Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:16, курсовая работа
Деньги – одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги « родила торговля» , а поскольку торговля – одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы.
С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен, « Товар – Деньги – Товар» принимает форму « Товар – Обязательство – Деньги», т.е. с временным разрывом между продажей товара и получения за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок. В связи с этим появляются финансово – кредитные отношения, которые регулируют правовую сторону такой формы оплаты.
Введение 3
Глава 1. Деньги 5
Возникновение, сущность и функции денег 5
Теории денег. Денежные системы. Законы денежного обращения 12
Виды денег 18
Глава2.Кредит 22
2.1Необходимость кредита 22
2.2Функции кредита 23
2.3Основные принципы кредита 26
Глава 3. Банковская система 29
3.1Банковская система в России 29
3.2 Центральный Банк и его функции 34
3.3 Коммерческие банки и взаимодействие с Центральным Банком РФ 36
Глава 4. Инфляция 39
4.1 Понятие инфляции и ИПЦ 39
4.2 Виды инфляции 39
4.3 Причины инфляции в РФ 41
4.4 Формы и методы антиинфляционной политики 43
4.5 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ 46
Глава 5. Денежно - кредитная политика 48
5.1 Сущность, основные типы и цели денежно - кредитной политики 48
5.2 Методы и инструменты денежно - кредитной политики 49
5.3 Основные инструменты денежно - кредитной политики 52
5.4 Прогноз социально – экономического развития России на 2013г. и период 2014 и 2015гг. 54
Заключение 57
Список литературы 62
5.2 Методы
и инструменты денежно-
В мировой экономической практике центральные
банки используют следующие инструменты
денежно-кредитного регулирования в рамках
монетарной политики.
1.Процентная политика центрального банка.
Процентная политика
центрального банка может быть представлена
двумя направлениями: как регулирование
займов коммерческим банкам и как его
депозитная политика. Это политика учетной
ставки или ставки рефинансирования. Ставка
рефинансирования означает процент, под
который центральный банк предоставляет
кредиты финансово устойчивым коммерческим
банкам, выступая как кредитор в последней
инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт),
по которому центральный банк учитывает
векселя коммерческих банков, что является
разновидностью их кредитования под залог
ценных бумаг.
2.Операции на открытом рынке.
В странах с развитым
рынком ценных бумаг наиболее распространенным
методом денежно-кредитной регулирования
являются операции на открытом рынке,
которые влияют на деятельность коммерческих
банков через объем имеющихся у них ресурсов.
Если Центральный банк продает ценные
бумаги на открытом рынке, а коммерческие
банки их покупают, то ресурсы последних
и соответственно их возможности предоставления
ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы
в обращении и повышению ссудного процента.
Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих
банков, центральный банк предоставляет
им дополнительные ресурсы, расширяет
их возможности по выдаче ссуд. Операции
на открытом рынке способствуют регулированию
банковских ресурсов, процентных ставок
и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных
процентных ставок традиционно применяются
операции центрального банка с векселями
(казначейскими и коммерческими) и краткосрочными
государственными облигациями. Продажа
их ограничивает наличность денежного
рынка и ведет к повышению рыночных ставок
процента
3. Установление норм
Обязательные резервы
представляют собой процентную долю от
обязательств коммерческого банка. Эти
резервы коммерческие банки обязаны хранить
в центральном банке. В настоящее время
изменение нормы обязательных резервов
коммерческих банков или резервных требований
используется как наиболее простой инструмент,
применяемый в целях наиболее быстрой
коррекции денежно-кредитной сферы.
Посредством изменения норматива резервных
средств банк регулирует объемы выдаваемых
коммерческими банками кредитов и возможности
осуществления ими депозитной эмиссии.
В рамках денежно-кредитной политики государства
применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят
характер административных мер в форме
различных директив центрального банка,
касающихся объема денежного предложения
и цен на финансовом рынке. Реализация
этих мер дает наиболее быстрый эффект
с точки зрения контроля центрального
банка над ценой или максимальным объемом
депозитов и кредитов, особенно в условиях
экономического кризиса. Однако со временем
прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного»
с точки зрения хозяйствующих субъектов
воздействия на их деятельность могут вызвать перелив,
отток финансовых ресурсов в «теневую»
экономику или за рубеж.
Косвенные методы регулирования
денежно-кредитной политики сферы воздействуют
на поведение хозяйствующих субъектов
при помощи рыночных механизмов. Естественно,
что эффективность использования косвенных
методов тесно связано с уровнем развития
денежного рынка. При переходной экономике,
особенно на первых этапах преобразований,
используются как прямые, так и косвенные
инструменты с постепенным вытеснением
первых вторыми.
Помимо прямых и косвенных
различают общие и селективные методы
осуществления денежно-кредитной политики
центральных банков.
Общие методы являются
преимущественно косвенными и оказывают
влияние не денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют
конкретные виды кредита и носят в основном
директивный характер. Их применение связано
с решением частных задач, таких, как ограничение
выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение
выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование
на льготных условиях отдельных коммерческих
банков и т.д. Используя селективные методы,
центральный банк сохраняет за собой функции
централизованного перераспределения
кредитных ресурсов, несвойственных центральным
банкам стран с рыночной экономикой, поскольку
они искажают рыночные цены и распределение
ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых
рынках.
Основными методами денежно-кредитной
политики являются: учетная и процентная
ставка, операции на открытом рынке, установление
норм обязательных резервов. Использование
данных методов помогает Центральному
банку регулировать денежно-кредитную
сферу и воздействовать на нее необходимым
образом на данном экономическом этапе.
5.3 Основные
инструменты денежно-кредитной
· Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
· Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
· Операции на открытом рынке.
· Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
· Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.
· Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.
· Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
· Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
· Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.
· Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
· Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.
· Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
· Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
· Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.
5.4 Прогноз
социально-экономического
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014 и 2015 годов разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации исходя из ориентиров, приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента РФ от 7 мая 2012 года и задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годы.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2012 года, а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России.
Разработка Прогноза осуществлялась на вариантной основе в составе трех основных (умеренно-оптимистичный, консервативный и сценарий фиксированного роста) и двух дополнительных (негативный и оптимистичный) вариантов.
Вариант умеренно-оптимистичный отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении заработной платы в бюджетном секторе в 2014-2015 годах. Рост ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,5 процента.
Консервативный вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных расходов на развитие. Сценарий предполагает стагнацию государственного инвестиционного спроса и реальной заработной платы бюджетников и денежного довольствия военнослужащих. Годовые темпы роста экономики в 2013-2015 гг. оцениваются на уровне 2,7-3,3%.
Сценарий форсированного роста характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного наращивания инвестиций и увеличение их объема не менее чем до 25% ВВП к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес - климата и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных расходов, направленных на развитие инфраструктуры и новой экономики. Сценарий также предполагает более благоприятные демографические тренды. Среднегодовые темпы роста экономики в 2013-2018 гг. увеличиваются до 6,1%, в 2016-2018 гг. рост ВВП должен достигать почти 7% в год. Сценарий характеризуется возросшей макроэкономической несбалансированностью. Существенно возрастут долги частного и государственного сектора, а сальдо счета текущих операций после 2015 года будет находиться в устойчивых негативных значениях. Это будет повышать уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.
Дополнительный негативный вариант характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов за баррель, в 2014-2015 гг. предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2% в год.
Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски для устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируется рост российской экономики п в 2014-2015 гг. до 2-3 процентов.
В то же время сохраняется вероятность того, что углубление кризиса в Еврозоне может серьезно затронуть американскую экономику и перерасти в новую волну масштабного банковского и мирового экономического кризиса. На эту новую волну может наложиться падение цен на нефть до 60 долларов за баррель. В этом случае российская экономика может испытать падение ВВП, однако масштабы кризиса будут меньше, чем в 2009 году.
Оптимистичный вариант отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть - в 2013-2014 гг. на уровне 110-115 долларов США за баррель с ускорением роста до 120 долларов за баррель в 2015 году. Темпы роста ВВП в 2013-2015 гг. оцениваются на уровне 3,9-4,6% в год.
Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, выступающий в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Их эволюция внешне выступает в виде перехода от одного типа всеобщего эквивалента к другому, что предопределено эволюцией рыночных отношений.
Элементы информационного
общества начинают
Становление информационного
общества вызывает ряд
Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.
Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условием размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и размещении акций.
Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.
Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.
Кредитная система, в первую очередь, представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным и международным кредитом.
Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки.
В российской банковской системе очень велика доля банков, находящихся в собственности государства.
Банк России не может стать
гарантом прибыльности и
- внедрение стратегического
- укрепление структуры капитала,
в том числе путем его
- усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;