Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:42, курсовая работа
По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. По своей форме денежная система реализуется посредством организации денежных отношений в стране или в едином экономическом пространстве. Форма денежной системы складывается исторически и закрепляется соответствующим законодательством.
Состояние денежной системы может оказать как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на финансовую и в целом экономическую систему, что определяется ролью денег в воспроизводственном процессе и степенью отлаженности механизма экономических отношений в стране.
Введение_________________________________________________________2
ГЛАВА 1. Теоретические основы денежной системы__________________4
1.1. Денежная система: понятие, элементы и принципы ее организации
1.2. Классификация денежных систем______________________________17
1.3. Исторический аспект функционирования денежного обращения на территории Кыргызстана______________________________________23
ГЛАВА 2. Организация денежной системы Кыргызской Республики
2.1. Аналитический обзор состояния налично - денежного обращения___30
2.2. Анализ функционирования платежной системы__________________36
Заключение______________________________________________________41
Список использованной литературы_________________________________44
В этих условиях одним из средств вывода Кыргызстана из кризиса стало введение национальной валюты, которая позволила бы снять остроту несбалансированности товарных и денежных потоков на его территории.
Вопрос о введении собственной валюты обсуждался Верховным Советом Республики дважды. В первый раз в апреле 1993 года депутаты не поддержали предложение Правительства о введении национальной денежной единицы. Было решено вернуться к рассмотрению этого судьбоносного вопроса после 10 мая 1993 года. Однако 12 мая этого года МВФ, членом которого стал Кыргызстан, должен был рассмотреть вопрос о предоставлении Кыргызстану крупных денежных кредитов, одним из условий, предоставления которого было введение на территории республики национальной валюты. Учитывая это, 10 мая 1993 года была созвана чрезвычайная внеочередная сессия Верховного Совета, на которой после тщательного обсуждения было принято постановление о введении в Кыргызстане национальной валюты кыргызского сома.
Официальный обменный курс, по которому обменивались деньги, был определен как 1 сом: 200 руб., 1 доллар США: 4 сома, 1 английский фунт стерлингов: 6,1180 сома, 1 немецкая марка: 2,4860 сома. Такое соотношение оставалось действительным только в течение пяти дней обмена, в дальнейшем обмен стал производиться по “плавающему курсу”. В целях защиты сбережений населения постановлением Комитета по введению национальной валюты все рублевые вклады населения были пересчитаны по курсу 1:150.
По расчетам специалистов денежная масса в обороте перед вводом национальной валюты составляла в Кыргызстане около 50-53 млрд рублей. Фактически было предъявлено населением 6,5 млрд. и через магазины – около 7 млрд. руб. Остальные деньги население частично реализовало в сопредельных государствах и России, и частично приберегло для этих целей в будущем.
Все собранные при обмене на сомы советские и российские рубли были возвращены ее Центральному банку и зачтены в погашение образовавшегося государственного долга Кыргызстана.
Специфической особенностью денежной реформы в Кыргызстане является ее гласность: населению Кыргызстана было оповещено о введении национальной валюты 7 мая 1993 года, а странам СНГ – за 54 дня до ее введения.
В связи с тем, что часть населения в Кыргызстане по объективным причинам не смогла обменять рубли на сомы в период с 10 по 14 мая 1993 года, Комитет Кыргызской Республики по введению национальной валюты принял решение произвести дополнительный обмен денег для той части населения, которая в период проведения денежной реформы находилась в больницах, отъезде, в служебных командировках, заграничных поездках, а также чабанов, работающих в отдаленных уголках республики. Особенностью обмена этого этапа являлось принятие к обмену только российских денег. Обмен производился по установленному курсу 1:200, 3 – 4 июня 1993 года состоялся заключительный этап обмена денег, на котором обмен союзных рублей на сомы производился уже по рыночному курсу и только для граждан Кыргызской Республики. Таким образом, обмен денег в Кыргызстане производился в три этапа. Это является существенной особенностью денежной реформы Кыргызстана в отличие от ранее проводимых денежных реформ в России и СССР. Следует отметить, что установленное при проведении денежной реформы соотношение обменного курса 1:200 свидетельствует о том, что денежная реформа носила конфискационный характер. С введением новых денег резко изменился масштаб цен, повысились цены на товары, услуги, что отрицательно сказалось на жизненном уровне трудящихся.
На наш взгляд, ввод национальной валюты на территории Кыргызстана можно считать началом становления собственной денежной системы. В ходе проведения денежной реформы в республике были затронуты все элементы ее денежной системы: введена новая денежная единица; изменены номинации денежных знаков; установлен новый масштаб цен, порядок эмиссии и обращения денег, валютный курс к российскому рублю и доллару США. Определен орган, регулирующий денежное обращение.
Введение национальной валюты преследовало несколько целей. Одна из них - уйти от зависимости рублевой зоны и обеспечить себя наличными деньгами, поскольку печатный станок России, в условиях быстрорастущей инфляции был просто не в состоянии обеспечить все республики наличными деньгами. Вторая, наиболее важная цель - возможность самим определять финансово-кредитную, налоговую, ценовую политику, самим устанавливать размеры заработной платы. И, в-третьих, попытаться как-то оградить себя от российских инфляционных процессов, так как небольшие республики обречены, осуществлять определенные меры уже как следствие решения крупных государств, а, не исходя из своих требований. Все эти цели в той или иной степени были достигнуты.
Значение введения национальной валюты в Кыргызстане трудно переоценить. С ее введением начался процесс становления собственной национальной денежной системы. Были созданы экономические условия для ее дальнейшего развития.
Переход Кыргызстана на путь рыночных преобразований в корне изменил функционирование налично-денежного оборота. Как известно, налично-денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения кругооборота, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражает потребность общества в целом и отдельных его граждан.
Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение. В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реализация производственных товаров и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния налично-денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты.
Рост денег в обращении связан с устойчивой потребностью экономики в наличных деньгах и повышением государственных выплат по социальному пакету.
В качестве факторов роста
денег в обращении можно
Таблица 2.1.
Движение наличных денег через кассы коммерческих банков
Наименование региона |
Поступления |
Выдача |
Возвратность | |||
(млн.сом) |
(млн.сом) |
(млн.сом) | ||||
за 2012 г. |
за 2013 г. |
за 2012 г. |
за 2013 г. |
за 2012 г. |
за 2013 г. | |
Всего |
622342,7 |
804192,4 |
642979,1 |
820274,0 |
96,79 |
98,06 |
Г. Бишкек |
329264,3 |
431565,6 |
323725,4 |
419985,4 |
101,71 |
102,76 |
Баткенская область |
22797,40 |
31994,0 |
24747,6 |
33554,2 |
92,12 |
95,35 |
Жалал - Абадская область |
60981,7 |
77915,3 |
70093,1 |
89249,7 |
87,0 |
87,3 |
Иссык - Кульская область |
26204,2 |
33 323,10 |
30709,9 |
37490,4 |
85,33 |
88,88 |
Нарынская область |
8678,1 |
12850,7 |
12056,0 |
16605,0 |
71,98 |
77,39 |
Г. Ош |
94136,7 |
116460,5 |
94059,3 |
115993,6 |
100,08 |
100,4 |
Ошскаяобласть |
27992,9 |
36065,3 |
31751,2 |
37733,0 |
88,16 |
95,58 |
Таласская область |
8516,4 |
13621,7 |
12294,0 |
19197,6 |
69,27 |
71,27 |
Чуйская область |
43771,1 |
50336,2 |
43542,6 |
50265,1 |
100,52 |
100,14 |
Одной из актуальных задач является формирование принципиально нового подхода к учету и планированию денежного оборота, обеспечивающего использование эффективных методов контроля и регулирования совокупной денежной массы, необходимой для обращения, что позволяет на более ранних стадиях выявлять диспропорции в сфере обращения денег и кредита. Необходимость контроля за ростом денежной массы и связанного с ней уровня инфляции вызывает необходимость иметь конкретные количественные их измерители.
Количественная характеристика совокупного денежного оборота и его отдельных компонентов отражается в построении показателей денежной массы, включающей как реальные (наличные), так и потенциальные денежные средства, которые могут быть использованы для обслуживания хозяйственного процесса. Измерение этого показателя осуществляется группировкой в денежных агрегатах компонентов (активов) по степени убывания их ликвидности. В зависимости от степени развитости и многообразия форм платежных средств, состав и количество используемых агрегатов различаются по странам. В США для определения денежной массы и ее структуры используются пять денежных агрегатов, в Японии и Германии – три, в Англии и Франции – два. НБКР использует 4 денежных агрегата – М0, М1, М2, М2Х. Возможность использования в Кыргызстане денежных агрегатов в практической работе по анализу денежной массы, появилась с обретением независимости и самостоятельности в проведении денежно-кредитной политики Национальным банком только после введения национальной валюты.
Рост наличных денег в структуре совокупной денежной массы, которая обслуживает население, в современных условиях, особенно после либерализации в Кыргызстане денежного обращения, к ним стали часто прибегать и юридические лица вызывает нехватку наличных денег в стране со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.
Поскольку сделки с наличностью не могут быть учтены, это дает возможность для их сокрытия от налогового и статистического контроля. При этом для придания видимости легальности, как правило, часть денег оформляется документально, остающаяся уплачивается наличными и не включается в отчеты.
На основе анализа купюрного строения денег в обращении постоянно проводилась работа по поддержанию оптимальных запасов необходимых номиналов банкнот, проводился выпуск в обращение новых банкнот, изъятие из обращения ветхих банкнот и их уничтожение. Из коммерческих банков в кассу Национального банка поступило ветхих банкнот на сумму 2 448,9 млн. сомов.Купюрное строение банкнот, находящихся в обращении, в целом было стабильно. Наибольшее изменение удельного веса отмечалось по банкноте номиналом 1 000 сомов.
Таблица 2.2.
Купюрное строение банкнот в обращении (на конец периода)
(в процентном отношении от общей суммы денег в обращении)
Номинал |
до 5 сом |
10 сом |
20 сом |
50 сом |
100 сом |
200 сом |
500 сом |
1000 сом |
5000 сом |
Всего |
2011 г. |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
1,4 |
2,8 |
5,1 |
14,5 |
49,7 |
24,8 |
100,0 |
2012 г |
0,8 |
0,4 |
0,7 |
1,2 |
2,3 |
4,1 |
12,5 |
50,0 |
28,0 |
100,0 |
Диаграмма 2.1
Структура номиналов банкнот в обращении в листах (на конец периода)
Национальным банком проводилась работа по дальнейшему совершенствованию нормативной базы, процедур организации налично-денежного обращения и кассовой работы.
Национальным банком на базе Учебного центра Союза Банков Кыргызстана проведено четырнадцать семинаров для кассиров финансово-кредитных учреждений по обучению признакам подлинности банкнот.
В рамках ежегодной программы проводимой информационно- образовательной кампании «Сом – лицо Кыргызстана» изготовлены на кыргызском и русском языках плакаты с информацией о порядке обмена ветхих и поврежденных банкнот.
Рост потребностей экономики и населения в денежных средствах явился экономической предпосылкой введения банкнот с более высоким номиналом. Дело в том, что большинство хозяйствующих субъектов стали использовать при проведении расчетно-платежных операций наличные деньги. Хотя они имеют расчетные счета в банках для этих целей. Высокая доля крупных банкнот в обращении может свидетельствовать о том, что доля теневого сектора в экономике достаточно высокая.
Кроме того, увеличивающийся объем наличного денежного оборота связан с развитием “челночного” бизнеса, с ростом розничного и мелкооптового товарооборота местного населения с соседями дальнего и ближнего зарубежья. Однако, удовлетворить в полной мере потребности хозяйственного оборота, с помощью наличных денег практически невозможно. Необходимо реализовать возможности безналичного оборота, используя для этого посреднические функции банковской системы.