Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель курсового исследования – определить основные этапы развития банковской системы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности банка как коммерческого предприятия;
2) Определить основные функции банков;
3) Исследовать основные этапы развития банковской системы в России.
Введение......................................................................................................................2
1. Особенности банка как коммерческого предприятия.................................................................................................................7
2. Функции банков..........................................................................................................................18
3.Основные этапы развития банковской системы в России.........................................................................................................................29
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………………32
Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.
Под посреднической функцией банка зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому
Через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.
Итак, Центральный Банк Российской Федерации фактически осуществляет контроль за деятельностью банков и иных кредитных организаций второго уровня. Для этого Центральный Банк наделён определёнными властными полномочиями по отношению к другим банкам.
3. Основные этапы развития банковской системы в России
Основные этапы развития банковской системы России частично были рассмотрены выше. Остановимся более подробнее на времени её развития, начиная с 1917 года, так как именно этот период наиболее политизирован и противоречив.
Итак, смена политической власти в стране в 1917 году сделало необходимым формирование не только новой политической, но и экономической доктрины. Воспринимая любое проявление частной собственности как главный источник зла, новое правительство принимается активно его искоренять. Данный процесс не мог обойти и банковскую систему страны.
Но тем не менее, ни одно правительство не может обойтись без банковской системы. Объявив государственную монополию на банковское дело, советское правительство приступило к национализации частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. Деятельность иностранных банков была запрещена. Проводимые в стране преобразования привели к тому, что банки как таковые с его функциями стали не нужны. Кредитно-денежные отношения в стране приняли форму централизованного бюджетного финансирования. Именно поэтому к 1920 году Народный банк был упразднён, а все его функции были переданы Наркомфину.
Политика военного коммунизма сменилась новой экономической политикой. В результате уже в 1921 году Государственный банк РСФСР был создан вновь. При этом советское правительство приняло меры для восстановления не только Государственного банка, но для формирования новой многоуровневой банковской системы. В 1922 году создаются банки потербительской кооперации и Промбанк.
В
1923 Государственный банк РСФСР был
реорганизован в
Государственный банк РСФСР являлся хозрасчетной организацией. Основной его капитал выделялся из бюджета и составлял 2 триллиона рублей. Запасной капитал образовывался путем отчислений из прибылей банка и служил для покрытия возможных убытков по его операциям. Сумма запасного капитала не ограничивалась. Если убыток по операциям банка превышал сумму запасного капитала, недостающая часть покрывалась из бюджетных средств.
Управление Государственным банком РСФСР возлагалось на Правление. Правление банка выполняло следующие функции: издавало инструкции и отдельные распоряжения по операциям банка; определяло размеры процентов, комиссии и пр.; создавало внутреннюю организацию банка и устанавливало порядок делопроизводства и счетоводства; принимало и увольняло должностных лиц, назначало им содержание и утверждало в должности членов местных учетно-ссудных комитетов; назначало доверенных лиц и выдавало им соответствующие доверенности; определяло порядок оформления операционных документов и бумаг; представляло интересы банка в судебных и других государственных учреждениях и за границей; открывало на территории РСФСР и за границей (с особого разрешения народного комиссара финансов) конторы, отделения и агентства Государственного банка РСФСР; составляло и представляло на утверждение годовой отчет банка, сметы расходов по содержанию Правления банка и его местных органов.
В
соответствии с Положением о Государственном
банке РСФСР местными органами банка
являлись областные конторы, отделения
и агентства, в административно-
Государственный
банк РСФСР кредитовал учреждения и
предприятия крупной
Второй уровень банковской системы СССР был представлен такими банками как Банк потребительской кооперации (По-кобанк), преобразованный в 1923 во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Торгово-промышленный банк СССР (Промбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), Банк по электрификации (Электробанк), 45 коммунальных банков во главе с Центральным коммунальным банком СССР (Цекомбанк СССР), система сельскохозяйственного кредита, включавшая Центральный сельскохозяйственный банк СССР (Сельхозбанк СССР), 6 республиканских банков сельского кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита. Тогда же были созданы региональные коммерческие банки: Дальневосточный акционерный банк (Дальбанк), Средне-Азиатский коммерческий банк (Азиабанк), Северо-Кавказский банк, Украинский банк (Украинбанк). Все эти кредитные организации обслуживали разнообразную клиентуру государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства.
В 1924 при Правлении Государственного банка СССР был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.
В
конце 20-х годов функции и
В
соответствии с уставом задачей
Государственного банка СССР было регулирование
денежного обращения и
Комплекс проведённых в СССР реформ в конце 20-х, начале 30-х годов привёл к формированию жестко централизованной системы управления экономикой страны. Одной из важнейших была кредитная реформа 1930-32 годов. Но внедрённый механизм кредитования носил автоматический характер. Основным поводом к выдаче кредита был план. При этом экономические факторы мало учитывались.
Автоматизм кредитования резко усилил товарно-денежную несбалансированность, ухудшил снабжение средствами производства и предметами потребления. В свою очередь, нарастание дефицита средств производства вело к дезорганизации материально-технического снабжения. В результате в значительной степени ослаблялся централизованный контроль за воспроизводственным процессом в целом. На 2-м этапе - в 1931-32 гг. - в результате принятия ряда постановлений СНК СССР происходило постепенное совершенствование техники кредитования и концепции кредитного механизма.
В мае 1932 были окончательно разграничены функции Государственного банка СССР и банков долгосрочных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка и Цекомбанка). В результате кредитной реформы деятельность Государственного банка СССР окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.
Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Государственного банка СССР сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.
В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.
В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.
В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).
В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.
В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.
В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.
В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.