История развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования – определить основные этапы развития банковской системы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности банка как коммерческого предприятия;
2) Определить основные функции банков;
3) Исследовать основные этапы развития банковской системы в России.

Содержание

Введение......................................................................................................................2
1. Особенности банка как коммерческого предприятия.................................................................................................................7
2. Функции банков..........................................................................................................................18
3.Основные этапы развития банковской системы в России.........................................................................................................................29
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

dengi_kredit_banki.docx

— 59.85 Кб (Скачать файл)

1) Период создания и функционирования  банков как государственных (казённых) предприятий (с середины XVIII в.  до 1860 г.).

2) Период развития банковской системы  России (1860-1917 годы).

3) Формирование новой банковской системы советского государства (1917-1930 годы).

4) Функционирование «социалистической» банковской системы (1932 – 1987 годы);

5) Формирование современной рыночной банковской системы (с 1988 года по настоящее время).

Следует отметить, что как таковая, двухуровневая банковская система начала функционировать в России уже с 1754 году, когда было создано два банка – Государственный заёмный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.

В 1817 г. был создан Государственный  коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял  расчеты (бесплатные переводы - трансферты). Таким образом, банки начинают выполнять функции платёжной системы.

В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений.

К 1872 году банковская система России состояла из Государственного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков: долгосрочного кредитования - под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные; под залог городской недвижимости - городские кредитные общества; краткосрочного кредитования - акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г., сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г. Основными функциями банков того времени было: привлечение свободных денежных средств населения, фирм, государства; стимулирование экономики через систему кредитования, в том числе кредитование государственных программ; выполнение эмиссионных операций и другие.

Со  времени Первой мировой войны  начался закат российской банковской системы, а в 1917 году - полная ее реорганизация. В 1917 г. была декларирована монополия  на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина.

Развитие  политики «военного коммунизма»  привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 году потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 году - банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.

В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его  акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении  Государственного банка СССР и занимался  кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 году в России существовали Государственный  банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий  торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация. Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.

Во  второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом результатом 1927-1929 гг. стала ликвидация специфических кредитных функций банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной, состоящей из Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; и сберегательных касс, представлявших собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населения путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.

В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: два банка - Сельхозбанк  и Цекомбанк были упразднены, а  их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был  создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. В  его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий  и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского).

Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный  банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система  сберегательных касс. Такая система  просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 года.

Очередные изменения в политике страны, переход  к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 году состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков - Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность.

Такое множество банков при одноуровневой  системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 года в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 года - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный  порядок наступил в 1991 году, когда  было принято два закона - Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

На  сегодняшний день действующая в  Российской Федерации банковская система  имеет два уровня. Первый уровень  представлен Центральным банком России. В силу статьи 75 Конституции  РФ, основной функцией Центрального Банка  России является Защита и обеспечение  устойчивости рубля. Другой функцией, которую определяет Центральному Банку  России Конституция, является денежная эмиссия.  Функции Центрального Банка РФ также определяются в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [3]. К ним относятся:

1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

8) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп;

9) осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

10) организует и осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

12) устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по  отношению к рублю;

13) устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

14) осуществляет иные функции в  соответствии со ст. 75 федерального  закона «О центральном Банке  РФ» и другими федеральными  законами.

Второй  уровень современной банковской системы России представлен кредитными организациями, а также филиалами  и представительствами иностранных банков [2]. При этом кредитные организации могут относиться к банкам или к небанковским кредитным организациям.

Что такое банк было определено выше.

Небанковская  кредитная организация - кредитная  организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные  Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Основные  функции коммерческих банков в отличие  от функций ЦБ РФ в законе не определены. Тем не менее, ссылаясь на задачи, которые  решаются коммерческими банками, можно  выделить следующие его основные функции:

1) Аккумуляция временно свободных  денежных средств государства,  фирм, объединений и населения.

2) Предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов отраслям макроэкономики.

3) Осуществление денежных расчетов  между фирмами, банками и государственными учреждениями.

4) Кассовое обслуживание фирм, объединений  и учреждений.

5) Выпуск кредитных денег.

Все перечисленные функции коммерческих банков условно можно объединить в три основные функции:

1) аккумуляция средств;

2) регулирование денежного оборота;

3) посредническая функция.

Функция аккумуляции средств является основной, первоначальной функцией банка. Здесь не следует забывать о том, что, например, различные инвестиционные фонды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка данные субъекты собирают денежные средства для своих собственных целей, поэтому можно отметить, что данная функция в современном хозяйстве как бы лишь частично уступается другим субъектам хозяйства, не являющимся банками.

Информация о работе История развития банковской системы