Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. По этой причине она никогда не была устойчивой и саморазвивающейся. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
4
1.
Понятие денежной системы и её элементы………………………………
6
2
Оценка денежной системы в Республике Беларусь……………………..
11
3
Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь………
27

Заключение…………………………………………………………………
30

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой денежная система.doc

— 170.38 Кб (Скачать файл)
    • наименование денежной единицы и её частей;
    • виды государственных денежных знаков, имеющих законную платёжную силу;
    • масштаб цен;
    • валютный курс;
    • порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии и обращения денежных знаков;
    • регламентация безналичного денежного оборота;
    • правила вывоза и ввоза национальной валюты и организации международных расчётов;
    • государственный орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование. [ 2, c 131]

 

 

   Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар равен 100 центам, 1 англ. Фунт равен 100 пенсам и т.д.).

Виды  денежныз знаков, имеющих законную платёжную силу, также определяются специальными законами государства или актами правительства. В современных условиях все денежные знаки, выпускаемые государством, обязательны к приёму в погашение долга на территории данной страны.

Выделяются  следующие виды денежных знаков:

  • банковские билеты (банкноты);
  • казначейские билеты;
  • разменная монета.

Масштаб цен- средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующиеся на фиксированном государством весовом количестве денежного металла в денежной единице.Масштаб цен складывается фактически под влиянием спроса и предложения, служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

Валютный  курс- соотношение между денежными единицами разных стран, определяемом в основном их покупательной способностью. Он характериезует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в единицах других стран. [1, c 98]

Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии и обращения  денежных знаков. Регулируются эти процессы внутренним законодательством страны с учётом экономического и валютного положения.

Несмотря  на резкое увиличение объёмов платежей наличными деньгами и ещё более  высокий рост остатков наличных денег, главным компонентом денежной массы  продолжают оставаться остатки денежных средств в сфере безналичного денежного оборота. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путём установления порядка функционирования денег, зачисленных на счёт. В частности, определяются сферы, в которых платежи должны выполняться не наличными деньгами, а путём переводов денег со счёта в банке плательщика на счёт получателя. Вырабатываются способы платежа, формы расчётов, порядок платежей и т.п.

Национальные  валюты, как правило, ориентированы  для обслуживания оборота внутри страны. Поэтому вывоз и ввоз национальной валюты также регулируется установленными правилами. К примеру, государство  может разрешить свободный вывоз  и ввоз своей валюты в любых  размерах. Могут устанавливаться  предельные суммы вывоза, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми нормативами. Разрешаются также  полное или частичное расходование валюты за пределами страны или обязательный её обратный ввоз.

Каждое государство  приспосабливает денежную систему  к своим интересам, определяет и  орган, который осуществляет денежно-кредитное  и валютное регулирование. Таким  органом обычно выступает центральный (национальный) банк страны. Центральные банки наделяются монопольным правом эмиссии банкнот, осуществляют руководство всей кредитной системы страны, регулируют денежное обращение, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, ведут финансовые обязательва правительства, являясь таким образом главным проводником денежно-кредитной политики государства.

Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими чертами:

1.   отменой золотого содержания денежных единиц и демонетизацией золота;

2.   переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающихся по своей природе от бумажных денег;

3.   выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

4.   развитием в денежном обращении безналичного оборота;

5.   усилением государственного регулирования денежного обращения [6, c.85].

В зависимости  от сложившихся в стране экономических  отношений денежные системы могут  быть рыночного и нерыночного типа.

Денежную  систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Сохранятся денежно-кредитное регулирование на уровне банковской системы. Регулирование осуществляется с помощью экономических методов. Нерыночная денежная система характеризуется различными ограниечениями в использовании денег, наличием административных методов регулирования денежного обращения.

Имеются другие критерии отнесения денежных систем к тому или иному типу. От степени  включения национальной экономики  в мировую выделяются денежные системы открытого и закрытого типа. Денежные системы были саморегулирующимися при обращении золотых или серебряных монет. С переходом к обращению бумажных и металлических денежных знаков, не имеющих собственной стоимости, потребовалось регулирование денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка денежной системы в Республике Беларусь

 

 

 

Республика Беларусь – молодое  суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей  ранее а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе  СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и  разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В  обращение денежные знаки могли  выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

После распада СССР и образования  самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы  не последовало, что еще больше осложнило  последствия нарушений сложившихся  экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать  национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля ( рисунок 1.4).

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако такое  продолжаться долго не могло, поскольку  стали нарушаться традиционные связи  по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные  расчеты, и в безналичном обороте  произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную  валюту стал различным и курс этих рублей [5,c.108].

 

 

 

 

 

                              

 

 

Рисунок 2- Денежные знаки 90-х годов в Республике  Беларусь

 

Примечание-Источник: [ 12 ]

В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение  с июня 1992 г. Расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время)единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский » и «российский» послужило решение  Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных  билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные  билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать  свои приоритеты. Спрос на безналичные  российские рубли привели к росту  курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос  на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали  давить на внутренний потребительский  рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все  товары и услуги.

Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце  июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике [5, c.109].

Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.

Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации  не произошло, то Верховный Совет  Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

Юридическая основа денежной системы  Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что  денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную  силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный  орган денежно-кредитного и валютного  регулирования.

Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное  право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в  качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица  является единственным законным платежным  средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением  внешнеэкономических, если иное не предусмотрено  законом.

Достоинство (номинал), меры веса, изображение  и другие характеристики национальной денежной единицы также определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение  изготовления, хранения, обновления банкнот  и монет.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчётов и д.р. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка направлена на реализацию целей монетарного регулирования. (рис. 6.1)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК


(стабильность  национальной валюты и банковской  системы)

 


Организация монетарного регулирования


 

Разработка долгосрочных экономических  программ

(выработка экономических мероприятий)

 

Разработка программ на очерёдной  год

Прогноз экономического и социального  развития страны

Государственный бюджет

Прогноз платёжного баланса

Осоновные направления денежно-кредитной  политики:

Информация о работе Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития