Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
•описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
•рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики
•определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая сущность денежно – кредитной политики……………….5
1.2 Методы и инструменты денежно – кредитной политики…………………8
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ…………………………………………………………………15
2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК………….15
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2012 год……21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 451 |
3 778 |
4 226 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 525 |
12 633 |
14 149 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
9 995 |
10 959 |
12 277 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 233 |
10 082 |
11 283 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,8 |
40,0 |
40,0 |
П р и м е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz |
В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями (таблица 4):
Таблица 4. Третий сценарий развития денежно – кредитной политики
(на конец периода)
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 559 |
3 968 |
4 464 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 891 |
13 326 |
15 014 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
10 316 |
11 571 |
13 045 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 212 |
10 263 |
11 532 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
39,9 |
40,1 |
40,2 |
П р и м е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz |
При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП [19].
Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год.
Из сказанного мною ранее следует вывод о том, что Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов, применяемых при проведении денежно – кредитной политики по определенным направлениям:
Центральный банк осуществляет операции на финансовом рынке без коммерческого подхода и не ставит своей целью получение дохода либо ограничение убытков (например, по операциям по приему средств в депозиты). Операции банка могут носить как прибыльный, так и убыточный характер в зависимости от направленности проводимых им операций на рынке. Вопрос прибыльности операций не ставится на первый план ни одним центральным банком. Главное — это достижение стратегических целей денежно-кредитной политики.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК
В целом, можно сказать, что Казахстан прошел «дно» кризиса и вступил в фазу посткризисного развития, в котором предполагается период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, как в финансовой системе, так и в экономике Казахстана в целом.
НацБанк не считает, что возможная нестабильность на мировых финансовых рынках негативно скажется на Казахстане, так как проблема внешнего заимствования банковского сектора, которая являлась проводником кризиса в финансовую систему Казахстана, на данный момент урегулирована.
Вероятность возникновения второй волны мирового кризиса является высокой. При этом необходимо учитывать, что основной проблемой может стать не возникновение нового кризиса, а то, что восстановление мировой экономики от последствий нынешнего кризиса может быть довольно долгим.
На сегодняшний день денежно - кредитная политика, проводимая Национальным Банком, предполагает снижение минимальных резервных требований для БВУ, что, несомненно, благоприятно повлияет на их ликвидность.
Что касается инструментов, то Национальный Банк осуществляет регулирование лишь краткосрочной (т.е. до 1 года) ликвидности банковского сектора. Национальный Банк выпускает краткосрочные ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. Кроме того, Национальный Банк привлекает от банков депозиты со сроками 7 дней и 1 месяц. Более долгосрочные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов, перечень которых достаточно широк.
Среди нерешенных проблем денежно – кредитного регулирования можно выделить:
Предоставление кредитов экономике за счет средств Национального фонда является безусловной и неконтролируемой эмиссией денег. В данном случае эти средства не будут обеспечены золотовалютными резервами, что может привести к неконтролируемому росту цен.
При этом предоставление кредитов за счет средств Национального фонда является несопоставимым по уровню рисков по сравнению с консервативной политикой инвестирования данных средств в иностранные активы.
Возможные пути решения данных проблем:
Одной из важнейших задач государства является создание и поддержка механизмов, позволяющих обеспечить эффективное развитие финансовой системы. В Казахстане предпринимаются меры по совершенствованию денежно – кредитной политики Национального Банка. За прошедшие годы в рамках совершенствования банковской системы создана соответствующая основа.
В целом комплекс построенных в этом направлении механизмов совершенствования денежно – кредитной политики целесообразно рассматривать в 4 аспектах: доктринальном, законодательном, институциональном, ресурсном.
Доктринальный аспект охватывает концептуальную базу деятельности банков второго уровня, включая себя принятые в стране, официальные доктрины, концепции, стратегии экономического развития. Законодательный аспект образует нормативно – правовую базу в финансовой, банковской сферах, включая в себя широкий спектр правовых документов, регулирующих и регламентирующих отношения в сфере кредитной политики. Институциональный аспект включает в себя действующие в стране Национальный банк, коммерческие банки, специализированные кредитные учреждения, деятельность которых имеет прямое или косвенное отношение к финансовой системе. Ресурсный аспект включает в себя кадровое, финансовое, информационное и иные виды обеспечения и поддержки политики кредитования. В этой связи, для всестороннего анализа состояния дел в области совершенствования денежно – кредитной политики логичной представляется оценка указанных механизмов.
Несмотря на то, что финансовая система Казахстана опережает страны СНГ по уровню реформирования, необходимо не останавливаться на достигнутом и начать переход к решению задач гармонизации, приведения стандартов функционирования банковской системы республики к международным.
В этих условиях целесообразно начать реализацию новой концепции развития финансового сектора РК за 2012 – 2015 гг.
Приоритетными задачами концепции являются: развитие новых направлений денежно – кредитной политики, совершенствование новой денежно – кредитной статистики, развитие платежной системы, институциональное развитие участников финансового рынка. Именно эти направления, основываясь на опыте Казахстана и других стран, являются доминирующими в операционализации состояния денежно – кредитной системы.
В целом необходимо
отметить, что существующие механизмы
осуществления денежно –
Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики Казахстана и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Национального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов, применяемых при проведении денежно – кредитной политики по определенным направлениям:
Информация о работе Денежно-кредитная политика: методы и инструменты