Инфляция и антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи работы:
- рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
- проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
- выявить особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инфляции. Формы проявления инфляции. 4
2. Виды инфляции 6
3. Причины и последствия инфляции 9
3.1. Инфляция спроса 9
3.2. Инфляция издержек, или инфляция предложения 13
3.3. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. 14
3.4. Инфляция, вызванная нарушением механизма пред¬ложения. 14
4. Последствия инфляции 16
5. Борьба государства с инфляцией 19
5.1. Антиинфляционная политика 19
5.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ. 22
6. Практикум 27
Заключение 28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика в России.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.

      За  последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в 1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.

      Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

      Инфляция  может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

    5.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ.

 

      Цель  антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

      Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в   1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

      Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег  и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более  активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

      2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых  и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.  Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

      В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  • ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
  • сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
  • сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

      Но  снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации,  поскольку не были преодолены бюджетный кризис,  кризис неплатежей,  дуализм денежной системы,  нестабильность банковской системы,  а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

      Проводимая  с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость  обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

      Антиинфляционная  политика реформаторских правительств,  проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных  ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно,  но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

      Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов,  а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

      Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял  в том,  что в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы,  пенсий,  пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры,  и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий,  которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

      Валютно-финансовый кризис 1998 г.,  давший толчок новому витку инфляции,  доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

      После финансового кризиса в бюджете  Российской Федерации на 1999 г годовая  инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

      В отличие от 2004 года, с середины  2005 года наметилась устойчивая тенденция  снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь  2005 года темпы роста потребительских цен были более чем  в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября  до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение  цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров. 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Практикум 

     Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике  в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

     Решение:

     Монетаристское  регулирование фактически сводится к схеме эмиссия денег –  увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту –  снижение обменного курса рубля – рост цен. Рамками этого контура ограничиваются и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег – повышение цен» (введение валютного коридора, эмиссия ГКО).

     Учитывая  стабильную скорость обращения денег  Центральный Банк страны должен был  провести эмиссию денег в размере 110/102 = 1,08 или 8% от всей имеющейся денежной массы страны.

     К возможным методам антиинфляционной политики, которые будут задействованы  ЦБ можно отнести:

     - ставка рефинансирования (является  индикатором процентных ставок  на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель поскольку его задает Центробанк);

     - операции на открытом рынке  (осуществляются Центробанком как  эмитентом и как органом, осуществляющим  регулирование денежной массы  с помощью операций с этими  же облигациями);

     - норма обязательных резервов (требования  к уровню обязательных банковских  резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот  инструмент для оперативного  управления).

Заключение

 

     Государственное регулирование экономки решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России