Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

Содержание

Введение.........................................................................................................
3
Глава I. Понятие, причины, типы, виды инфляции....................................
5
1.1 Основное понятие инфляции...............................................................
5
1.2 Основные причины инфляционного роста цен..................................
7
1.3 Типы инфляции......................................................................................
9
1.4 Виды инфляции......................................................................................
16
1.5 Методы борьбы с инфляцией...............................................................
22
Глава II. Антиинфляционная политика в России и в общем.....................
25
2.1 Антиинфляционная политика..............................................................
25
2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики.........................
28
2.3 Основные направления антиинфляционной политики....................
29
Глава III. История и особенности инфляции в России..............................
32
3.1 Инфляция в России и её особенности................................................
32
3.2 История инфляции в России................................................................
40
Заключение.....................................................................................................
44
Список использованной литературы...........................................................
47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями.

Хозяйственные связи предприятий  в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен  налога на добавленную стоимость,  стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России  рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным  платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

    1. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и

 

льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных  сроков документооборота.

6. Для  стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) Создать  систему стимулирования развития мелкого  бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные  кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования , а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) Создать  условия для повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В  течение кризисного периода следует  также проводить рациональную  государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Антиинфляционная политика в России и в общем.

 

2.1 Антиинфляционная политика

     Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

     Целью антиинфляционной  политики является установление  контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

-уменьшение денежной эмиссии;

-повышение учетной ставки по сбережениям населения;

-сокращение государственных расходов;

-повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

     Если инфляционная  спираль раскручивается в результате  роста издержек производства, то  в этом случае следует всячески  стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми»

 

методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать  к таким непопулярным методам, как  увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:

-сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;

-повышение налогов;

-снижение объемов кредитования коммерческих банков;

-увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

-повышение социальных расходов на нужды малообес. слоев населения;

-фиксация обменного курса национальной валюты.

 В осуществлении стабилизационных  мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству

 

или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии  способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.

За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с  инфляцией. Их опыт показывает, что  по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический  рост и падение безработицы.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных

 

факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно  уточняются, и корректируются.

 

2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики

 В настоящее время проблема  инфляции в России становится  особенно актуальной в связи  со сменой модели экономического  развития в сторону усиления  факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2008 до 2.8-3 оборотов в 2010 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2008 г. до 2,34% в 2010 году.

     Важную роль будет  играть проводимая Банком России  денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние

 

оказывал более высокий, чем  предполагалось, уровень цен на нефть  на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, рост цен на платные услуги населению.

2.3 Основные направления антиинфляционной  политики

Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

 Основным фактором в борьбе  с инфляцией являются преодоление  экономического спада, кризиса  неплатежей, спада инвестиционной  активности, формирование стабильной  рыночной инфраструктуры. Оздоровление  экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и приспособление ее к  потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет

 

возможность восстановления государственных  структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.

 Как и во многих цивилизованных  странах с рыночной экономикой, должна быть создана система  ценового соглашения между производителями,  профсоюзами и правительством  по всей технологической цепочке  производства и с учетом реального  платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических  и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России