Денежно-кредитная политика Центрального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
2) Определить цели, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
3) Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2009-2010 годы и рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2010,2011 и 2012 год.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1Понятие денежно-кредитной политики государства……………………………………… 5
1.2Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 6
1.3Основные методы денежно-кредитной политики…………………………………………. 13
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………...15
2.1Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году……………… 15
2.2Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2010 года……………………………………………………………………………….. 17
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики государства на 2010, 2011 и 2012 года…………………………………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

 

  Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики. Это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

Денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике  негативных тенденций. Для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение.

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной политики государства. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации и рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Целью данной работы является исследование теоретических  аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического  применения.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
  2. Определить цели, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
  3. Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2009-2010 годы и рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2010,2011 и 2012 год.

Объектом исследования является деятельность Центрального Банка Российской Федерации. Предметом являются инструменты и методы денежно-кредитной политики.

При написании  работы были использованы описательно-аналитический, графический, экономико-статистический методы экономической теории.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, учебники и научные статьи отечественных и зарубежных специалистов в области экономической науки, данные официальных электронных сайтов правительства РФ.

Личный вклад  состоит в том, что исследователем были рассмотрены теоретические основы денежно-кредитной политики, был проведен анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, а также составлены схемы целей, инструментов денежно-кредитной политики государства (рис.1 – 2, с.7) и методов денежно-кредитного регулирования (рис.5, с.15)

Структурно  работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три раздела, заключения и списка используемых источников. В работе представлены рисунки (рис. 1 – 2, с.7; рис. 3, с.12; рис. 4, с.13; рис.5, с.15; рис.6, с.18; рис. 7 с18; рис8-с.20; рис. 9-с21; рис10-с21; рис11-с23; рис12-с23;

  1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства

  1.  Понятие денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитная  политика – это совокупность мероприятий государства в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Она служит одним из важнейших методов участия государства в процессе воспроизводства с целью обеспечения благоприятных условий для функционирования предприятий .1

Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная  экспансия), либо на их сдерживание  и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные  банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.2

Объектами денежно-кредитного регулирования являются спрос и  предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитного регулирования выступают прежде всего Центральный Банк (в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) и коммерческие банки .3

Денежно-кредитная  политика осуществляется центральным банком в тесном контакте с министерством финансов и совместно с другими органами управления государства. Стимулируя и затрудняя выдачу банками кредитов, регулируя эмиссию платежных средств, центральный банк воздействует на процесс инвестиций, на масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и другие факторы, определяющие состояние экономики .

ЦБ РФ  должен строить свою работу таким образом, чтобы было обеспечено проведение единой политики государства в области  денежного обращения, кредита расчетов. И для этого требуется четкая организация его работы .4

 

 

ЦБ РФ ежегодно отчитывается о реализации кредитно-денежной политики в Государственной думе за отчетный период и сообщает основные направления монетарной политики на следующий год. Это дает важную информацию для российского бизнеса об изменении кредитно-денежной политики в ближайшем году и снижает неопределенность при принятии решений.5

    1. Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики

Для регулирования количества денег у Центрального Банка есть три возможности:

  1. проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее;
  2. менять стоимость кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
  3. определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег.

К какому из перечисленных  способов регулирования количества находящихся в обращении денег  отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы страны.6

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

  1. Экономический рост;
  2. Полная занятость;
  3. Стабильность цен;
  4. Устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

  1. Денежная масса;
  2. Ставка процента;
  3. Обменный курс.

 

 

 

Инструменты:

  1. Лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
  2. Изменение нормы обязательных резервов;
  3. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
  4. Операции на открытом рынке.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Цели денежно-кредитной политики

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Инструменты денежно-кредитной политики

 

Важным обстоятельством  является то, как часто меняются цели. Промежуточные цели могут меняться достаточно часто, а конечные цели должны оставаться стабильными в течение длительного периода. Это происходит потому, что в меняющейся экономической ситуации для достижения конечных целей надо оперативно менять промежуточные цели.

Наоборот, если задаться на длительный период времени  достижением какой-либо промежуточной цели, например, определенного темпа роста номинальных денег, то нет никакой уверенности, что достижение такой серьезной цели, как повышение роста ВВП будет соответствовать поставленной цели.7

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики.

Нередко в процессе формирования банковской системы в  странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности центрального банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов .8

Под инструментами  денежно-кредитного регулирования  понимают средство, способ воздействия  ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики .

Существует  различие между инструментами прямого и косвенного регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми .

Рассмотрим  инструменты прямого регулирования  денежной системы.

Лимиты кредитования – предельные условия выдаваемого заемщику кредита. Это одна из мер по ограничению риска кредитования, т.к. максимальные потери банка от невозврата кредита ограничивается его суммой. Лимиты кредитования устанавливаются кредитной организацией на выдачу кредитов отдельным заемщикам, на отдельные группы кредитов или на кредитный портфель в целом.

 

Существует  несколько видов лимита кредитования:

  1. на кредитование конкретных акционеров и/или инсайдеров;
  2. на сроки кредитования;
  3. на величину кредита;
  4. на условия предоставления и/или погашения кредита филиалом.

Лимиты кредитования устанавливаются в абсолютных значениях, в определенных валютах, по результатам  анализа финансового состояния  заемщика (его кредитоспособности).

Их рассматривают и утверждают в кредитном комитете банка. Как правило, кредитный комитет рассматривает лимиты по наиболее крупным и важным сделкам. Для обычных сделок определяют общие лимиты кредитования, и кредитные работники после проведения анализа принимают самостоятельное решение в рамках утвержденного лимита кредитования.

Общепризнанно,   что   политика   лимитирования   кредитов   является эффективным  средством  регулирования  роста  денежной  массы.  В   условиях экономической   конъюнктуры,   характеризующейся   дефицитностью   торгового баланса  и  ростом  безработицы,  сильна  тенденция  к   умножению   случаев освобождения  от  лимитирования  кредитов,  что  благоприятствует  максимуму экспорта и обеспечению занятости. Но чем больше доля лимитированной части  в общем объеме кредитов, тем выше  погрешность  прогнозов  в  отношении  роста этих кредитов, что может затруднить реализацию монетарной цели .9

Инструментами косвенного денежно-кредитного регулирования  являются изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки, а также операции на открытом рынке.

Обязательные  резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура  носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка