Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: доказать необходимость регулирования денежного оборота, рассмотреть денежное регулирование в Республике Беларусь
Методы исследования: сравнительный анализ, экономико-математические оценки, экспертные оценки.

Содержание

Введение 4
1. Сущность и структура денежного оборота
1.1. Понятие денежного оборота, его содержание 5-6
1.2. Структура денежного оборота 7-10
2. Регулирование денежного оборота
2.1. Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства 11-15
2.2. Методы и инструменты регулирования денежного оборота 16-22
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 23-27
Заключение 28-29
Список использованных источников 30-31
Приложение А 32
Приложение Б 33

Вложенные файлы: 1 файл

на передачу.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

      В развитых странах основная ответственность  за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

      Однако  в условиях переходной экономики  это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование  инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

      В современной мировой практике разработки и реализации антиинфляционной политики накоплен большой опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов (рис.5.) 

 

Рис. 5 Классификация методов регулирования денежного оборота 

 

      Денежные  реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.

      Денежные  реформы предполагают частичное  или полное преобразование действующей  денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.

      Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

      - нуллификация, которая предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;

      - ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;

      - девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического  содержания);

      - деноминация  (изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей.

  • Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе. [6, с.155]

      Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны. К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков».

      Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).

      Кредитные «потолки» представляют собой верхние  пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента.

      Инвестиционные  требования и кредитные «потолки»  представляют собой административное вмешательство в регулирование  денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает  снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.

      В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточения тем самым контроля за их ликвидностью.

      Важным  методом регулирования денежного  обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение.

      Суть  операций на открытом рынке состоит в купле-продаже центральным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых центральным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

      Основным  условием функционирования политики открытого  рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

      При незначительных абсолютных и относительных  масштабах операций на открытом рынке, они оказывают прежде всего качественное, нежели количественное воздействие на ликвидность банковской системы. Однако по мере развития и совершенствования данного метода денежно-кредитного регулирования появляется возможность перехода от воздействия на структурные характеристики к воздействию на количественные параметры денежного рынка. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является их способность относительно быстро реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, а также оказывать стабилизирующее влияние на состояние денежного обращения и экономику в целом. [11, с.279-300]

      Для плановой административно-командной  экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.

      В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.  

 

      

3. Денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь

      Согласно Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год на монетарный сектор экономики возложены задачи по созданию и поддержанию благоприятных условий развития экономики. Точная разработка целевых ориентиров монетарной политики, реализация принципов денежно-кредитного регулирования и, в частности, принципа соответствия числа целей числу имеющихся инструментов центрального банка, увеличивает эффективность монетарной политики, ее предсказуемость и открытость.

      Большинство экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать в зависимости от:

      - границ действия: внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса) и внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т. д.);

      - времени действия: конечные (содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы); промежуточные (защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы) и тактические (ежедневно решаемые Национальным банком задачи в целях выполнения промежуточных целей).

      Основополагающим нормативным документом, определяющим цели и задачи развития монетарной сферы в нашей стране, согласно статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики.

      Проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь основано на соблюдении следующих основных принципов:

  • обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность функций, обязанностей и задач Национального банка, процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений Национального банка о денежно-кредитной политике, доступность для общественности информации о результатах денежно-кредитной политики;
  • четкая иерархия целевых ориентиров денежно-кредитной политики;
  • оперативное определение Национальным банком перечня и порядка применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей. [5, с.26-31]

Информация о работе Денежный оборот