономический рост. В РФ умеренная инфляция на уровне 8-10% пока скорее всего будет сохраняться благодаря системным и политическим факторам. Однако лучше хороший экономический рост на фоне умеренной инфляции, чем проблемы с ликвидностью и низкие темпы роста. Следует сохранять адекватный прирост денежной массы, удерживая его в зоне оптимальности, бороться с локальным дефицитом финансовых ресурсов в банковской системе.
Резервные возможности экономики и финансовой системы. Ключевые проблемы нашей страны - инвестиционный климат, административные барьеры, неразвитость финансовой системы и инфраструктуры. Поэтому даже на фоне достаточно невысокой монетизации, инфляция у нас столь велика. Экономика не усваивает деньги - основная масса регионов отстает и имеет пока низкую инвестиционную привлекательность. Как следствие, цены на недвижимость в крупных городах и на землю около них пухнут в цене, ставя новые рекорды. Вот здесь можно увидеть признаки настоящего «пузыря», «перегрева». Но ко всей экономике это не относится.
Существенная причина отставания экономики и финансовых рынков – отсутствие рыночной капитализации значительной массы ресурсов страны, прежде всего земли, доставшееся нам в наследие от административной экономики. Собственность формирует активы, капитал, накопления, инвестиции и экономическое развитие. Нет собственности (или хотя бы долгосрочной аренды), не может быть инвестиций, кредитования, развития – экономика не может усвоить деньги. Наша структура собственности не соответствует развитым рыночным отношениям. В рыночный оборот не вовлечено ресурсов на многие триллионы долларов, стоимость которых будет только увеличиваться, при этом активы банковской системы составляют на 1.01.08 всего около 856 млрд. долларов (20.125 трлн. рублей). Капитализация, а также эффективное использование этих ресурсов со временем позволит увеличить емкость финансовых, в т.ч. фондовых рынков, а также объем ВВП в разы.
Страна вполне могла бы конкурировать с Китаем по привлечению капитала и иностранных инвестиций. Для этого необходимо создавать самый комфортный инвестиционный климат с максимальной защитой прав собственности, развитым и цивилизованным рынком недвижимости, доступностью земельных ресурсов, минимальным по величине, но максимально простым налогообложением, развитой инфраструктурой. Но при этом важно предусмотреть защитные меры от атак спекулятивного капитала, которой может легко «обрушить» наши рынки.
Государство за счет массированных расходов на инфраструктуру должно поддерживать спрос, сконцентрировав в первую очередь свои усилия на развитии региональной экономики и финансовой системы. И не нужно бояться инфляции – чем больше эффективных инвестиций, чем выше отдача, тем меньше будет инфляция. Здесь важнее создать реальные механизмы строжайшего финансового контроля использования бюджетных ресурсов. Осилит ли экономика наметившийся активный темп прироста госрасходов, ведь некоторые специалисты высказывают мнение, что их темпы роста не должны превышать 10% в год. Однако за 2005 г. по сравнению с 2004 г. госрасходы выросли на 30%, инфляция упала на 6.8%, за 2006 год рост расходов составил 22%, а инфляция упала на 17%. В 2007 г. расходы выросли почти на 39%, возросла и инфляция, однако этот процесс в значительной мере имел глобальный характер. Зависимость инфляции от темпов роста госрасходов не столь сильна (график 5) - коэффициент корреляции 0.62, для зависимости – изменение инфляции/рост расходов всего (-0.23).
России необходимо существенно модернизировать экономические принципы, строить не монополизированную экономику, а нормальную капиталистическую экономику «равных возможностей», основанную на реальной доступности частной собственности, финансовых ресурсов и свободы предпринимательства. Только такая система сможет обеспечить стране то самое инновационное и социальное развитие, к которому так стремится В.Путин. Стратегия 2020 открывает перед экономикой огромные возможности для развития. Предстоит создать миллионы новых рабочих мест, будет развиваться малый бизнес, граждане должны получить возможность свободно оказывать услуги, производить, брать кредиты на развитие бизнеса, строить дороги, жилье, осваивать землю, развивать фермерство.
Чтобы увеличить клиентскую базу банковской системы, создать предпосылки для роста «длинных» денег следует позаботиться об условиях роста личного благосостояния максимально широкого круга населения. Рынок «длинных» ресурсов, образованных за счет пенсионных фондов, системы страхования жизни, будет развиваться по мере роста экономики, благосостояния граждан и развития соответствующих институтов. И здесь придется набраться терпения. Большие перспективы может дать создание нормальной жилищно-сберегательной отрасли. При достаточной надежности банковской системы, снижения инфляции будут созданы условия для роста депозитов на счетах физических лиц. Банкам и правительству нужно больше работать с населением, повышая уровень доверия к финансовой системе, упавшей из-за событий 1992, 1998 и 2004 г. Важно удерживать экономический рост в безопасной зоне, т.е. около 8-12%, не допуская реального «перегрева». Банковская система страны несколько лет растет очень высокими темпами, около 36-43% год. Однако в этом году ее темпы пока снизились, составив в годовом исчислении за период 1.01-1.03.08 г. всего 17%. Темпы роста экономики составляет около 8%, рост расходов бюджета за 2006, 2007 г. - 22% и 39%. О таких цифрах развитые экономики могут только мечтать. При таких тенденциях уже скоро наша экономика будет иметь принципиально более высокое качество. Новая экономическая политика требует от всех министерств и ведомств не узко местнического, а многостороннего и комплексного подхода.
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.
В 2009-2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.
Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы.
В зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году -15-20%, в 2010 году - 12-17%.
Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России.
Проект основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и уменьшение объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.