Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:42, курсовая работа
По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. По своей форме денежная система реализуется посредством организации денежных отношений в стране или в едином экономическом пространстве. Форма денежной системы складывается исторически и закрепляется соответствующим законодательством.
Состояние денежной системы может оказать как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на финансовую и в целом экономическую систему, что определяется ролью денег в воспроизводственном процессе и степенью отлаженности механизма экономических отношений в стране.
Введение_________________________________________________________2
ГЛАВА 1. Теоретические основы денежной системы__________________4
1.1. Денежная система: понятие, элементы и принципы ее организации
1.2. Классификация денежных систем______________________________17
1.3. Исторический аспект функционирования денежного обращения на территории Кыргызстана______________________________________23
ГЛАВА 2. Организация денежной системы Кыргызской Республики
2.1. Аналитический обзор состояния налично - денежного обращения___30
2.2. Анализ функционирования платежной системы__________________36
Заключение______________________________________________________41
Список использованной литературы_________________________________44
Характерной чертой налично-денежного оборота Кыргызстана после введения сома стала долларизация денежного обращения. Этот процесс проявляется в привилегированном положении доллара (или иной валютной единицы) по сравнению с национальной валютой и в ее замене.
В связи с тем, что долларовый оборот полностью не проходит через банки и, следовательно, не поддается точному учету, фактический уровень долларизации денежного обращения в Кыргызстане, по нашему мнению, безусловно выше.
Национальным банком Кыргызской Республики показатель долларизации рассчитывается как отношение депозитов в иностранной валюте к “широким деньгам”.
Процесс долларизации в Кыргызстане тесно связан с долговым кризисом, ростом бюджетного дефицита, дальнейшим ростом внешней государственной задолженности, переводом национальной валюты в доллары или другую конвертируемую валюту.
Таким образом, наличный денежный оборот в Кыргызстане имеет следующие особенности:
В 2012 году НБКР продолжал деятельность по созданию современной интегрированной национальной платежной системы, которая призвана обеспечить организацию базовой инфраструктуры, необходимой для развития современной банковской системы в рамках развития финансового посредничества, а также повысить эффективность платежных услуг. Особое внимание было уделено расширению спектра услуг розничного бизнеса в результате чего, активизировалось использование такого перспективного инструмента безналичных расчетов, как платежные карты, возросло количество банков, предоставляющих услуги по оплате регулярных платежей. В рамках обеспечения доступности населения к банковским услугам коммерческие банки продолжали активно развивать инфраструктуру розничных платежей, в том числе с использованием банкоматно-терминальной сети.
Важным направлением деятельности Национального банка является своевременное обеспечение потребностей экономики республики в наличных деньгах. В 2012 году спрос на наличные деньги складывался под влиянием развития потребительского рынка и продолжения роста малого и среднего бизнеса. Коммерческие банки распределяли денежные средства в соответствии с потребностями финансового рынка. В свою очередь НБКР осуществлял регулирование структуры денег в обращении и контроль над обеспечением потребности экономики необходимыми номиналами банкнот национальной валюты.
На конец 2012 года участниками межбанковских платежных систем в Кыргызской Республике являлись НБКР, коммерческие банки, включая их филиалы, Центральное казначейство Министерства финансов и Межгосударственный банк. Межбанковские платежные системы представлены гроссовой системой расчетов, системой пакетного клиринга и системой расчетов с использованием платежных карт.
График 2.3.
Динамика изменения среднедвного показателя
объемов платежей и ликвидности в Гроссовая система расчетов в режиме реального времени (ГСРРВ)
По результатам мониторинга работы системы ГСРРВ в 4-м квартале 2013 года объем среднедневных ликвидных средств участников по сравнению с предыдущим кварталом вырос на 16,45 процента и составил 12,13 млрд. сомов. Увеличение данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 11,64 процента. Объем среднедневных ликвидных средств участников в 2013 году также демонстрировал рост на 17,83 процента (по сравнению с 2012 годом) и составил 11,32 млрд. сомов.
В свою очередь активность участников системы в отчетном периоде также увеличилась и обороты составили 224,29 млрд. сомов, что больше показателя предыдущего периода и аналогичного периода 2012 года на 15,39 и 28,10 процента соответственно. В целом, в 2013 года обороты участников составили 751,36 млрд. сомов, что больше показателя за 2012 г. на 23,54 процентов.
График 2.4.
Уровень финансовых рисков в системе ГСРРВ
На основании анализа соотношения объема платежей к уровню ликвидности в системе, можно отметить, что уровень финансовых рисков в системе оставался минимальным за счет сохраняющегося высокого показателя ликвидных средств по отношению к оборотам в системе.
График 2.5.
Рост количества банковских платежных карт (на конец периода)
Еще одним показателем возможных финансовых рисков в системе является очередь платежей участников, которая обусловливается нехваткой денежных средств на корреспондентском счете участника в Национальном банке. За отчетный период было зафиксировано 9 платежей в очереди с суммарным временем простоя платежей 3 часа 23 минут (0,57 процента от общего времени работы системы).
Необходимо отметить, что в 4-м квартале 2013 года количество платежей в очереди было минимально Относительно данного показателя в годовом выражении, в течение 2013 года было зафиксировано 210 платежей в очереди, что на 2,33 процента ниже показателя 2012 год, с суммарным временем простоя платежей 178 часов 50 минут (на 6,44 процента ниже показателя 2012 год).
Оценка потенциальных рисков: Риск ликвидности несущественный, поскольку был связан с временной нехваткой ликвидных средств на корреспондентском счете участников. В соответствии с правилами системы, в случае нехватки ликвидности у отдельных участников, данные платежи автоматически отвергаются системой по окончании операционного дня.
График 2.6.
Соотношение показателя доступности и операционного риска ГСРРВ
Операционные риски в системе. Анализ функционирования ГСРРВ показал, что с учетом продлений операционного дня как фактора риска, показатель доступности в 4-м квартале 2013 года составил 99,82 процента. В то же время уровень операционного риска в системе составил 4,59 процента (больше показателя предыдущего периода на 1,85 процента).
Значение данного показателя обусловлено продлениями регламента работы системы по просьбе участников, а также техническими ошибками в системе (12 и 21 октября 2013 года). Суммарное время продлений составило 24 часа 55 минут, из них максимальное время продления работы – 5 часов 5 минут. Данные нарушения регулируются тарифной политикой Национального банка.
В целом за 2013 год коэффициент доступности системы ГСРРВ составил 99,61 процента, что ниже на 0,17 процентных пункта показателя 2012 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования в рамках квалификационной работы сделаны следующие теоретические обобщения и практические рекомендации.
Денежную систему можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения функционального аспекта под денежной системой понимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране или в едином экономически пространстве.
С точки зрения институционального аспекта денежная система представляет собой совокупность институтов, создающих и регулирующих экономически и правовые основы эмиссии денег, способы их обращения, аккумулирования, распределения и перераспределения.
На практике функциональный и институциональный аспекты денежной системы образуют единство системы. Денежные отношения, их формы, методы и принципы организации в стране или в едином экономическом пространстве в современной экономике не существуют вне институтов, их организующих, В свою очередь денежно-кредитные институты появляются (создаются) именно тогда, когда денежные отношения приобретают достаточно развитые формы, и возникает необходимость регулирования денежных отношений.
В рамках денежной системы реализуются сущность и функции денег во всем разнообразии их форм и видов. Поэтому функциями денежной системы являются:
• эмиссионная — определение форм и видов законных платежных средств, способов их обеспечения, порядка эмиссии;
• регулирующая — регулирование денежной массы в обращении, ее структуры, соответствия потребностям экономики;
• контрольная — контроль за соблюдением нормативных основ организации денежного обращения, денежной дисциплины.
Выполнение этих функций способствует достижению основной цели функционирования денежной системы — обеспечение ее стабильности и эластичности.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги — как товар или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:
• металлические денежные системы, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;
• неметаллические денежные системы, построенные на обороте кредитных и бумажных денег, не разменных на металл.
Вопрос о введении собственной валюты обсуждался Верховным Советом Республики дважды. В первый раз в апреле 1993 года депутаты не поддержали предложение Правительства о введении национальной денежной единицы. Было решено вернуться к рассмотрению этого судьбоносного вопроса после 10 мая 1993 года. Однако 12 мая этого года МВФ, членом которого стал Кыргызстан, должен был рассмотреть вопрос о предоставлении Кыргызстану крупных денежных кредитов, одним из условий, предоставления которого было введение на территории республики национальной валюты. Учитывая это, 10 мая 1993 года была созвана чрезвычайная внеочередная сессия Верховного Совета, на которой после тщательного обсуждения было принято постановление о введении в Кыргызстане национальной валюты кыргызского сома.
Официальный обменный курс, по которому обменивались деньги, был определен как 1 сом: 200 руб., 1 доллар США: 4 сома, 1 английский фунт стерлингов: 6,1180 сома, 1 немецкая марка: 2,4860 сома. Такое соотношение оставалось действительным только в течение пяти дней обмена, в дальнейшем обмен стал производиться по “плавающему курсу”. В целях защиты сбережений населения постановлением Комитета по введению национальной валюты все рублевые вклады населения были пересчитаны по курсу 1:150.
Для дальнейшего развития и укрепления денежной системы и эффективного регулирования национальной экономики необходимо внести следующие предложения:
1) противодействие
отмыванию денежных средств, повышение
безопасности инвестиций, рост доверия
к коммерческим банкам
2) совершенствование внутренних систем управления в коммерческих банках, создание условий для развития здоровой конкуренции;
3) создание
благоприятных условий для
4) повышение эффективности и прозрачности платежных операций, увеличения скорости прохождения платежей.
5) увеличение доли безналичных расчетов.