Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:04, курсовая работа
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи работы:
- рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
- проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
- выявить особенности антиинфляционной политики в России.
Введение 3
1. Понятие инфляции. Формы проявления инфляции. 4
2. Виды инфляции 6
3. Причины и последствия инфляции 9
3.1. Инфляция спроса 9
3.2. Инфляция издержек, или инфляция предложения 13
3.3. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. 14
3.4. Инфляция, вызванная нарушением механизма пред¬ложения. 14
4. Последствия инфляции 16
5. Борьба государства с инфляцией 19
5.1. Антиинфляционная политика 19
5.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ. 22
6. Практикум 27
Заключение 28
Список литературы 29
Значение ВВП, отражающее господствующий уровень цен в период производства товаров, называется нескорректированным (на изменение уровня цен) ВВП, или номинальный ВВП.
В
отличие от этого значения ВВП, которое
было инфлировано для отражения
изменений в уровне цен, называется скорректированным,
или реальным, ВВП
Различие между номинальным и реальным ВВП в качестве еще одной характеристики инфляции. При постоянном уровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами. Но при инфляции на отрезке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтому первый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем производства в физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет — причем под воздействием высокой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами, в то время как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляция спроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и реальным ВВП.
Инфляция может также возникнуть в результате изменения величины издержек и рыночного предложения. На протяжении нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то что совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.
Теория инфляции издержек объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению производственных издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие средние издержки можно вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на объем произведенной продукции, то есть:
Рост издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приводит к росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.
Два
основных источника инфляции издержек
- это увеличение номинальной зарплаты
и рост цен на нетрудовые ресурсы, такие,
как сырье и энергия.
Согласно одному из вариантов теории инфляции издержек, при определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным договорам они имеют некоторую возможность контролировать и регулировать ставки номинальной зарплаты. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый уровень зарплаты для рабочих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, например увеличением почасовой выработки, то издержки на единицу продукции возрастут. Фирмы ответят на это сокращением производства и предложения товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное повышение номинальной заработной платы, такой тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции издержек.
Теория, объясняющая инфляцию издержек нарушением механизма предложения, усматривает причину роста издержек производства, а следовательно, и цен на продукцию во внезапном, непредвиденном увеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит стремительный взлет цен на импортируемую нефть в 1973— 1974 гг. и в 1979—1980 гг. Поскольку в эти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции издержек.
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.
Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.
Если существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
Финансирование правительственных расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.
Сеньораж - явление монетарной инфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределение доходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.
Инфляционный
доход государства можно
Наряду с различными видами перераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстрое социальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.
Практика показывает, что в инфляционной гонке цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены. Например, средняя заработная плата в России в пересчете на доллары составляла в 1990 г. 13 долларов в месяц, а в 1995 г. - 112,9 долларов, т. е. выросла в 10 раз, а цены за это время увеличились в 4658 раз.
По
мере нарастания подавленной инфляции
происходит эрозия стимулов к труду. Если
проанализировать все последствия инфляции,
то можно сказать, что она обесценивает
не только деньги, но и всю систему рыночного
хозяйства.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.
Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России