Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: доказать необходимость регулирования денежного оборота, рассмотреть денежное регулирование в Республике Беларусь
Методы исследования: сравнительный анализ, экономико-математические оценки, экспертные оценки.

Содержание

Введение 4
1. Сущность и структура денежного оборота
1.1. Понятие денежного оборота, его содержание 5-6
1.2. Структура денежного оборота 7-10
2. Регулирование денежного оборота
2.1. Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства 11-15
2.2. Методы и инструменты регулирования денежного оборота 16-22
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 23-27
Заключение 28-29
Список использованных источников 30-31
Приложение А 32
Приложение Б 33

Вложенные файлы: 1 файл

на передачу.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

      Важнейшее направление экономической политики Республики Беларусь на современном этапе — укрепление фундамента высокого экономического роста в Республике Беларусь, придание ему устойчивого долгосрочного характера. Особое значение данному вопросу придает специфика ситуации, сложившейся в мировой экономике в результате глобального финансово-экономического кризиса.

      Традиционно денежно-кредитная политика центрального банка играет значимую роль в обеспечении устойчивости экономического развития любого государства. Ее влияние в первую очередь проявляется через поддержание в стране финансовой стабильности, под которой обычно понимают не только монетарную (ценовую) стабильность, но и надежную работу финансовых рынков и институтов. Общепризнано, что именно данный фактор — финансовая стабильность — является важнейшим условием сохранения в долгосрочной перспективе устойчивости экономического роста.

      Любое изменение экономических условий требует от центрального банка поиска оптимальной стратегии проведения денежно-кредитной политики, внедрения новых и совершенствования уже используемых инструментов. В этой связи представляется полезным рассмотреть опыт Национального банка Республики Беларусь по адаптации методов и инструментов денежно-кредитной политики к условиям, сложившимся под воздействием мирового финансово-экономического кризиса.

      На протяжении практически всего периода с 2000 г. по 2008 г. Национальный банк успешно использовал и постепенно совершенствовал механизм монетарной политики, обеспечивающий постоянное снижение уровня инфляции и необходимую стабильность обменного курса. При этом важным условием поддержания высоких темпов экономического роста в стране являлась высокая кредитная активность банковского сектора. Проведению такой политики в немалой степени способствовала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

      Однако в дальнейшем влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических реалиях.

      Прежде всего существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах — основных торговых партнерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.

      Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение баланса спроса и предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.

      Одновременно на начальном этапе воздействия кризиса вкладчики начали замещать свои рублевые вклады активами в иностранной валюте, что, соответственно, привело к росту уровня долларизации экономики. Как следствие, банковский сектор столкнулся с недостатком рублевой ликвидности, в последующем еще больше обострившимся в силу ухудшения финансового состояния заемщиков, устойчивого недостатка оборотных средств у предприятий и снижения остатка денег на их счетах в банках.

      Ответной реакцией денежно-кредитной политики на развитие неблагоприятных тенденций в экономике стало принятие целого комплекса оперативных и долгосрочных мер, нацеленных на минимизацию и преодоление последствий кризиса.

      Значительная часть этих мер осуществлялась в рамках реализации программы стэнд-бай, заключенной нашей страной с Международным валютным фондом. Применение опыта этой международной организации и ее финансовая поддержка оказались своевременными и полезными для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в Республике Беларусь.

      При этом специфика сложившейся ситуации в Республике Беларусь предопределила несколько иной характер монетарной политики и антикризисных мер в целом по сравнению с мероприятиями, которые предпринимались другими центральными банками и государствами. Если для значительного числа стран в период кризиса была характерна в большей степени стимулирующая политика, то внешняя несбалансированность торговых операций и ограничения по ее финансированию привели к необходимости ужесточения монетарной политики в Республике Беларусь.

      Усилия Национального банка в этих условиях были направлены на повышение эффективности используемого инструментария в области денежно-кредитной политики. В первую очередь это коснулось режима курсообразования и валютной политики в целом.

      Одновременно реализованы меры по дедолларизации экономики. Сокращено количество законодательно разрешенных случаев использования иностранной валюты при расчетах между резидентами Республики Беларусь и соответствующих разрешений, выдаваемых белорусским субъектам хозяйствования.

      Кроме того, в целях повышения привлекательности депозитов в белорусских рублях по сравнению с депозитами в иностранной валюте были реализованы мероприятия по снижению процентных ставок банков по вновь привлекаемым срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте.

      Эти меры позволили достаточно быстро остановить процессы долларизации.

      В частности, об этом свидетельствует анализ динамики валютных и рублевых срочных депозитов населения в белорусских банках. Так, темпы прироста срочных депозитов населения в иностранной валюте в течение всего 2009 г. постепенно снижались. Если за I квартал 2009 г. срочные валютные депозиты физических лиц в долларовом эквиваленте увеличились на 24,1%, то за II квартал — на 6,3%, за III квартал — на 4,5%, за IV квартал — на 0,9%. При этом рублевые срочные депозиты физических лиц, которые в I квартале 2009 г. уменьшились на 16,7%, во II квартале возросли на 2,1%, в III квартале они увеличились на 8,3%, в IV квартале — на 11,1%.

      Сложившаяся ситуация потребовала также определенного ужесточения процентной политики Национального банка. Для этого были не только увеличены ставка рефинансирования и процентные ставки по постоянно доступным инструментам, но и приняты меры по повышению процентных ставок на краткосрочном денежном рынке.

      Вместе с тем при реализации процентной политики учитывалось, что значительное повышение ставки рефинансирования могло стать дополнительным импульсом для роста инфляционных и девальвационных ожиданий, привести к усилению интенсивности процессов долларизации экономики. По этой причине ставка рефинансирования была повышена в начале 2009 г. на 2 процентных пункта (до 14 процентов годовых) и сохранялась на этом уровне практически весь год.

      Предпринятые шаги по корректировке денежно-кредитной политики позитивно отразились на состоянии платежного баланса Республики Беларусь, снизили интенсивность роста цен, в том числе за счет уменьшения инфляционных и девальвационных ожиданий. Было сохранено доверие вкладчиков к банковской системе Республики Беларусь, выразившееся в увеличении сбережений населения в форме банковских вкладов (депозитов). Банками, в свою очередь, была обеспечена финансовая поддержка предприятий, требуемая для сохранения их производственной и хозяйственной деятельности. При этом не допущено значимого увеличения нагрузки на бюджет, оказывавший помощь предприятиям путем субсидирования процентных ставок по кредитам.

      Таким образом, в период воздействия финансово-экономического кризиса корректировка монетарной политики, наряду со своевременными и адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики, позволила обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность. Необходимо подчеркнуть, что именно благодаря взвешенности всех принятых решений и шагов в экономике сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам роста.

      В настоящее время по мере выхода мировой экономики из кризиса важно продолжить совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста.

      Таким образом, можно сделать вывод, что возможности дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь во многом будут определяться темпами развития экономических отношений в нашей стране. Структурные преобразования общеэкономического характера призваны сыграть важную роль в процессах повышения эффективности национальной экономики, восстановления и поддержания высоких устойчивых темпов экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения. [1, с.5-9]

      Денежно-кредитная  политика Национального банка Республики Беларусь в первом полугодии 2010 г. была направлена прежде всего на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. Если кратко охарактеризовать с этих позиций итоги прошедшего полугодия, нужно выделить следующее:

        обеспечивается устойчивая динамика курса белорусского рубля к корзине иностранных валют;

        постепенно снижаются процентные ставки депозитного и  кредитного рынков;

        продолжается рост показателей  банковского сектора страны;

        эффективно, надежно и безопасно  функционирует платежная система.

      Макроэкономическая  ситуация, в которой осуществлялась реализация денежно-кредитной политики в прошедшем полугодии, характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления на фоне замедления инфляционных процессов.

      Важной  характеристикой макроэкономической ситуации рассматриваемого периода стало замедление инфляционных процессов. Прирост индекса потребительских цен в июне 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. составил 4,1%. Это значительно ниже уровня аналогичного периода прошлого года (7,3%) и соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, за первое полугодие 2010 г. потребительские цены в России выросли на 4,4%, в Украине — на 3,3%, в Казахстане — на 4,4%.

      Денежные  агрегаты в январе — июне 2010 г. формировались под влиянием складывающихся экономических условий.

      Рублевая  денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 23,1 трлн. руб. За полугодие она увеличилась на 11,5%, в абсолютном выражении — на 2,4 трлн. руб. При этом отмечено улучшение структуры рублевой денежной массы за счет увеличения доли срочных депозитов на 4,7 процентного пункта и доли ценных бумаг, выпущенных банками, — на 1,4 процентного пункта.

      Широкая денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 41,4 трлн. руб. За январь — июнь 2010 г. она возросла на 8,7%, или на 3,3 трлн. руб. Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 июля 2010 г.

      Наличие позитивных тенденций в экономике  и финансовой сфере в январе — июне 2010 г. позволило ориентировать процентную политику прежде всего на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалась привлекательность банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц.

  • Ставка рефинансирования за отчетный период снижалась трижды. Если на начало 2010 г. ее уровень составлял 13,5% годовых, то к концу полугодия ставка рефинансирования достигла 12% годовых. Это соответствует верхней границе прогноза, установленного Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год. С 14 июля 2010 г. ставка рефинансирования составляет 11,5% годовых. [2, с.5-9]
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщая выводы, полученные в написания курсовой работы, можно сделать следующее заключение: что денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость – необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Любое нарушение пропорций в денежной сфере в той или иной степени влияет на общую экономическую конъюнктуру.

         Таким образом, денежное обращение  представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

      Стабилизация  денежного обращения необходима в той мере, в которой она  создает условия для сбалансированного  и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста.

     Регулирование денежного оборота осуществляется посредством проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Информация о работе Денежный оборот