Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире невозможно представить себе общество, в котором государство не осуществляло налогово-бюджетную политику, в котором бы оно не регулировало финансовые отношения. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на устранение основных проблем экономической политики: безработица и инфляция.
Денежно-кредитная политика – это инструмент воздействия государства на смешанную экономику, который не нарушает независимость многих субъектов хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ………………………………………………..2
1.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..2
1.2.Основные цели и задачи денежно-кредитной политики………………...4
1.3.Основные концепции денежно-кредитной политики……………………7
1.4.Типы денежно-кредитной политики……………………………………...11 2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………..………..13
2.1.Операции на открытом рынке……………………………………………..13
2.2.Политика учетной ставки…………………………………………………14
2.3.Нормы обязательных резервов…………………………………………….15
3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….16
3.1.Формирование денежно-кредитной политики Республики Беларусь…...16
3.2.Показатели развития денежно-кредитной политики за 2013 год………...17
3.3.Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной политики Республике Беларусь на 2014 год………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1

1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ………………………………………………..2

1.1.Понятие денежно-кредитной  политики…………………………………..2

1.2.Основные цели и задачи  денежно-кредитной политики………………...4

1.3.Основные концепции  денежно-кредитной политики……………………7

1.4.Типы денежно-кредитной  политики……………………………………...11 2.ИНСТРУМЕНТЫ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В  РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………..………..13

2.1.Операции на открытом  рынке……………………………………………..13

2.2. Политика  учетной ставки…………………………………………………14

2.3.Нормы обязательных  резервов…………………………………………….15

3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….16

3.1.Формирование денежно-кредитной  политики Республики Беларусь…...16

3.2.Показатели развития  денежно-кредитной политики за 2013 год………...17

3.3.Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной  политики Республике Беларусь  на 2014 год………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире невозможно представить себе общество, в котором государство не осуществляло налогово-бюджетную политику, в котором бы оно не регулировало финансовые отношения. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на устранение основных проблем экономической политики: безработица и инфляция.

Денежно-кредитная политика – это инструмент воздействия государства на смешанную экономику, который не нарушает независимость многих субъектов хозяйствования. Она должна обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост.

Инструменты денежно-кредитной политики позволяют изменить предложение денег в экономической системе, что может привести к изменению следующих параметров: уровня инфляции, уровня безработицы и ВНП.

Проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк государства. Примером таких банков может выступать Национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции одного центрального учреждения могут выполняться целой группой банков. Главным регулятором взаимоотношений  банков и бюджета является финансовая конституция.

Государство ограничено в своих действиях и не имеет право вмешиваться в деятельность банка. Его роль заключается лишь в согласовании общей макроэкономической политики.

Центральный финансовый орган играет немаловажную роль в государственном регулировании рыночной экономики, т.к. он влияет на денежную массу – основной объект денежно-кредитной политики.

Центральные банки развитых государств способны по своему усмотрению выбирать направления и механизмы денежно-кредитной политики. Данная независимость является одним из главных условий реализации монетарной политики. 

Актуальность данной темы заключается в том, что создание оптимальных механизмов денежно-кредитного регулирования является необходимым для устойчивого развития народного хозяйства в смешанной экономике. Целью данной работы является исследование основных методов регулирования денежно-кредитной политики.

Чтобы достичь этой цели, мною были поставлены следующие задачи:

1)Раскрыть особенности формирования денежно-кредитной политики;

2)Дать четкую характеристику показателей развития денежно-кредитной политики;

3)Проанализировать результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2013 год и задачи на 2014 год.

 

 

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

 

1.1Понятие денежно-кредитной  политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой систему мероприятий, которые регламентируют функционирование национальной денежно кредитной системы для регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения цели экономического развития страны. Основными носителями денежно-кредитной политики являются:

1)Центральный банк. Основным предназначением ЦБ является обеспечение благоприятных условий для экономического роста и достижение конкретных целей: сдерживание инфляции, контроль темпа экономического роста, смягчение циклических колебаний.

2)Коммерческие банки. Коммерческие банки – кредитные учреждения, которые осуществляют банковские операции для предприятий и населения за счет денежных средств в виде вкладов и депозитов. Данные учреждения предназначены для выполнения следующих операций: финансирование капиталовложений, выпуск ценных бумаг, купля-продажа и хранение ценных бумаг и т.д.

3)Аналитические и научные центры национальной банковской системы. Учреждения, целью которых является повышение эффективности информационно-аналитического и научного обеспечения деятельности Национального банка.

Основы денежно-кредитной политики, прежде всего, связаны с концепцией денег и конкретными целями и задачами, которые диктуются состоянием экономики. Для определения  смысла денежно-кредитной политики теория денег рассматривается с позиций практической ориентации использования денег.

Основная роль денег в экономике заключается в том, что деньги являются  измерителем экономических процессов  товарного производства. Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда они выполняют следующие функции: средство обращения, средство платежа, мера стоимости и средство сбережения. Однако если деньги утрачивают свою покупательную способность, то они автоматически перестают быть деньгами. Количество товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Чем выше цены, тем ниже стоит денежная единица.

Высокая инфляция снижает стоимость денег. Динамичное снижение стоимости денег приводит к тому, что они перестают использоваться в качестве средства обмена. В качестве средства сбережения деньги могут использоваться лишь до тех пор, пока в результате инфляции не происходит существенного снижения стоимости этих сбережений. Также экономика эффективно использует денежную единицу в качестве меры стоимости только при относительной стабильности ее покупательной способности.

Деньги - это долговые обязательства государственных учреждений: центрального банка, коммерческих банков и сберегательных учреждений. Стоимость денег, в первую очередь, определяется  количеством товаров и услуг, которые приобретаются за эти деньги.[1; c.444]

 Эффективность выполнения  денежных функций зависит от  оптимального количества денег  в обращении, которое  соответствует  потребностям экономики, т.е. денежная  масса. Денежная масса – это совокупность всех денежных средств находящихся в обращении в национальном хозяйстве. Для определения изменений совокупной денежной массы используются специальные показатели – денежные агрегаты. Агрегат М1 обычно включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования. Агрегат М2 содержит агрегат М1 и, как правило, срочные депозиты и вклады в коммерческих банках. Агрегат М3 – широкая денежная масса.[2; c.445]

При проведении денежно-кредитной политики органы денежно-кредитного регулирования используют такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка), который обозначается как М0. Он не является денежным агрегатом как таковым, но применяется для расчета показателей денежной массы.[3; c.6]

Денежная база – это совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке.[ 2; c.446]

Определения роли и места денежно-кредитного регулирования в системе государственной экономической политики остаются одним из наиболее дискуссионных проблем денежной теории со времен Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. В теории денег исторически сложилось два основных подхода к проведению денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход предполагает, что деньги действуют на экономику  прежде всего через норму ссудного процента, требует активного вмешательства государства в хозяйственные процессы для смягчении циклических колебаний конъюнктуры и достижения высокого уровня производства и занятости рабочей силы. При этом особые надежды возлагаются на бюджетные методы как на инструмент прямого регулирования платежеспособного спроса. [8; c.22]

Представители монетаризма как последователи количественной теории денег и цен полагают, что принципиальным для денежно-кредитного регулирования является наличие взаимосвязи между изменением денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта. Они отстаивают принцип невмешательства в экономическую жизнь и негативно относятся к идеям компенсационной политики. Главное для монетаризма в денежно-кредитной политике - стабилизация покупательной силы денег в качестве важнейшего условия сохранения общеэкономического равновесия.

В наше время в экономической науке присутствуют модернизированные версии кейнсианской теории и монетаризма для оценки денежно-кредитного регулирования, которые приобрели синтетические формы, включающие общие для обеих денежных теорий элементы.

Общим следует считать представление о денежно-кредитной политике как о системе мер, разработанных государством, в лице центрального банка и направленных на достижение конечных целей макроэкономической политики.[6; c.10]

 

1.2. Основные цели  и задачи денежно-кредитной политики.

 

Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть включена в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

В общем виде цель государственного регулирования экономики – достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

По К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю основополагающая цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствия инфляции.[5; c.10]

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального  продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики.[10; c.43]

Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и  стабилизации валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указаны выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определения уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

 

 

 

 

Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциям в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то  в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и тому подобное.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.[9; c.14]

Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политики, то есть выбор такого варианта монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиваться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.[16; c.21]

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь