Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире невозможно представить себе общество, в котором государство не осуществляло налогово-бюджетную политику, в котором бы оно не регулировало финансовые отношения. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на устранение основных проблем экономической политики: безработица и инфляция.
Денежно-кредитная политика – это инструмент воздействия государства на смешанную экономику, который не нарушает независимость многих субъектов хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ………………………………………………..2
1.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..2
1.2.Основные цели и задачи денежно-кредитной политики………………...4
1.3.Основные концепции денежно-кредитной политики……………………7
1.4.Типы денежно-кредитной политики……………………………………...11 2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………..………..13
2.1.Операции на открытом рынке……………………………………………..13
2.2.Политика учетной ставки…………………………………………………14
2.3.Нормы обязательных резервов…………………………………………….15
3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….16
3.1.Формирование денежно-кредитной политики Республики Беларусь…...16
3.2.Показатели развития денежно-кредитной политики за 2013 год………...17
3.3.Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной политики Республике Беларусь на 2014 год………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

В завершение темы об основных  концепциях  денежно-кредитной  политики считаю необходимым отметить, что современные теоретические модели  денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и  монетаризма,  в котором  учтены  рациональные  моменты  каждой  из  теорий.  В  долгосрочном периоде в  денежно-кредитной  политике  сегодня  преобладает  монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается  в  краткосрочном  периоде от  воздействия непосредственно на  процентную  ставку  в целях быстрого экономического маневрирования.

 

 

1.4.Типы денежно-кредитной  политики.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

 

2.1.Операции на  открытом рынке.

 

  Основными инструментами денежно-кредитной политики являются нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке и учетная ставка. С помощью каждого из этих инструментов ЦБ влияет на денежное предложение в экономике.

Рассмотрим данный инструмент на примере Федеральной Резервной Системы в экономике США.

Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка.

Ежедневно менеджер по внутренним операциям  осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Операции на открытом рынке – самое сильное оружие в арсенале ФРС.

В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается.

Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума.

Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них – на ставки процента и экономику. Федеральный резерв может влиять на денежное предложение просто путем покупки или продажи государственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностью выставлять требования самой себе. 
Более того, по определению, любое требование депозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРС выписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплаты государственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС от какого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погасить чек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитного института. Это увеличение резерва является первым этапом процесса создания денег.

 

 

 

2.2. Политика  учетной ставки.                                     

Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим банкам. Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.

Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.

Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования».

Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость. Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 году шесть раз повышала ставку учетного процента.

2.3.Нормы обязательных  резервов.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.

Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. [17; c.24]

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr - норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой М1 = К1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег М2 = К2 х mult2 = 800 х 5 = 4000.

Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег.

3. ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

3.1.Формирование  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

 

В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь, утвержденным парламентом, денежно кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики  являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства.

Основные направления денежно-кредитной политики  содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты  и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики.

Основные направления взаимно увязываются с макроэкономической политикой: прогнозом социально-экономического развития на очередной период (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики. На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. На третьем этапе устанавливаются операционные цели. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка. На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь