Деятельность территориальных учреждений Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является комплексное исследование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в условиях развития рыночных отношений в экономике и формирования новых федеративных отношений.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:
охарактеризовать правовой статус территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации и их место в системе Банка России;
выявить содержание принципов их деятельности;
осветить историческое развитие деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика правового положения деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….

6
1.1. Особенности правового статуса территориальных учреждений Банка России, содержание и принципы их деятельности……………………………

6
1.2. Виды и структура территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации ........................................................................................

10
1.3. Особенности исторического развития деятельности местных учреждений Государственного банка в России .................................................

11
2. Правовое регулирование основных направлений
деятельности территориальных учреждений Центрального банка
Российской Федерации ........................................................................................

15
2.1 Функции территориальных учреждений Банка России ..............................
15
2.2. Правовые основы деятельности территориальных
учреждений Центрального банка Российской Федерации в области
банковского регулирования, надзора, контроля……………………………

17
2.3. Взаимодействие территориальных учреждений Центрального
банка РФ с органами государственной власти и местного
самоуправления ……………………………………………………………….

20
3. Место и роль территориальных учреждений Банка России в регулировании денежной и кредитной сферы………………………………..

24
Заключение………………………………………………………………………

27
Список использованных источников……………………..……………………
3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Особенности исторического развития деятельности местных учреждений Государственного банка в России

Углублению исследования правового  регулирования деятельности территориальных учреждений Центрального банка РФ способствует изучение их правового положения, организации и деятельности в различные исторические периоды. Целесообразно обратиться к деятельности местных учреждений Государственного банка России, основанного 1 июля 1860 г., поскольку он стал первым в отечественной истории кредитным учреждением, приобретшим основные характерные черты центральных банков, существовавших в наиболее развитых государствах мира в тот период времени. Местными учреждениями Государственного банка России являлись конторы, открываемые в наиболее крупных экономических центрах страны, отделения в менее развитых торгово-промышленных центрах и агентства - упрощенный вид территориальных подразделений Банка, осуществлявшие простейшие банковские операции. Деятельность по надзору и контролю за работой коммерческих банков России в компетенцию территориальных учреждений Госбанка не входила, зато они активно взаимодействовали с местными казначействами в процессе выполнения за счет Государственного казначейства России ряда банковских операций. Местные казначейства, в свою очередь, на территориях, где отсутствовали подразделения Банка, имели право на осуществление простейших банковских операций, оставаясь при этом исключительно в подчинении выше стоящих по отношению к ним казенных палат. Такое положение лишало Государственный банк России возможности руководить работой казначейств, связанной с осуществлением банковской деятельности, хотя необходимость в этом была очевидна. Компетенция местных подразделений Госбанка включала права на осуществление значительного круга банковских операций как коммерческого характера, так и не направленных на извлечение прибыли и имеющих общегосударственное значение. Тем не менее, даже для принятия подчас незначительных решений, руководители местных учреждений должны были получать разрешение Правления банка, что негативно сказывалось на их работе. На основе изучения деятельности местных подразделений Госбанка в конце 19 - начале 20 веков делаем вывод о том, что в этот период развивалась практика постепенного предоставления местным учреждениям все больших прав, направленная на повышение оперативности их работы и увеличение размеров получаемой прибыли. Однако указанные преобразования в системе Банка были приостановлены с началом Первой Мировой войны, а с победой Октябрьской революции деятельность Государственного банка России была совсем прекращена.После монополизации советским государством банковского дела был создан Народный банк РСФСР, преобразованный затем в Государственный банк СССР, и предприняты практические меры по превращению его в единый кредитный, расчетный и кассовый центр страны, для чего с годами ему передавались все большие полномочия в кредитно-банковской сфере, осуществлялось все более рациональное и плотное размещение его учреждений (контор, отделений, агентств, районных расчетных касс, приписных касс) по территории государства.

В первые годы советской власти в  компетенцию территориальных подразделений Госбанка входило достаточно много функций, не соответствующих статусу банковских учреждений, как, например, осуществление контроля над частной торговлей, хлебозаготовительных операций. Однако к началу 30-х годов подобного рода операции в деятельности подразделений Госбанка были сокращены и он стал играть решающую роль в кредитной системе государства, приобретя в числе других и полномочия по кассовому исполнению бюджета, осуществлению эмиссии денежных знаков, кредитования отраслей народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны система учреждений Госбанка СССР имела определяющее значение в организации военной экономики страны и подержании победы. Мы подчеркиваем, что исключительно положительную роль для деятельности Госбанка в этот период сыграло наличие централизованной банковской системы, в условиях, когда банковские операции осуществлялись огромным количеством размещенных по стране банковских учреждений, управляемых их одного центра, что помогло также организовать необходимое обслуживание возрождающихся быстрыми темпами предприятий и организаций в послевоенный период. В течение 70 - первой половины 80-х годов в компетенции и правовом статусе местных учреждений Госбанка СССР практически не происходило особых изменений. Их особенностью, по сравнению с территориальными учреждениями центральных банков капиталистических государств мира, являлось то, что они одновременно осуществляли деятельность, характерную для эмиссионных, коммерческих, депозитных, инвестиционных, земельных, сберегательных и других банков. Именно в этот период наиболее остро проявились такие недостатки их работы как бюрократизм, формализм, излишняя запланированность сверху и стремление приукрасить реальные показатели своей деятельности, приблизив их к плановым цифрам. На этом основании в курсовой работе делается вывод о том, что начавшееся в 1987 г. реформирование банковской системы РФ, связанное с переходом к рыночным отношениям в государстве, было особенно востребованным и объективно необходимым.

 

2. Правовое регулирование  основных направлений

деятельности  территориальных учреждений Центрального банка

Российской Федерации 

 

2.1. Функции территориальных учреждений  Банка России

 

 Деятельность территориальных учреждений Центрального банка РФ по существу состоит из выполнения возложенных на них законодательством РФ функций, которые можно разделить на две больших группы. Первая из них направлена на осуществление ими своей основной работы, для которой они и были организованы.Функции второй группы направлены на обеспечение качественного выполнения ими функций первой, основной группы (осуществления учета и отчетности о своей деятельности, делопроизводства, организации деятельности их служащих и т.п.). В работе анализируются особенности функций названных групп. Так называемые основные функции территориальных учреждений Центрального банка РФ действуют в области денежно-кредитного регулирования, организации денежного обращения, расчетов, регулирования, надзора, контроля за деятельностью кредитных организаций. В рамках выполнения функций денежно кредитного регулирования территориальные учреждения могут использовать как методы рыночного характера (рефинансирование кредитных организаций, депозитные операции с банками), так и административного характера (регулирование размеров обязательных резервов). В диссертации делается вывод о том, что при реализации рыночных методов воздействия на денежное обращение полномочия главных управлений (национальных банков) носят ограниченный характер, а принятие решений об их применении к конкретным кредитным организациям зачастую осуществляется на уровне центрального аппарата Банка России. Функции территориальных учреждений Центрального банка РФ в области валютного регулирования и валютного контроля наиболее обширны, поскольку они вправе самостоятельно принимать решения о выдаче (либо отказе в выдаче) разрешений на осуществление определенного Банком России перечня валютных операций, решения о регистрации пунктов обмена валюты уполномоченных банков и их филиалов, проводить проверки их операций и рассмотрение ходатайств кредитных организаций о выдаче им лицензий на осуществление банковских операций в иностранной валюте. Важное место в деятельности территориальных учреждений Центрального банка РФ занимают функции, связанные со статистическим сбором и экономическим анализом данных по соответствующим регионам, в том числе в рамках мониторинга предприятий, с обеспечением и защитой информации, а также их полномочия в правовой области. Тем не менее, полномочия территориальных учреждений Банка России по реализации названных функций, по нашему мнению, нуждаются в расширении, что позволило бы главным управлениям и национальным банкам не только принимать решения, которые будут максимально учитывать местные экономические условия, но и значительно повысит оперативность их принятия, что во многих ситуациях имеет определяющее значение. Руководство Центрального банка РФ в настоящее время начинает серьезные мероприятия, по преобразованию устройства территориальных учреждений, работники которых также проявляют инициативу, реализуют разнообразные проекты, связанные с укреплением и развитием региональных банковских систем, на практике доказывая самостоятельность своих идей и эффективность подобного рода экспериментов.

 

2.2. Правовые основы деятельности  территориальных

учреждений Центрального банка  РФ в области банковского регулирования, надзора, контроля

 

Одними из наиболее важных и объемных в ряду возложенных на территориальные учреждения Центрального банка РФ полномочий являются их полномочия в сфере регулирования, надзора и контроля за деятельностью установленных законодательством и нормативными актами Банка России субъектов. По нашему мнению, регулирование, являющееся видом (формой) управления включает в себя, помимо других составляющих, также понятия «контроль» и «надзор». Известно, что различие между контролем и надзором заключается прежде всего в объеме проверяемой деятельности какого-либо субъекта: при осуществлении надзорной деятельности проверяющие органы не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого лица и оценивать они могут лишь законность его деятельности, а при осуществлении контроля проверяется и ее целесообразность. Кроме того, принимаемые по результатам контроля меры могут быть мерами оперативного характера, а надзор включает лишь меры, специально предусмотренные законодательством для определенных видов правонарушений. Это дает некоторым исследователям деятельности Центрального банка РФ основание заявлять, что он вообще не имеет контрольных полномочий, а лишь осуществляет надзор за соответствующими субъектами. Однако в некоторых случаях Центральный банк РФ все же вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и назначать, например, временную администрацию по управлению ими. В работе приводятся примеры осуществления территориальными учреждениями контрольных функций. Мы соглашаемся с мнением о том, что органов «чистого» административного надзора не существует (за исключением, пожалуй, органов Прокуратуры РФ) и на практике всегда наблюдается сочетание элементов внешнего контроля и административного надзора и делаем заключение о том, что территориальные учреждения Центрального банка выполняют некоторые контрольные функции в отношении установленных законодательством субъектов, находящихся на подведомственной им территории, подтверждая его соответствующими примерами. Учитывая специфику осуществляемых Центральным банком РФ функций в области регулирования и контроля, предлагается на законодательном уровне за крепить значение соответствующих понятий. На основании проведенных исследований делает вывод о том, что функция регулирования, осуществляемая территориальными учреждениями Банка России, выражается в осуществлении ими управления деятельностью установленных федеральным законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ субъектов, путем использования экономических (рыночных) методов воздействия в отношении них, в сочетании с императивными (распорядительными) методами административного характера, применяемыми под непосредственным руководством и контролем со стороны Центрального банка РФ.

 

 

 

 

 

2.3. Взаимодействие территориальных  учреждений Центрального

банка Российской Федерации с органами государственной власти

и местного самоуправления

 

В процессе осуществления своих функций территориальные учреждения Центрального банка в целях наиболее полного, разностороннего и эффективного регулирования и контроля за деятельностью установленных законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ субъектов взаимодействуют с подразделениями на местах таких государственных органов как финансовые, налоговые, правоохранительные, антимонопольные органы, а такжет исполнительными и представительными органами власти соответствующих субъектов РФ. В курсовой работе отмечается, что объем совместно проводимой работы главных управлений и национальных банков с указанными государственными органами различен. Например, с правительствами субъектов РФ, с территориальными подразделениями Федерального казначейства Министерства финансов РФ они взаимодействуют достаточно плотно, с представительными же органами соответствующих республик, краев областей такие контакты носят скорее фрагментарный характер. Взаимодействие территориальных учреждений Центрального банка РФ с налоговыми и правоохранительными органами происходит в основном в форме обмена информацией и проведения совместных проверок кредитных организаций, за исключением органов Прокуратуры РФ, которые, кроме того, осуществляют общий надзор за деятельностью главных управлений и национальных банков. Большое значение имеют взаимоотношения территориальных учреждений Центрального банка РФ с исполнительными органами власти соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, без поддержки которых многие мероприятия, проводимые ими, были бы гораздо менее эффективны. В свою очередь, соответствующие органы исполнительной власти, имея несомненную заинтересованность в укреплении региональных банковских систем, испытывают необходимость в тесном сотрудничестве с территориальными учреждениями Банка России. Кроме того, происходит взаимодействие правительств (администраций) субъектов РФ, органов местного самоуправления и главных управлений (национальных банков), действующих на соответствующих территориях, по поводу разработки и реализации мероприятий, имеющих отношение и к работе учреждений, предприятий, организаций, не являющихся кредитными организациями, а также реализации раз личных социально-экономических программ субъектов РФ. Взаимоотношения подобного рода оформляются различными правовыми актами региональных органов государственной власти (постановлениями правительств, распоряжениями глав администраций и губернаторов различных субъектов И Т.П.). Со стороны же территориальных учреждений Центрального банка РФ подобное сотрудничество часто не имеет соответствующего правового оформления, т.к. не по всем вопросам, решаемым при сотрудничестве с территориальными под разделениями органов государственной власти РФ, заключаются соответствующие соглашения и принимаются правовые акты главных управлений и национальных банков. В этих условиях мы предлагаем осуществить общее урегулирование вопросов сотрудничества территориальных учреждений с указанными государственными органами на уровне нормативных актов Центрального банка РФ в целом. Особое место в деятельности территориальных учреждений Центрального банка занимает их взаимодействие с территориальными подразделениями Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Делаем вывод о том, что в условиях перехода на казначейскую систему исполнения бюджета в РФ роль главных управлений и национальных банков в его исполнении значительно изменилась. С одной стороны, объем их участия в данном процессе уменьшился, т.к. часть функций в указанной сфере, ранее принадлежавших главным управлениям и национальным банкам, выполняются теперь органами федерального казначейства, но с другой стороны, на территориальные подразделения Банка России сейчас возлагается обязанность вести практически все федеральные бюджетные счета и счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, поскольку коммерческие банки теперь вовлекаются в процесс исполнения бюджета лишь в исключительных случаях, когда на соответствующих территориях отсутствуют подразделения Банка России. Мы считаем, что органы, федерального казначейства являются как бы промежуточным звеном между распорядителями и получателями бюджетных средств, с одной стороны, и учреждениями Центрального банка - с другой. При этом организационные и контрольные функции в сфере исполнения бюджета принадлежат органам Федерального казначейства, а территориальные учреждения Банка России осуществляют расчетно-кассовое обслуживание бюджетополучателей. Несмотря на то, что осуществление перехода на казначейскую систему исполнения бюджета было начато еще в начале 90-х годов, нормативные акты, регулирующее данную сферу деятельности, до настоящего времени имеют некоторые недоработки. Это обстоятельство негативно сказывается на деятельности не только служащих территориальных учреждений Центрального банка РФ, других государственных органов, осуществляющих полномочия по исполнению бюджета, но и на деятельности всех предприятий, учреждений, организаций, являющихся распорядителями и получателями бюджетных средств. Отмечаем необходимость детального урегулирования всех совершаемых в указанных государственных органах операций. Однако такого рода урегулирование должно быть осуществлено не в Бюджетном кодексе РФ и подобных ему законодательных актах, а скорее - в подзаконных нормативных актах Банка России, Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ и др. заинтересованных органов при условии скоординированности их действий в данном направлении.

3. Место и роль территориальных  учреждений Банка России в  регулировании денежной и кредитной  сферы.

Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

от имени Банка России заключает  кредитные договоры (извещения) и, в  случае закрепления за ним операций по выдаче кредита, осуществляет рефинансирование банков в соответствии с действующими нормативными актами Банка России в пределах лимитов кредитования. В этих целях:

а) рассматривает заявки (заявления) банков на получение кредитов Банка  России (в случае предоставления ему этих полномочий) в соответствии с действующими нормативными актами Банка России и принимает решения о возможности предоставления кредитов;

б) осуществляет выдачу кредитов банкам в объемах, подтвержденных соответствующими лимитами кредитования, контролирует выполнение банками региона условий кредитных договоров и проводит работу по обеспечению возврата кредитов Банка России и процентов по ним;

в) осуществляет контроль над начислением  и уплатой процентов за кредиты  Банка России, за полнотой и своевременностью перечисления их в Банк России;

г) контролирует соответствие остатков задолженности по кредитам Банка  России и начисленным по ним процентам, отраженных в балансах банков и территориального учреждения Банка России;

д) ведет ежедневный учет лимитов кредитования, доведенных Банком России, контролирует соблюдение установленных сроков их использования и обеспечивает своевременный возврат высвободившихся лимитов кредитования;

е) изучает эффективность применяемых  методов рефинансирования банков, вносит на рассмотрение Банка России предложения по их совершенствованию;

осуществляет контроль над выполнением  кредитными организациями обязательных резервных требований Банка России, производит регулирование обязательных резервов, осуществляет проверки правильности составления кредитными организациями Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, достоверности указанных в нем сведений, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов в Банке России;

Информация о работе Деятельность территориальных учреждений Банка России