Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:43, контрольная работа
Переход России от плановой системы хозяйствования к рыночной определил необходимость исследования целого ряда проблем, не вызывавших в предшествующий период интереса экономистов. Из них является проблема инфляции. Поскольку серьезные отечественные разработки в этой области отсутствовали, то теоретической базой конкретных антиинфляционных действий правительства стала монетарная теория инфляции.
Как известно, руководство ЦБ РФ считает
экономику перегретой, и достижение
ценовой стабильности, по их мнению,
потребует ужесточения денежной
политики. Но нужно отдавать отчет, что
это решение может стимулировать замедление роста экономики. Но стоит ли того рост инфляции, вызванный
в значительной мере глобальными факторами. Если
Правительство хочет бороться с инфляцией
реально, а не виртуальными методами, достаточно
снизить НДС, и притормозить опережающий
рост тарифов монополий. А для помощи наименее
обеспеченным слоям граждан, доходы, на
питание которых составляет основную
часть бюджета, например, пенсионеров,
следует повышать уровень пенсий и пособий
и активно развивать сельское хозяйство. Что
касается ужесточения денежной политики,
то здесь нужно быть крайне осторожным.
История финансовых кризисов показывает,
что многие из них происходили как раз
на фоне денежного "сжатия", в т.ч.
и в 1998г. (Таблица 3).
Рост денежной массы на 1.04.2008 г. по сравнению
с началом года составил всего лишь 0.8
%. Не смотря на характерную сезонность
- денежное сжатие в начале года, достаточно
низкие темпы денежной массы М2 наблюдались
в 1998 г. (-2.5 %) (Таблица 3), 2001 г. (+0.9%) и 2002 г.
(-2.1%). При этом золотовалютные резервы
РФ с начала года (на 1.05.2008 г.) увеличились
на 58 млрд.долл. с 476.4 до 534.4 млрд.долл.
Таблица 3. Динамика прироста денежной массы, 1998, 2007, 2008 г.г.*
1998 |
2007 |
2008 | |
1 фев |
-2.5 |
-3.3 |
-2.7 |
1 мар |
-1.9 |
-1 |
-1.4 |
1 апр |
-2.5 |
4.6 |
0.8 |
1 май |
-0.4 |
11.2 |
|
1 июн |
0.4 |
18.9 |
|
1 июл |
0.1 |
20.7 |
|
1 авг |
-2.3 |
21.4 |
|
1 сен |
-6.3 |
24 |
|
1 окт |
0 |
27.8 |
|
1 ноя |
3.4 |
27 |
|
1 дек |
8.9 |
35.2 |
|
1 янв |
21.3 |
47.5 |
* по сравнению с 1 января
В то же время Центральный банк и
Минфин демонстрирует достаточно эффективную
политику по поддержанию банковской
ликвидности. Улучшены механизмы краткосрочного
рефинансирования, ломбардный список
был существенно расширен. В банковскую
систему были "влиты" средства госкорпораций,
недавно были проведены аукционы по размещению
временно свободных бюджетных средств.
Планируется увеличение их срочности.
В известной степени может существовать
дилемма: инфляция - экономический рост.
В РФ умеренная инфляция на уровне 8-10 %
пока, скорее всего, будет сохраняться
благодаря системным и политическим факторам.
Однако лучше хороший экономический рост
на фоне умеренной инфляции, чем проблемы
с ликвидностью и низкие темпы роста. Следует
сохранять адекватный прирост денежной
массы, удерживая его в зоне оптимальности,
бороться с локальным дефицитом финансовых
ресурсов в банковской системе.
Резервные
возможности экономики и финансовой системы.
Ключевые проблемы нашей страны - инвестиционный
климат, административные барьеры, неразвитость
финансовой системы и инфраструктуры.
Поэтому даже на фоне достаточно невысокой
монетизации, инфляция у нас столь велика.
Экономика не усваивает деньги - основная
масса регионов отстает и имеет пока низкую
инвестиционную привлекательность. Как
следствие, цены на недвижимость в крупных
городах и на землю около них пухнут в
цене, ставя новые рекорды. Вот здесь можно
увидеть признаки настоящего "пузыря",
"перегрева". Но ко всей экономике
это не относится.
Государство за счет массированных расходов на инфраструктуру должно поддерживать спрос, сконцентрировав в первую очередь свои усилия на развитии региональной экономики и финансовой системы. И не нужно бояться инфляции - чем больше эффективных инвестиций, чем выше отдача, тем меньше будет инфляция. Здесь важнее создать реальные механизмы строжайшего финансового контроля использования бюджетных ресурсов. Осилит ли экономика наметившийся активный темп прироста госрасходов, ведь некоторые специалисты высказывают мнение, что их темпы роста не должны превышать 10 % в год. Однако за 2005 г. по сравнению с 2004 г. госрасходы выросли на 30 %, инфляция упала на 6.8 %, за 2006 год рост расходов составил 22 %, а инфляция упала на 17 %. В 2007 г. расходы выросли почти на 39 %, возросла и инфляция, однако этот процесс в значительной мере имел глобальный характер. Зависимость инфляции от темпов роста госрасходов не столь сильна (Таблица 1) - коэффициент корреляции 0.62, для зависимости - изменение инфляции/рост расходов всего (-0.23).
России необходимо существенно модернизировать экономические принципы, строить не монополизированную экономику, а нормальную капиталистическую экономику "равных возможностей", основанную на реальной доступности частной собственности, финансовых ресурсов и свободы предпринимательства. Только такая система сможет обеспечить стране инновационное и социальное развитие.
Важно удерживать экономический рост
в безопасной зоне, т.е. около 8-12 %, не
допуская реального "перегрева".
Банковская система страны несколько
лет растет очень высокими темпами, около
36-43 % год. Однако в этом году ее темпы пока
снизились, составив в годовом исчислении
за период 1.01-1.03.08 г. всего 17 %. Темпы роста
экономики составляет около 8 %, рост расходов
бюджета за 2006, 2007 г. 22 %, 39 %. О таких цифрах
развитые экономики могут только мечтать.
При таких тенденциях уже скоро наша экономика
будет иметь принципиально более высокое
качество. Новая экономическая политика
требует от всех министерств и ведомств
не узко местнического, а многостороннего
и комплексного подхода.
Заключение
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о специфике монетарных аспектов инфляции в России. Инфляционные изменения, связанные с политикой ЦБ России существенно различаются на уровне отдельных секторов и регионов. Влияние стандартных инструментов денежно-кредитной политики, применяемых в рыночных экономиках, оказывается зачастую непредсказуемым, особенно если учесть специфику затратной инфляции в нашей стране.
Итак, споры о том, стоит ли все
силы российских монетарных властей
бросить на борьбу с инфляцией, не
обращая внимания на экономический
рост, или же максимально стимулировать
рост, не обращая внимания на инфляцию,
в среде экономистов
Список использованных источников.
Информация о работе Инфляция и рост денежной массы ( Россия)