Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:35, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение денежной системы России. Для достижения поставленных целей в работе ставятся задачи, определяющие ее внутреннюю структуру:
- понятие и сущность денежной системы;
- развитие денежной системы России в историческом и современном аспектах.
Введение ……………………………………………………………………….…….4
1 Понятие и сущность денежной системы………………………………….….......6
1.1 Понятие денежной системы…………………………………………………….6
1.2 Типы денежных систем…………………………………………………………7
1.3 Виды денежных систем……………………………………………………......10
2 Анализ исторического развития денежной системы..…………………………16
2.1 Денежная система России в царский период………………………………...16
2.2 Денежная система переходного периода……………………………………..23
2.3 Денежная система в современный период……………………………………24
3 Проблемы современных денежных систем России……………………………27
Заключение………………………………………………………………………....33
Список использованных источников……………………………………………..34
за невыплат и задержек зарплат и пенсий, ибо такого явления в экономике какой-либо цивилизованной страны просто нет.
Продолжалось сокращение расходов на питание населения, что углубляет еще более ситуацию с недостаточным питанием малообеспеченных семей и детей, а в некоторых регионах можно уже говорить о наступлении настоящего голода. Люди живут буквально на одной картошке.
Продолжалось сокращение инвестиционной активности. Вложения в основной капитал в 1996 г. уменьшились на 18%, идет активная эрозия основных фондов. Иностранные инвестиции в прошедшем году направлялись в основном в портфельные инвестиции, то есть имели характер спекулятивных вложений.
И на этом фоне еще более угрожающе выглядят рост экспорта товаров и услуг и рост несбалансированности экспорта и импорта. Экспорт в 1996 г. составил 84,5 млрд. долл., а импорт — 45,4. Происходит беспрецедентное товарное кредитование экономики Запада со стороны России.
Несмотря на все принимаемые Банком меры вывоз и укрывательство капиталов за рубежом в 1996 г. не только не приостановлены, но, можно предположить, даже увеличились.
Таким образом, в торгово-платежном балансе России, вытекающем из отчета, зияет необъяснимый провал величиною почти в 50 млрд. долл.
Тяжелое впечатление оставляет попытка авторов отчета придать развалу экономики России в 1996 г. характер чуть ли не всемирного закона на основе модных в настоящее время концепций циклического развития. Создается ни на чем не основанная теория циклов спада и развития в экономике России: "Характерной чертой, развития российской экономики, наблюдаемой с начала реформ, является наличие периодов ускорения и замедления спада хозяйственной активности размером около двух лет". Это действительно новое слово в мировой экономической науке, так как теория циклов характеризуется ускорением и замедлением экономического роста, но отнюдь не спадов. Цель этого высказывания вполне понятна. Перенести ответственность с ЦБ РФ на "всемирные законы", оправдать действия Центрального банка РФ. На самом деле так называемый двухлетний цикл есть время председательствования в ЦБ Т. Парамоновой и С. Дубинина. Именно при Т. Парамоновой начался процесс "укрепления рубля", который и продолжился при С. Дубинине, хотя и в замедленных темпах, так как продолжать его прежними было уже просто невозможно.
Авторы отчета отмечают, что "проблема неплатежей в 1996 г. оставалась одной из наиболее острых". Однако в отчете полностью снимается ответственность за неудовлетворительное состояние расчетных отношений с ЦБ РФ, хотя по закону именно на Банк России и возложена обязанность управления денежной системой. Более того, в отчете утверждается, что "следует, прежде всего, отказаться от попыток представить главной причиной неплатежей "абсолютную нехватку" денежных средств в экономике. Это противоречит фактам: обострение проблемы расчетов в 1996 г. происходило на фоне повышения монетизации экономики".
"Одной из главных причин, способствующей развитию процесса неплатежей, является недостаточная развитость системы защиты прав собственности". Выходит в 1993, 1994, 1995 гг., когда происходил бурный процесс полукриминального раздела государственной собственности, "права собственности" были защищены гораздо лучше, а в 1996 г. произошло что-то, в результате чего собственники стали совершенно бесправными, что и привело к тотальному кризису неплатежей.
Ясно, что такие объяснения не могут быть приняты. Это просто попытка переложить ответственность за состояние сферы народного хозяйства, за которую ЦБ несет ответственность по закону, на Парламент, правительство или даже судебную власть, что прямо утверждается: "...ни органы законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти не прилагали достаточных усилий в данном направлении"
Вторая причина вообще не соответствует никаким представлениям современной экономической мысли "...существенное воздействие на общее состояние платежной дисциплины оказало низкое качество бюджетного планирования — постоянное завышение прогнозных доходов и, как следствие, расходов бюджета".
На самом деле это известная аксиома, что увеличение бюджетных расходов как раз способствует насыщению экономики деньгами и следствием этого могут быть любые неблагоприятные явления, но только не обострение кризиса неплатежей, каковые за год по всем отраслям экономики и только по учтенным банковским документам возросли в 2,5 раза и составили астрономическую сумму — 895 трлн. руб., что составляет 40% от ВВП. А так как есть еще и неплатежи, которые не могут быть учтены в банковской системе, то реальная сумма неплатежей должна составить уже просто фантастическую сумму, не менее, видимо, половины ВВП. Создалась совершенно удивительная ситуация, когда половина всего производимого продукта, половина всех денежных обязательств не может быть исполнена регулярным образом через денежную систему.
Исходя из анализа отчета ЦБ РФ, специалисты фракции во главе с господином Жириновским делают следующие, не очень радужные выводы:
- анализ отчета Центрального банка Российской Федерации показывает всю глубину кризиса денежной системы России;
- кризис денежной системы является важнейшей составляющей общего кризиса экономической, социальной и государственной сфер в России.
В этих кризисах роль Центрального банка является определяющей. Поэтому вся деятельность Центрального банка и его руководства должна быть признанной как крайне неудовлетворительная.
Анализ валютной политики свидетельствует, что осуществляемое Банком России укрепление российского рубля с помощью "валютного коридора" ведет к потере конкурентоспособности по отношению "цена—качество" российских товаров, как на внешних, так и внутреннем рынках.
Отчет свидетельствует об ошибочных теоретических представлениях в области денежного обращения, которыми пользуется в своей практической деятельности Банк России.
Из отчета следует, что подавляющая часть денежного предложения в размере 126,3 трлн. руб. состоит из наличных денег, общая масса которых на 1.01.97 г. достигла 500 тыс. тонн или 108.6 трлн. руб. Перенасыщенность денежной системы России наличными деньгами, составляющими почти 85% от общего денежного предложения ведет к криминализации страны, к массовому уклонению от уплаты налогов, бюджетному кризису и, как следствие, к политической неустойчивости.
На основании данных отчета показаны отрицательная роль института обязательного резервирования денежных средств банков на счетах Банка России для стабильности всей банковской системы и его роль в массовом банкротстве банков.
Продолжает снижаться кредитная активность банков. Объем кредитов соответствует не более 5-10% от потребности.
Банк России в нарушение своего уставного назначения является банком первичного обслуживания для более чем 300 тыс. клиентов.
Функцию коммуникации денег Банк России выполняет совершенно неудовлетворительно. Сроки перемещения денег недопустимы. Электронизацией денежной сферы не занимается.
Банк России превратился, в коммерческую организацию, заинтересованную в собственном благополучии и в некоторой степени в благополучии наиболее крупных банков. Численность работников Банка России составила 83 тыс. человек, что значительно превышает численность всего Госбанка СССР, когда он обслуживал всю денежную сферу страны. Затраты Банка России на собственные нужды составили в 1996 г. почти 30 трлн. руб., что составляет более половины произведенных в 1996 г. затрат страны на оборону (80 трлн. руб. выделено на оборону бюджетом 1996 г., реальное финансирование было произведено на две трети). Содержать такой банк Россия просто не может себе позволить, необходимо перевести Банк России с хозрасчета на бюджетное финансирование.
Центральный банк России, чудом сохранившийся обломок Государственного банка СССР, превратившийся в "министерство денег", не только не способствует созданию современной и эффективной денежной системы но, наоборот, разлагает ее.
И это разложение денежной системы смертельно отравляет страну, ее экономику, государственные финансы, политику, оборону, социальную сферу, правопорядок, науку, образование, здравоохранение, мораль и нравственность, буквально все.
Кратко ситуацию в денежной сфере страны можно охарактеризовать:
- катастрофически много наличных денег;
- катастрофически мало счетных (безналичных) денег;
- катастрофически крепкий рубль (дешевые иностранные валюты);
- катастрофически плохие денежные коммуникации;
- катастрофически много утекает из страны денег;
- катастрофически расточительный Центральный банк;
- катастрофически некомпетентное и эгоистичное его руководство.
В ходе анализа отчета были сделаны некоторые конкретные предложения, которые могли бы способствовать улучшению денежной системы России:
- введение для всех банков автоматического расчетного кредитования;
- переход от внутрифилиальных отношений к корреспондентским между учреждениями Банка, создавая тем самым на месте Банка России систему территориально-общественных банков и автоматически увеличивая кредитные ресурсы банковской системы в 4-5 раз;
- резкое сокращение наличной денежной массы, а также ряд других предложений.
Из отчета следует, что восстановить эффективное функционирование денежной системы России паллиативными мерами невозможно. Денежная система нуждается в коренной реконструкции. А для этого нужны новые люди — специалисты, обладающие современными знаниями.
Прежде всего, необходимо отойти от представления, что "банк — это "банка с деньгами". Банк есть рабочая станция в единой денежно-банковской системе. И необходимо создавать именно эту единую денежно-банковскую систему, отвечающую современным реалиям и достижениям мирового научно-технического и финансового развития, а также потребностям и реалиям России /7/.
Лично мне такой взгляд на проблему во многом импонирует, но у фракции существует множество других оппонентов.
Заключение
Целью данной работы являлось исследование денежной системы России. В соответствии с целевой установкой в первой главе рассмотрена структура денежной системы, классификация основных видов и определены основные типы денежной системы, а также дана их характеристика. Во второй главе представлены периоды развития денежной системы. И третья глава представляет собой проблемы развития денежной системы России в современном мире.
В ходе работы было установлено, что за время своего существования до 1917 года денежная система в России претерпевала множество изменений. Для нее были и хорошие, и плохие времена. Однако в затруднительном положении денежная система оказывалась чаще.
Основные проблемы денежной системы начинаются с эпохи Петра I. Если сравнить причины кризисов, возникавших где-то с XVIII века и связанных с денежным обращением, то можно заметить, что причиной крушения многих реформ и систем, которые казались достаточно прочными, являлись войны. Реформа Канкрина на определенный период обеспечила стабилизацию денежного обращения в стране и способствовала ее экономическому развитию. Но Крымская война опять подорвала экономику России, создав огромный дефицит бюджета.
Постоянные нововведения в виде различных монет и бумажных денег, переход от одного монетного стандарта к другому тоже давали свои “побочные эффекты”. Безусловно, все это делалось на благо государства, но какие-то недоработки, или внешние факторы постоянно мешали установлению стабильной валюты на долгое время.
В настоящее время правительство РФ совместно с Центральным банком РФ разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Денежно-кредитное регулирование экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов (изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке).
По мере создания стабилизационного фонда Банк России считает необходимым последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции. Кроме того, сокращение интервенций на валютном рынке повысит роль процентной политики Банка России. Такая политика будет способствовать стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Список использованных источников
1 Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 784 с.
2 Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600 с.
3 Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Б.М. Сабанти. – М.: ЮРАЙТ – М, 2001. – 504 с.