Международный валютный
фонд также советовал Банку России
повысить ставку. Аналитики МВФ считают,
что ужесточение кредитно-денежной
политики поможет не только сдержать
рост цен, но и предотвратить возможный
перегрев российской экономики. Однако большинство российских экспертов
не ожидали изменения ставок ЦБ, потому
что повышать ставки рефинансирования
для сдерживания немонетарной инфляции
неэффективно, плюс имеются риски замедления
экономического роста.
В июне 2013 года истекает
четырехлетний срок, на который был утвержден
нынешний глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.
Кто возглавит пост председателя ЦБ, пока
не известно. Однако 12 марта 2013 года президент
России Владимир Путин официально объявил
о своем решении предложить парламенту
назначить своего советника Эльвиру Набиуллину
на эту должность.
Кредитно-денежная
политика Центробанка РФ в начале
2013 года
Важнейшим трендом февраля
стало сохранение тенденции к
ускорению инфляции. Февральская
инфляция составила по итогам месяца
почти 0,6% (в феврале 2012 г. - 0,4%). Таким образом, темпы ускорения,
хотя оказались не так высоки, как в январе,
когда они вдвое превысили прошлогодние,
но остаются достаточными; в результате
февральская инфляция в годовом выражении
достигла 7,3%.
Между тем именно значительный инфляционный фон является основным
аргументом Банка России в полемике вокруг
смягчения денежной политики. 12 февраля
Банк России сообщил, что он оставил без
изменения ставку рефинансирования и
процентные ставки по основным операциям.
Помимо сохранения процентных ставок на прежнем уровне,
ЦБ РФ также унифицировал с 1 марта нормативы
обязательного резервирования на уровне
4,25% независимо от вида обязательств (до
1 марта действовали следующие нормы обязательных
резервов, установленные 1 апреля 2011 года:
норма обязательных резервов по обязательствам
перед нерезидентами в валюте РФ и иностранной
валюте в размере 5,5% и 4% по всем остальным
обязательствам).
В январе 2013 г. произошло
сезонное сжатие широкой денежной базы
после ее расширения в конце года.
По итогам месяца она сократилась на 14,5%
до 8424,8 млрд руб. В январе выросли только
обязательные резервы - на 3,6%. Снижение
объема наличных денег в обращении и одновременный
рост обязательных резервов в январе привели
к сокращению денежной базы в узком определении
(наличность плюс обязательные резервы)
на 8,6% до 7454,5 млрд. руб.
После двукратного роста
в декабре 2012 г. избыточные резервы
коммерческих банков 1 в январе 2013 г.
сократились, вернувшись к уровню ноября
прошлого года. Их объем на конец
месяца составил 970,3 млрд руб.
Основные направления
единой государственной кредитно-денежной
политики на период 2013-2015 гг.
Банк России в предстоящий
трехлетний период сохранит преемственность
реализуемых принципов денежно-кредитной
политики. При формулировании принципов денежно-кредитной политики
на среднесрочную перспективу, как и в
предыдущие годы, фиксируется намерение
ЦБ РФ сосредоточиться на снижении инфляции
и ставится задача снизить показатель
инфляции до 5-6% в 2013 г. и до 4-5% в 2014-2015 гг.
При этом Банк России планирует к 2015 г.
завершить переход к режиму таргетирования
инфляции. В рамках данного режима приоритетной
целью кредитно-денежной политики является
обеспечение ценовой стабильности, то
есть поддержание стабильно низких темпов
роста цен.
Денежно-кредитная политика,
направленная на контроль над инфляцией,
будет способствовать достижению более
общих экономических целей, таких
как обеспечение условий для
устойчивого и сбалансированного
экономического роста и поддержание
финансовой стабильности. Реализация денежно-кредитной политики
Банка России предполагает установление
целевого значения изменения индекса
потребительских цен. В качестве главной
цели денежно-кредитной политики Банка
России ставится задача снижения темпов
прироста потребительских цен в 2013 году
до 5-6%, в 2014 и 2015 годах - до 4-5%.
Решения в области
денежно-кредитной политики Банк России
продолжит принимать, как правило,
на ежемесячной основе.
ЦБ России представил
три варианта денежно-кредитной
политики в зависимости от возможной цены на нефть. При этом базовым сценарием
прогноза является второй вариант, который
исходит из цены на нефть 97 долл./барр.
в 2013 г.
Согласно прогнозу ЦБ,
чистый отток частного капитала из
РФ в 2013 г. в размере 35 млрд долл. при
цене на нефть марки Urals 73 долл./барр. и 10 млрд долл. при цене
на нефть 97 долл./барр. Если среднегодовая
цена на нефть в следующем году составит
121 долл./барр., то, по прогнозу ЦБ РФ, отток
капитала в 2013 г. будет нулевым.
По итогам текущего года
ЦБ РФ ожидает чистый отток частного капитала из страны в размере
65 млрд долл. При этом чистый вывоз частного
капитала по итогам 9 мес. 2012 г. составил
57,8 млрд долл.
В среднесрочной перспективе
важной стратегической задачей будет
выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики,
а также повышение доверия к Банку России
как органу, отвечающему за ценовую стабильность,
что создаст основу для лучшего
В целях дальнейшего
повышения действенности процентной
политики Банк России в предстоящий
трехлетний период продолжит постепенно увеличивать
гибкость механизма курсообразования
и к 2015 году предполагает осуществить
переход к плавающему валютному курсу,
отказавшись от использования связанных
с уровнем курса операционных ориентиров
курсовой политики.
Одной из основных задач
Банка России в среднесрочной
перспективе будет оставаться обеспечение
финансовой стабильности.
2.2 Основные инструменты денежно-кредитной
политики ЦБ РФ.
Под инструментом
денежно- кредитной политики понимают средство, способ
воздействия центрального банка как органа
денежно- кредитного регулирования на
объекты денежно- кредитной политики.
В соответствии
со статьей 35 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» (в ред. Федерального закона
от 26.04.95 N 65-ФЗ) центральные банки
используют следующие инструменты и методы денежно- кредитной
политики:
1) процентные
ставки по операциям Банка
России;
2) нормативы
обязательных резервов, депонируемых
в Банке России ( резервные требования);
3) операции
на открытом рынке;
4) рефинансирование
кредитных организаций;
5) валютные
интервенции;
6) установление
ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные
ограничения;
8) эмиссия
облигаций от своего имени.
Обязательные
резервы – это процентная доля от
обязательств коммерческого банка, которые
они должны хранить в центральном банке.
Механизм
действия этого инструмента денежно-
кредитной политики заключается
в следующем:
- если центральный
банк увеличивает норму обязательных
резервов, то это приводит к
сокращению избыточных резервов
банков, которые они могут использовать
для проведения ссудных операций. Соответственно
это вызывает мультипликационное уменьшение
денежного предложения, поскольку при
изменении норматива обязательных резервов
меняется величина депозитного мультипликатора;
- при уменьшении
нормы обязательных резервов
происходит мультипликационное
расширение предложения денег.
Согласно
ст. 38 Закона о Банке России размер
обязательных резервов в процентном
отношении к обязательствам кредитной
организации ( норматив обязательных
резервов), а также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России
устанавливаются советом директоров.
Нормативы обязательных
резервов не могут превышать 20% обязательств
кредитной организации и должны
быть дифференцированными для различных кредитных
организаций, а также не могут быть единовременно
изменены более чем на пять пунктов.
Банки могут
хранить и избыточные резервы - некоторые
суммы сверх обязательных резервов,
например, для непредвиденных случаев
увеличения потребности в ликвидных средствах.
Однако это лишает банки суммы дохода,
который они могли бы получать, пуская
эти деньги в оборот. Поэтому с ростом
процентной ставки уровень избыточных
резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает
Центральный банк норму обязательных резервов, тем
меньшая доля средств может быть использована
коммерческими банками для активных операций.
Увеличение нормы резервов уменьшает
денежный мультипликатор и ведет к сокращению
денежной массы. Таким образом, изменяя
норму обязательных резервов, Центральный
Банк оказывает воздействие на динамику
денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)]
x MB ,
где Ms - предложение
денег,
cr - коэффициент
депонирования ( наличность -депозиты
),
rr - норма резервирования
( резервы - депозиты ),
MB - денежная база.
Процентная
политика центрального банка может
быть представлена двумя направлениями:
как политика регулирования займов
коммерческих банков у центрального
банка и как депозитная политика
центрального банка. Иначе ее можно
назвать политикой учетной ставки, или ставкой рефинансирования.
Ставка
рефинансирования- это процент, под который
центральный банк предоставляет кредиты
финансово устойчивым коммерческим банкам,
выступает как кредитор в последней инстанции.
Учетная
ставка – процент (дисконт), по которому
центральный банк учитывает векселя коммерческих
банков, что является разновидностью их
кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку
(ставку рефинансирования) устанавливает
центральный банк. Уменьшение ее делает
займы для коммерческих банков более дешевыми. При получении
кредита возрастают резервы коммерческих
банков, вызывая мультипликативное увеличение
количества денег в обращении.
Определение
размера учетной ставки- один из
наиболее важных аспектов кредитно- денежной
политики, а ее изменение является показателем
перемен в области кредитно- денежного
регулирования.
Девизные
операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной
валюты для поддержания в определенных
пределах курса национальной денежной
единицы. Существует три альтернативных
критерия определения эффективности валютных
интервенций:
«Направление» - если направление движения
валютного курса совпадает с направлением
интервенции, то она эффективна. Иными
словами, если центральный банк продает
или покупает валюту, то ее курс должен,
соответственно, понижаться или повышаться.
«Сглаживание» - интервенция эффективна,
когда усилиями ЦБ замедляется развитие
тренда. Если курс падает, то интервенция
должна приводить к плавному падению,
а если увеличивается - то к торможению
роста.
«Разворот» - интервенция эффективна,
когда выполняется не только первый критерий,
но и в ходе интервенции полностью нивелируется
колебание валютного курса за предыдущий
период. Происходит разворот тренда или
центральный банк «гребет против течения».
Операции
центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются
основным инструментом денежно- кредитной
политики. Центральный банк продает или
покупает по заранее установленному курсу
ценные бумаги, в том числе государственные,
формирующие внутренний долг страны. Этот
инструмент считается наиболее гибким
при регулировании кредитных вложений
и ликвидности коммерческих банков.
Если центральный
банк покупает ценные бумаги у коммерческих
банков, он переводит деньги на их корреспондентские
счета, тем самым увеличивая кредитные
возможности банков. Они начинают выдавать
ссуды, которые в форме безналичных реальных
денег входят в сферу денежного обращения,
а при необходимости трансформируются
в наличные деньги.
Операции
на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно
с группой крупных банков и других финансово-
кредитных учреждений.
Кроме рассмотренных
традиционных денежно- кредитных инструментов
в рамках денежно- кредитной политики
могут также устанавливаться
ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное
регулирование.
Управление
наличной денежной массой ( агрегатом
М0) представляет собой регулирование
обращения наличных денег, эмиссию,
организацию их обращения и изъятия
из обращения, осуществляемые центральным
банком.
Валютное
регулирование
как инструмент денежно- кредитной политики стало применяться центральными
банками с 30-х гг. XX в. Под валютным регулированием
понимается управление потоками и внешними
платежами, формирование валютного курса
национальной денежной единицы.