Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

Содержание

Введение.........................................................................................................
3
Глава I. Понятие, причины, типы, виды инфляции....................................
5
1.1 Основное понятие инфляции...............................................................
5
1.2 Основные причины инфляционного роста цен..................................
7
1.3 Типы инфляции......................................................................................
9
1.4 Виды инфляции......................................................................................
16
1.5 Методы борьбы с инфляцией...............................................................
22
Глава II. Антиинфляционная политика в России и в общем.....................
25
2.1 Антиинфляционная политика..............................................................
25
2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики.........................
28
2.3 Основные направления антиинфляционной политики....................
29
Глава III. История и особенности инфляции в России..............................
32
3.1 Инфляция в России и её особенности................................................
32
3.2 История инфляции в России................................................................
40
Заключение.....................................................................................................
44
Список использованной литературы...........................................................
47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 На базе этих преобразований  может быть осуществлен комплекс  мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено: совершенствованию  налоговой системы, сокращению количества взимаемых налогов и отказу от использования инфляции как источника  финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках.

Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют расходы  по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления

 

российских кредитов иностранным  государствам. Пока внешние заимствования  России значительно превышают возможности  страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.

 Важным направлением в антиинфляционной  политике являются дальнейшее  развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует  обеспечения эффективного экспортного  и валютного контроля с целью  остановить «бегство» капитала за рубеж  и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям.

 Необходимо нейтрализовать  внешние факторы инфляции за  счет использования налоговых  пошлин и развития импортозаменяющих  производств, а также ограничить  долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

 Большое значение для сдерживания  инфляции может иметь перестройка  экспорта и импорта: переход  с сырьевой ориентации экспорта  на технологические виды продукции,  а также отказ от бросовых  цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в  проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который  осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры. 

  Для сдерживания инфляции  нужна поддержка инвестиционной  активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений.

 

Глава III.  История и особенности инфляции в России.

 

3.1 Инфляция в России и ее  особенности

     В экономической жизни  России после семи лет активных  рыночных реформ, после достижения  официально провозглашенной финансовой  стабилизации разразился финансовый  крах, страна, по существу, объявлена  банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха стал рост цен. Потребительские цены (основной показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, за октябрь - на 5%. Рост цен за 1998 г. превысил 60% при 11% в феврале 1997 г. Инфляция возвратилась, и именно её снижение  провозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всей экономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, был создан и раздут рынок государственных ценных бумаг.

     Основная причина  всего произошедшего заключается  в несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества. Реформы были необходимы, рынок - неизбежен, но осуществлять их и идти к рынку надо было не так прямолинейно и не так поспешно, как это было в течение 1992-1997 годов. Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992 г., позволивший предотвратить катастрофическое падение уровня жизни, стал главным фактором социальной стабильности. Но он же одновременно означал усиление зависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране. Выбранный курс реформ предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга. Все это создало серьезные предпосылки для инфляции.

Нельзя, конечно, сказать, что инфляция своим возникновением обязана только реформам 1992 г. Она началась еще в условиях централизованного

 

планирования и в последние  годы существования СССР из подавленной  превратилась в явную. В 1990 и 1991 гг. цены росли уже в соответствии с  решениями государственных органов, в частности в 1991 г. потребительские цены повысились в 2,6 раза. Объявляя либерализацию цен с 1 января 1992 г., реформаторы, конечно, ожидали их рост предположительно в 3-4 раза. Фактически же он составил 26 раз. Это был первый просчет, но не основной. Надеялись быстро справиться с инфляцией путем регулирования денежной массы, проще говоря, не допуская ее чрезмерного роста. Вот тут была допущена основная ошибка. Она заключалась в неверном представлении о природе инфляции в России и соответственно в неправильном выборе средств борьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция - чисто денежное явление, динамика цен зависит только от денежной массы, величина ее определяется спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государство вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, таким образом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег в обращении.

     Если говорить о  России, то в ней отставание денежной массы от динамики цен в течение всей либеральной реформы, начиная с 1992 г., не препятствует инфляции. Реформаторы, зная, что грядет инфляция, настроились на решительное сопротивление ей. Немонетаристскую инфляцию (инфляцию предложения) стали укрощать монетаристскими методами, зажимая денежную массу и ограничивая платежеспособный спрос, что и вызвало резкое падение производства, ибо всякому монополисту проще и выгоднее сокращать производство и повышать цены, чем наращивать его объемы и снижать цены. Вот это несоответствие природы российской инфляции и метода «борьбы» с нею и составляет главную особенность инфляционной ситуации в стране.

Основной причиной инфляции является поведение предприятий, и вследствие этого преобладающей формой ее в России является не инфляция

 

спроса, которая как-то связана  с денежной массой, а инфляция предложения, называемая часто инфляцией издержек. Она означает, что в связке «денежная  масса - уровень цен» исходным является уровень цен, а денежная масса приспосабливается к нему. Упорное следование в этом случае политике ограничения роста денежной массы не уменьшает инфляцию, а создает дополнительные трудности в хозяйстве, которые в конце концов сводятся к падению объема производства.

 Помимо различения видов инфляции (спроса, предложения) важно учесть, что на инфляцию влияют не только экономические, но также и политические и социальные факторы. Исторический опыт показывает, что войны, революции, реформы и другие социальные потрясения, как правило, сопровождаются вспышками инфляции. Показатель ее можно рассматривать как своеобразный индикатор, характеризующий состояние хозяйства, а заодно общества и  страны в целом. Чем ниже уровень инфляции, тем благополучнее экономика и страна. В этой связи понятно, что характеристика инфляции как «чисто денежного явления» неприемлема для большинства стран, хотя  никто не отрицает возможную зависимость между денежной массой и уровнем цен.

Созданная за годы реформ ситуация глобального  денежного голода в реальном секторе исключает его нормальное развитие. У предприятий недостает оборотного капитала, ограниченность свободных денежных ресурсов резко повышает процент, т.е. плату, за их привлечение, поэтому кредит недоступен предприятиям. Суррогаты денег не могут выполнять функцию накопления и сбережения, предприятия теряют возможность сформировать хоть какие-то инвестиционные ресурсы, они утрачивают не только ресурсы для расширения производства, но и стимулы к этому. В конце концов в результате такого метода подавления инфляции происходит падение производства и еще большее падение капитальных вложений.

Платежный кризис в ходе реформ первоначально  возник как следствие упразднения  государственного банка, который и  осуществлял все расчеты в

 

хозяйстве и в стране. Предприятия, оказавшиеся в принципиально новой обстановке, тем не менее по инерции считали, что все вопросы расчетов и задолженности решает государство, т.е. его банк. Новая система расчетов стала постепенно складываться на основе создаваемых коммерческих банков и РКЦ Центрального банка. Ее принципиальное отличие от старой заключалось в том, что расчеты должны были осуществляться за счет средств самих предприятий, а не «автоматических» кредитов банка, как в советское время. У предприятий резко выросла потребность в собственных оборотных средствах и в заемных средствах, но коммерческие банки ссуд им не дали, поскольку были более выгодные сделки (спекулятивные операции по экспорту - импорту и с валютой). К этому добавилось то обстоятельство, что в первый же год либерализации цены выросли в десятки раз и собственные оборотные средства предприятий соответственно обесценились. Если бы предприятия действительно стали субъектами рынка, они должны были бы из возросших инфляционных доходов сформировать оборотные средства, нужные для нормальной работы. Но их израсходовали на другие нужды, а рассчитываться по образовавшимся неплатежам предоставили государству. В первый год государство пошло на уступки и провело в 1992 г. централизованный взаимозачет долгов предприятий с погашением оставшегося сальдо за счет кредитной эмиссии. Но в последующие годы таких мер уже не принимали, и предприятия остались один на один с проблемой неплатежей. И вот тут-то провозглашенная политика ограничения роста денежной массы как главного средства борьбы с инфляцией, толкнула предприятия на путь бартера, использования суррогатов денег и просто накопление задолженности. Надо сказать, что позиция Центрального банка, взиравшего на разрушение денежного оборота, вызывает недоумение. Его представители объясняли неплатежи низким качеством продукции, выпускаемой предприятиями. Совершенно очевидно, что это - отговорка. Политика подавления инфляции любыми средствами привела к деградации хозяйственных связей и падению производства.

 

 После финансового кризиса августа 1998 г. новое руководство Центрального банка трижды проводило межбанковские зачеты по сокращению взаимной задолженности между предприятиями, что оказало положительное влияние на денежный оборот. Однако такие зачеты не могут стать регулярным и главным средством сокращения неплатежей. Основной путь - восстановление общепринятых форм денежного обслуживания хозяйственных связей: рост оборотных средств предприятий, учет коммерческих векселей в банках и т.д. Это нормализует состояние предприятий и уменьшит шансы на развитие инфляции. Пересмотр политики искусственного занижения денежной массы предполагает более активное использование эмиссии денег как предпосылки улучшения общего экономического состояния народного хозяйства. В современной экономике эмиссия денег осуществляется в безналичной форме, занимаются этим банки, в основном Центральный банк. Такая эмиссия называется кредитной. Механизм ее регулирования и ограничения в принципе отработан хорошо. Связь между эмиссией и ростом цен вовсе не автоматическая. То, что сказано о зависимости динамики цен от денежной массы, включает в себя и влияние эмиссии на цены. Не нужны крайности ни в ограничении эмиссии, ни в ее разрешении. Кроме того, очень важное значение имеют способ и адрес эмиссии. Надо твердо решить, как и кому давать эмиссионные деньги. Взять, к примеру, суррогаты денег, широко используемые в хозяйстве. Их вытеснение - важнейшая задача нормализации хозяйственного оборота и одновременно условие подъема производства. Осуществить это в краткие сроки можно только за счет эмиссии, которая не будет иметь влияния на уровень цен. Но надо добиться, чтобы эмитируемые деньги (в виде кредитов) шли именно на увеличение оборотных средств предприятий, а не на валютный рынок с последующей переправкой долларов за границу. Такой же подход возможен и при финансировании капитальных вложений. В этом случае деньги должны предоставляться только на конкретные быстро окупающиеся проекты.

  Антиинфляционная политика  реформаторских правительств, проводимая  до

 

августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения  денежной массы включала в себя и  так называемый безынфляционный  метод покрытия дефицита бюджета. Если «замораживание» денежной массы  и денежный голод в хозяйстве  с самого начала выглядели сомнительной находкой реформаторов, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой особой критики на первых порах не вызвал. Напротив, его приветствовали сторонники разных взглядов на проведение реформ. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995-1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но затем начались сбои. Главной причиной конечного провала попыток «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. В первые три года высокой инфляции (1992-1995 гг.) такое сочетание еще наблюдалось, но затем сокращение темпов инфляции (главная цель реформаторов) затормозило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальных доходов резко сократился, и для обеспечения традиционной величины государственных расходов потребовались дополнительные, т.е. заемные, средства. Их рассчитывали получить на рынке государственных ценных бумаг, и первые два года (1995-1996 гг.) это удавалось. Но затем ситуация резко ухудшилась. Развитый и бесперебойно действующий рынок государственных ценных бумаг (так же, как и фондовый) предполагает определенный уровень доходов населения - чем выше, тем лучше. Сбережения населения являются главной опорой финансовых рынков. Между тем реформаторы сами ликвидировали эти сбережения либерализацией цен и жесткой денежной политикой. Более или менее существенные денежные средства (в основном инфляционного

 

происхождения) были только у банков. В силу необходимости становление  рынка государственных обязательств с самого начала базировалось на очень  шаткой основе: обязательства продавались  на очень короткий срок и были высокодоходны. Это с учетом падения производства и реальных доходов и предопределило грядущий крах. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков. Это произошло уже в конце 1997 - начале 1998 гг.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России