Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. По этой причине она никогда не была устойчивой и саморазвивающейся. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
4
1.
Понятие денежной системы и её элементы………………………………
6
2
Оценка денежной системы в Республике Беларусь……………………..
11
3
Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь………
27

Заключение…………………………………………………………………
30

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой денежная система.doc

— 170.38 Кб (Скачать файл)

 

Примечание-Источник: [10]

 

Рублевая денежная база на 1 октября 2011 г.  сложилась на уровне 15,71 трлн.

рублей,  увеличившись за январь-сентябрь 2011 г.  на 54,4 процента  (или на 5,54 трлн.

рублей). Ее прирост сложился в результате операций Правительства Республики Бела-

русь  (включая расходование денежных ресурсов со счетов в Национальном банке) 

в объеме 7,2 трлн.  рублей при изъятии  Национальным банком на чистой основе

1,66 трлн.  рублей. С 1  июня 2011 г.  Национальный банк прекратил  предоставлять ре-

сурсы банкам для кредитования ими  государственных программ и осуществляет рефи-

нансирование банков с помощью  стандартных инструментов на рыночных условиях. 

 Рассмотрим  также  финансовый сектор республики  составленный по  независимым  источникам (таблица 1.4).

 

Таблица 1.4-Обзор финансового сектора Республики Беларусь (по данным банковской системы и страховых организаций)

 

Показатели 

01.07.2010

01.10.2010

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

Чистые иностранные активы

7 945.6

6 089.0

-2 070.8

-6 568.4

-9 721.7

Требования к нерезидентам

21 623.9

21 591.7

20 794.2

19 484.8

33 547.5

Обязательства перед нерезидентами 

13 678.3

15 502.8

22 865.0

26 053.1

43 269.2

Чистые внутренние требования

50 373.6

57 503.3

73 131.9

81 664.7

91 933.3

Чистые требования к органам  государственного управления

-26 943.5

-28 890.0

-23 446.0

-26 467.6

-37 252.2

Требования к органам государственного управления

6 180.9

6 736.2

7 562.5

8 447.5

9 426.9

Обязательства перед органами государственного управления

33 124.4

35 626.2

31 008.5

34 915.2

46 679.1

Требования к другим секторам

77 317.1

86 393.3

96 578.0

108 132.3

129 185.5

Требования к другим финансовым организациям

1 031.6

1 533.4

1 778.5

2 703.4

2 948.4

Требования к государственным нефинансовым организациям

18 153.4

19 693.2

21 820.8

23 373.0

29 042.4

Требования к другим нефинансовым организациям

39 554.2

44 840.6

50 043.2

56 796.5

69 060.6

Требования к физическим лицам 

18 577.9

20 326.1

22 935.5

25 259.4

28 134.2

Наличные деньги в обороте

внефинансового сектора

4 287.4

4 758.5

4 493.7

4 574.6

6 334.1

Депозиты

33 953.5

37 150.8

41 737.9

41 749.2

55 290.4

Ценные бумаги, кроме акций

2 455.0

3 011.8

2 918.2

3 174.9

3 530.2

Кредиты

33.2

36.8

31.3

34.1

53.7

Производные финансовые инструменты

2.2

4.9

2.9

2.4

12.1

Страховые технические резервы

959.6

1 023.9

1 060.7

1 135.8

1 311.9

Акции и другие формы участия  в капитале

19 662.5

20 635.1

23 755.6

25 329.6

29 830.3

Прочие статьи (чистые)

3 034.2

3 029.5

2 939.2

904.2

14 151.0


Примечание-Источник: [10]

 

Задолженность секторов экономики  по банковским кредитам возросла на 18,87 трлн. рублей (на 42,2 процента) в том  числе в национальной валюте –на 13,89 трлн. рублей (на 44,9 процента) и 44,83 трлн. рублей, в иностранной валюте –  на 284,2 млн. долларов США (на 4,5 процента) и 6,57 млрд. долларов США соответственно. В кредитах, выданных банками доминировали рублевые кредиты.

Внешний  долг Республики Беларусь  на 1 января 2011 года составил 28 млрд. руб.  ( таблица 1.5).        

 

 

Таблица 1.5- Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год.

 

млн. долларов США 

Показатели 

01.01.2011

01.04.2011

01.07.2011

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28 401.1

31 622.3

33 101.1

Краткосрочный

12 700.8

14 147.3

14 282.5

Долгосрочный 

15 700.3

17 475.0

18 818.6

Органы государственного управления

10 057.9

10 997.6

12 000.3

Краткосрочный

 0.0

0.0

0.0

Долговые ценные бумаги

 0.0

0.0

0.0


 

Кредиты и займы

          0.0 00

                      0.0

                      0.0

Торговые кредиты

                 0.0

                      0.0

                      0.0

Другие долговые обязательства

                 0.0

                      0.0

                      0.0

Просроченная  задолженность

                 0.0

                      0.0

                      0.0

Прочее

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

10 057.9

10 997.6

12 000.3

Долговые  ценные бумаги

1 230.1

2 046.7

2 052.9

Кредиты и займы

8 260.1

8 366.4

9 357.4

Торговые  кредиты

0.0

0.0

0.0

Другие  долговые обязательства

567.7

584.5 

590.0

Органы денежно–кредитного регулирования

1 855.3

1 713.5

1 400.8

Краткосрочный

1 267.1

1 107.9

786.0

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

146.3

0.0

0.0

Счета и депозиты

1 120.8

1 107.9

786.0

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

Прочее

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

588.2

605.6

614.8

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

588.2

605.6 

614.8

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

Банки

5 752.1

6 832.6

6 980.6

Краткосрочный

2 692.9

3 165.5

3 096.2

Долговые ценные бумаги

22.0

31.2

47.7

Кредиты и займы

2 246.1

2 626.4

2 621.0

Счета и депозиты

212.9

250.4

323.1

Другие долговые обязательства

211.9

257.5

104.4

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

Прочее

211.9

257.5

104.4

Долгосрочный

3 059.2

3 667.1

3 884.4

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

2 767.1

3 241.9

3 449.2

Счета и депозиты

292.1

425.2

435.2

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

Другие секторы

9 910.1

11 220.4

11 835.0

Краткосрочный

7 915.1

9 015.7

9 515.9

Долговые ценные бумаги

0.0

0.2

0.9

Кредиты и займы

493.5

634.0 

621.6

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

Торговые кредиты

6 788.6

7 694.6

8 136.1

Другие долговые обязательства

633.0 

686.9

757.3

Просроченная задолженность

633.0

686.9

757.3

Прочее

0.0

0.0

0.0

Долгосрочный

1 995.0

2 204.7

2 319.1

Долговые ценные бумаги

0.0

0.0

0.0

Кредиты и займы

1 995.0

2 204.7

2 319.1

Счета и депозиты

0.0

0.0

0.0

Торговые кредиты

0.0

0.0

0.0

Другие долговые обязательства

0.0

0.0

0.0

Прямые инвестиции: межфирменное кредитование

825.7

858.2

884.4

Задолженность дочерним предприятиям

0.0

0.0

0.0

Просроченная задолженность

0.0

0.0

0.0

Прочее

0.0

0.0

0.0

Задолженность прямым инвесторам

825.7

858.2 

884.4

Просроченная задолженность

3.2

3.4

3.3

Прочее

822.5

854.8

881.1


Примечание-Источник: [10]         

 

Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных  денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Одной из важнейшей задачей банковской системы Республики Беларусь в условиях ухудшения макроэкономической ситуации стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения, являющихся незаменимым  источником устойчивого роста ресурсной  базы банков.

Беларусь, являясь европейским  государством, не может остаться в  стороне от общемировых тенденций  несмотря на то, что экономические  процессы в нашей республике и  других странах с переходной экономикой существенно отличаются от аналогичных  процессов в развитых индустриальных государствах. Поэтому сегодня исключительно  важен вопрос о выработке концептуальных подходов к проведению собственной монетарной политики на основе изучения общемировых тенденций, прогрессивного опыта, а также их адаптации к условиям отечественной экономики.

 

 

 

  1. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь

 

В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей  будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также  изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается  в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой  денежной массы — 25 — 28 процентов. При  этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических  лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей. [11]

Реализация  мер денежно–кредитной, бюджетной  и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента

Приоритетной  целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики,  оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики. Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных

ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения,  а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2011 – 2015  годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют.  При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины  (в частности,  пересмотр долей иностранных валют,  ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний

стоимости корзины).

Основным  направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики.  Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций.  В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования,  и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля. [10]

Важнейшими  условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами,  достижение его положительного уровня к 2015 году,  а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах,  преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров,  таких как поддержание финансовой стабильности,  которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов,  позволит повысить ее эффективность.

Применение  и развитие инструментов денежно-кредитной  политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики. 

Операционным  ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях.  Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне,  приближенном,  как правило,  к ставке рефинансирования Национального

банка.

Наряду  с этим продолжится решение следующих  задач:

  • дальнейшее совершенствование условий для своевременного
  • проведения банками платежей клиентов;
  • ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;
  • содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для повышения  эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и  содействия   своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

  • увеличить возможности банков по использованию стандартных

инструментов для регулирования  своей ликвидности на основе

расширения форм приемлемого обеспечения;

  • распространить механизм усреднения резервных требований на весь

объем резервных требований,  подлежащих депонированию банками в

Национальном банке;

  • сузить границы коридора,  задаваемого ставками по постоянно

доступным операциям регулирования  текущей ликвидности,  и придать

ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

  • совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых

инструментах регулирования текущей  ликвидности и влияющих на нее

факторах.

Национальный  банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

  • постоянно доступные и двусторонние операции,  основная роль

            которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний

            краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора,  задаваемого

            ставками по данным операциям;

  • операции на открытом рынке,  проводимые на аукционной основе и

            являющиеся основным инструментом регулирования текущей

            ликвидности банков,  сглаживания колебаний краткосрочных ставок

           денежного рынка  к  уровню ставки рефинансирования;

  • механизм усреднения резервных требований,  позволяющий

Информация о работе Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития