Закон денежного обращения и анализ последствий его нарушения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуально переосмысление традиций изучения денег в экономике, поиск новых подходов. Деньги как объект познания традиционно относили к экономической науке, которая рассматривает их как средство обмена, служащее облегчению торговли. Задачи economics сводятся к выяснению того, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег, как функционирует денежный рынок. Сегодня методология экономики является предметом острых дискуссий социологов и экономистов; высказываются сомнения по поводу ее эффективности и отмечается необоснованное увлечение математическими методами. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и психологическими и социальными законами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕНЬГИ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 5
2. ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ 10
3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ЗА 2006-2011 гг. 13
3.1 Потребительские цены 13
3.2 Цены производителей 17
3.3 Рынок труда 20
4. СТАГНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ 22
5. ДЕВАЛЬВАЦИЯ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Закон денежного обращ..doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

Инфляцию спроса вызывается следующими денежными факторами: дефицит  государственного бюджета; избыточное кредитование; внешнеэкономические  причины; чрезмерные инвестиции в тяжёлую промышленность.

Инфляция спроса наблюдается  в том случае, если рост уровня цен  происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.

Основные причины инфляции издержек (предложения) неразрывно связаны  с неденежными факторами:

сокращение производства и темпов роста производительности труда;

удорожание сырья, полуфабрикатов и высокие косвенные налоги; психологический  фактор;

увеличение заработной платы  и других доходов населения;

монополистическое ценообразование; внешнеэкономический фактор.

Как правило, инфляция спроса или издержек в «чистом виде» не встречаются: имеют место отдельные факторы  как одного, так и другого её вида. [14, c. 185]

В зависимости от темпов роста различают:

Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен  менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

Галопирующую  инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Используют также выражение  хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ЗА 2006-2011 гг.

3.1 Потребительские цены

Согласно информации Федеральной  службы государственной статистики, за I квартал 2011 г потребительские  цены повысились на 3,8%, что больше такого же показателя в предыдущем году на 0,6 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в марте 2011 г. по отношению к марту 2010 г. составил 9,5%, год назад аналогичный показатель был меньше на 3,0 процентного пункта. [28]

Ускорение инфляции в январе-марте 2011 г. произошло главным образом  за счет базовой инфляции, которая  составила 2,5% против 1,5% в январе-марте 2010 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 2,0 процентного пункта, или 52,3% уровня инфляции (в январе-марте 2010 г. - 1,2 процентного пункта, или 37,4%).

Рис. 1. Динамика цен на потребительские товары.

 

 

 

Таблица 1

Инфляция на рынке продовольственных  товаров (%)

Таблица 2

Инфляция на рынке продовольственных  товаров (%)

Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за I квартал 2011 г. повысились на 3,5% (за I квартал 2010 г. - на 2,3%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 1,2 про-центного пункта, или 31,9% уровня инфляции (за I квартал предыдущего года - оценочно 0,8 процентного пункта, или 25,2%).

Среди основных групп продуктов питания без учета плодоовощной продукции в I квартале 2011 г. более всего подорожали крупа и бобовые - на 16,8%, масло подсолнечное - на 6,6%, сахар-песок - на 6,5% (в I квартале 2010 г. соответствующие показатели составляли 2,4; 1,3 и 10,0%). Темпы прироста цен на ряд других основных групп продовольственных товаров по итогам января-марта 2011 г. были выше, чем за такой же период 2010 года. Макаронные изделия подорожали на 3,4%, в то время как за I квартал предыдущего года цены на них снизились на 0,7%.

За январь-март 2011 г. цены на плодо-овощную продукцию выросли на 15,8%, что на 2,2 процентного пункта меньше, чем за со-ответствующий период предыдущего года. По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 0,7 процентного пункта, или 17,3% общего прироста потребительских цен. В 2010 г. аналогичные показатели составили 0,6 процентного пункта и 20,6%. [29]

Цены на продовольственные  товары в целом за январь-март 2010 г. повысились на 4,8%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 3,8%.

В I квартале текущего года темп прироста цен на непродовольственные товары увеличился и составил 1,7% против 0,9% в соответствующий период 2010 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 0,6 процентного пункта, или 15,5% уровня инфляции. В январе-марте 2010 г. эти показатели были равны 0,3 процентного пункта и 10,4%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия - на 6,5% (за январь-март 2010 г. - на 4,9%). Темпы прироста цен на ткани, одежду и белье, а также трикотажные изделия и обувь не превышали 2,1%. Цены на бензин автомобильный, медикаменты повысились на 1,7 и 2,5% со-ответственно (за январь-март 2010 г. бензин автомобильный стал дешевле на 0,6%, медикаменты - на 1,4%).

За январь-март 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 5,2% (за соответствующий период 2010 г. - на 5,4%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в I квартале текущего года обеспечил 1,3 процентного пункта, или 3 5,3% общего прироста цен на потребительском рынке (за январь-март 2010 г. - 1,4 процентного пункта, или 43,9% уровня инфляции).

Темп прироста регулируемых цен  и тарифов на платные услуги по итогам января- марта 2011 г. был равен  оценочно 8,2%, что на 1,6 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2010 году. Темп прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил 10,3% против 11,5% в I квартале 2010 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 3,0% (в соответствующий период 2010 г. - на 3,5%). [28]

В I квартале текущего года замедлился темп прироста цен на многие виды услуг, учитываемых при расчете базовой инфляции. Услуги организации зарубежного туризма подешевели на 0,5% (за январь-март 2010 г. - на 3,9%).

Повышение цен и тарифов на платные  услуги населению в I квартале текущего года превысило общий прирост цен на товары на 1,9 процентного пункта (в I квартале 2010 г. - на 3,0 процентного пункта).

По информации Росстата, в I квартале 2011 г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен был выше, чем в соответствующий период предыдущего года.

По оценкам, в марте 2011 г. наблюдалось  уменьшение различий между субъектами Рос-сийской Федерации по стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг, используемого Федеральной  службой государственной статистики для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В частности, в марте 2011 г. коэффициент ре-гиональных различий  составил 37,8% против 38,4% по состоянию на декабрь предыдущего года.

В I квартале 2011 г. темпы прироста цен на продукты питания без плодоовощной продукции по федеральным округам заключались в диапазоне 2,9-4,3%. Заметно меньшим был аналогичный интервал изменения цен на не-продовольственные товары - от 1,3 до 2,3%. Диапазон изменения темпов удорожания платных услуг населению составил 4,2-5,5%.

Рис. 2. Рост потребительских цен  по федеральным округам.

Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию был характерен значительный разброс по субъектам  Российской Федерации. Так, в Дальневосточном  федеральном округе удорожание данного вида продуктов питания составило 10,2%, в Уральском федеральном округе - 18,9%.

3.2 Цены производителей

Цены производителей промышленных товаров за I квартал 2011 г. повысились на 6,9% (на 2,7% за соответствующий период предыдущего года). Ускорение темпов роста цен производителей произошло за счет удорожания добычи полезных ископаемых. В январе - марте цены производителей в этом виде деятельности выросли на 13,1%, тогда как за I квартал 2010 г. отмечалось их снижение на 2,6%. В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены увеличились на 13,3% (за январь-март 2010 г. снизились на 3,2%).

По итогам I квартала 2011 г. темп прироста цен в производстве и распределении электро-энергии, газа и воды составил 11,1%. За соот-ветствующий период 2010 г. данный показатель был выше на 1,5 процентного пункта.

Цены производителей в обрабатывающих производствах в I квартале 2011 г., как и в I квартале предыдущего года, увеличились на 3,8%. В обрабатывающих производствах наиболее интенсивно подорожало производство кокса - на 11,5% (за январь-март 2010 г. - на 19,5%). Цены производителей нефтепродуктов снизились на 0,4% (год назад возросли на 2,9%). Ускорился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей в текстильном и швейном производстве выросли по сравнению с I кварталом 2010 г. на 9,9 процентного пункта - до 11,3%. В производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака аналогичные показатели составили 1,9 процентного пункта и 2,8%. Цены производителей в производстве кожи, изделий из кожи и в производстве обуви увеличились на 2,2% (за I квартал 2010 г. снизились на 1,2%).

 

Рис. 3. Динамика показателей цен производителей.

Темп прироста тарифов на грузовые пе-ревозки за январь-март текущего года был равен 4,3%, на железнодорожном  транспорте - 7,5%. За соответствующий  период 2010 г. эти показатели составили 21,9 и 9,4% соответственно.

Тарифы на услуги связи для юридических  лиц за I квартал 2011 г. повысились на 3,4% (за I квартал 2010 г. - на 3,6%).

За январь-март 2011 г. цены произво-дителей  строительной продукции выросли  на 1,7% (за сопоставимый период 2010 г. - на 0,6%).

По итогам I квартала 2011 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции повысились на 6,2% (за аналогичный период предыдущего года - на 4,3%). Продукция растениеводства подорожала на 11,6% (за январь-март 2010 г. - на 5,2%). При этом наблюдался рост цен на зерновые культуры - на 11,2% и подсолнечник - на 7,2% (в I квартале 2010 г. цены производителей зерновых культур снизились на 0,3%, подсолнечник подорожал на 12,1%). Продукция животноводства стала дороже на 1,9% (за I квартал 2010 г. - на 3,8%). Наиболее интенсивным было удорожание молока - на 3,8% (за сопоставимый период 2010 г. этот вид продовольствия подорожал на 29,1%). Яйца поде-шевели на 2,6% (в I квартале 2010 г. они по-дорожали на 15,5%). Цены производителей на скот и птицу повысились на 1,7% (за I квартал 2010 г. снизились на 2,5%). [28]

Рис. 4. Динамика цен производителей.

3.3 Рынок труда

В I квартале 2011 г. численность занятого в экономике населения увеличилась  на 1,8% (год назад отмечалось снижение на 0,4%).

Производительность труда в 2010 г. по сравнению с 2009 г., по оценкам, повысилась на 3,4%, а темпы ее роста в производстве товаров, были выше, чем в производстве услуг. Темпы роста производства услуг отставали от темпов роста производства товаров. Численность занятых в производстве услуг, по оценкам, в 2010 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом, в то время как в производстве товаров она продолжала сокращаться.

Прирост реальной заработной платы  за I квартал 2011 г. составил 0,5%, что, по оценке, меньше, чем прирост производительности труда.

Рис. 5. Численность занятых и  безработных.

В текущем году сохранялись значительные различия в уровнях оплаты труда  по видам деятельности. В январе-феврале 2011 г. самая высокая среднемесячная заработная плата наблюдалась в  финансовой деятельности - 50845 руб. и в добыче топливно- энергетических полезных ископаемых - 46112 руб., что выше общероссийского уровня средней заработной платы соответственно в 2,5 и 2,2 раза. Наименьший размер заработной платы отмечался в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 10227 руб., текстильном и швейном производстве - 7510 руб., а также в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 10950 руб., что по отношению к общероссийскому уровню средней заработной платы составляет 49; 36 и 53% соответственно. Зарплата ниже, чем в среднем по экономике, отмечалась в тех видах деятельности, которые в значительной степени финансируются из государственного бюджета (образование; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; здравоохранение и предоставление социальных услуг), а также в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и предметов личного пользования.

Общая численность безработных  в I квартале 2011 г. снизилась на 13,4% и  составила на конец марта 7,1% экономически активного населения (на конец марта 2010 г. - 8,6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           4. СТАГНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

Стагнация - явление в экономике  страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте.

В экономике выделяют два вида стагнации, "монополистическую" и "переходную", разные по происхождению, формам проявления и способам преодоления.

Первый вид стагнации возникает  в результате господства монополистических объединений устраняющих конкуренцию, двигатель развития экономики; проявляется в тенденциях экономического застоя, который охватывает прежде всего область производств, в которых доминируют монополии. Стагнация проявляется в депрессивном характере производства, замедлением инвестиционных процессов, хронической недозагрузкой предприятий, массовой безработицей. Согласно теории стагнации (представители — американские экономисты Дж. Стендл, П. Баран, П. Суизи) стагнацию можно преодолеть широким внедрением достижений научно-технического прогресса, снижением затрат производства, наиболее полного использования экономического закона максимизации монопольной прибыли. На основании анализа механизма накопления капитала сторонники теории стагнации приходят к выводу о необходимости устранения противоречия между желанием получить максимальный совокупный доход и недостаточными возможностями его использования. Основными факторами решения этого противоречия, на их взгляд, является технический прогресс, вывоз капитала в другие страны, рост покупательной способности населения. [16, c. 119]

Информация о работе Закон денежного обращения и анализ последствий его нарушения в России