История становления банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 06:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе исследования эволюции банковской системы России определить ее место и роль в механизме регулирования рыночной экономики и выявить основные направления ее развития.
Задачи: 1. показать основные этапы формирования кредитно-банковской системы в России;
2. выявить основные принципы организации и определить функции банковской системы;
3. анализ проблем развития российской банковской системы;
4. анализ баланса коммерческого банка по структуре его активов и пассивов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История становления и развития банковской системы России (опыт 1990—2000 гг.) ………………………………………………………….....5
2. Расчетное задание. Анализ баланса коммерческого банка по структуре его активов и пассивов. …………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Приложение…………………………………………………………………...…28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 61.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История становления и развития банковской системы России (опыт 1990—2000 гг.) ………………………………………………………….....5
  2. Расчетное задание. Анализ баланса коммерческого банка  по структуре его активов и пассивов. …………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...27

Приложение…………………………………………………………………...…28

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется особой ролью и значением банковской системы в преодолении современных кризисных явлений в мировой и российской экономике. Способность банков аккумулировать и перераспределять финансовые потоки, направлять их в жизненно важные сферы производства при правильном государственном подходе может сыграть важную роль в деле стабилизации экономического развития Российской Федерации. Как показала российская практика реформ, игнорирование или недостаточный учет возможностей банков может привести к негативным последствиям для развития отечественного производства.

Дополнительную актуальность теме исследования придает тот факт, что ни одно из начатых экономических преобразований в России не закончено. В значительной степени это объясняется слабостью банковской системы страны, которая не смогла обеспечить финансовую поддержку динамичному развитию отечественного производства. В условиях неразвитых финансовых рынков и отсутствия других альтернативных кредитных организаций кредиты коммерческих банков являлись практически единственным источником привлечения ресурсов для национальной экономики. Несмотря на некоторое оживление в развитии общественного производства и повышение кредитной активности банковского сектора в начале 2000-х гг., проблема участия банков в экономической жизни страны остается крайне актуальной.

Цель данной работы – на основе исследования эволюции банковской системы России определить ее место и роль в механизме регулирования рыночной экономики и выявить основные направления ее развития.

Задачи: 1. показать основные этапы формирования кредитно-банковской системы в России;

                   2.   выявить основные принципы  организации и определить  функции  банковской системы;

                    3. анализ проблем развития российской  банковской системы;

                    4.   анализ баланса коммерческого  банка по структуре его активов  и пассивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История становления и развития банковской системы России (опыт 1990—2000 гг.)

 

Создание развитой банковской системы - ключевое условие радикальных экономических преобразований в любой стране. Не является исключением и Россия. Не случайно в работах западных и российских исследователей уделяется первостепенное внимание анализу банковской системы нашей страны и возможных путей ее совершенствования.

Еще в начале 90-х годов, до начала радикальной экономической реформы, предпринятой командой Е. Гайдара, в научных кругах сложилось общее видение реформы. В частности, в банковско-кредитной сфере предлагалось создать двухуровневую банковскую систему, разделить функции Центрального банка и коммерческих банков. Причем последние должны были непосредственно заниматься финансированием экономики, а Центральный банк, получив статус независимого от политической власти банка, по своему уставу был призван обеспечить стабильность денежного обращения в стране. При этом эмиссия денег и предоставление кредитов должны были быть организованы таким образом, чтобы все доходы от эмиссии поступали в распоряжение государства. Кроме того, предполагалась обязательная индексация текущих и будущих долговых обязательств, что позволяло бы устранить все минусы бухгалтерских и экономических расчетов, основанных на использовании только номинальной стоимости, и одновременно защитить владельцев сбережений, заемщиков и кредиторов1.

Предлагались и другие концепции формирования финансового рынка и банковской системы в России, тесно увязывающие между собой оздоровление государственных финансов (в первую очередь, ликвидацию бюджетного дефицита), реформу банковской системы и создание рынка капиталов. Совокупность подобных мер позволит расширить использование денежных средств на финансирование экономической деятельности и разорвать "пуповину", связывающую денежную и бюджетную политику. При этом предполагается проведение валютной политики обеспечивающей стабильность обменного курса рубля, который, однако, должен поддаваться регулированию и изменению. При реализации этого курса возможны две стратегии:

  • на основе либеральных идей свободного предпринимательства и свободной конкуренции между различными экономическими агентами;
  • на основе стратегии, разработанной с учетом российской специфики.

Для 90-х годов характерны крупные изменения в экономике России, связанные с началом рыночных преобразований. Переход народного хозяйства к рынку потребовал адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде развитой системы товарно-денежных отношений. Поэтому возникла острая необходимость в кредитной реформе, направленной на создание свободного рынка капиталов. Процессу осуществления кредитной реформы предшествовали формирование и развитие различных коммерческих структур, в основном кооперативных и коммерческих банков. Они становились в определенной мере конкурентами специализированных банков, поскольку обладали разнообразием методов ведения банковского дела, свободой в проведении кредитной и денежной политики, более быстро реагировали на изменения конъюнктуры и спроса на те или иные виды и направления деятельности предприятий, не были связаны централизованно изданными инструкциями по кредитованию. Это позволяло новым банковским структурам расширять сеть своих учреждений и масштабы деятельности, увеличивать размеры капиталов и выданных кредитов. Так, на 1 июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2 млрд. руб., на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено ими кредитов от других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе краткосрочных - на 1,7 млрд. руб., среднесрочных и долгосрочных - на 0,8 млрд. руб. Вместе с тем прежние рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых банковских структур. Централизованный характер ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов2.

Действующая монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма, адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" в конце 1990 г. было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся от прежней, как по форме, так и по содержанию.

По форме кредитная система стала двухзвенной: ее верхнее звено-Центральный банк России в едином комплексе с банками республик, низшее звено - широкая сеть коммерческих банков, а также специализированных кредитных учреждений (страховых обществ, кредитных товариществ, ломбардов и т. д.). По содержанию принципиально изменились функции банков. На Центральный банк России и центральные банки республик, выступающих верхним звеном кредитной системы, возложены:

    • осуществление эмиссии и организация денежного обращения;
    • функции кредитора последней инстанции для коммерческих банков, организация расчетов между ними;
    • обслуживание государственного долга страны;
    • операции на рынке ценных бумаг;
    • выдача лицензий на совершение банковских операций с иностранной валютой;
    • контроль за деятельностью коммерческих банков.

В обязанности коммерческих банков, являющихся низшим звеном кредитной системы, входило привлечение и размещение денежных средств во вклады кредитов, осуществление расчетов по поручениям своих клиентов и банковских корреспондентов, их кассовое обслуживание, а также других операций. При этом всем коммерческим банкам была предоставлена возможность свободного выбора клиентуры, самостоятельного формирования своей процентной и кредитной политики. Кроме того, они отличаются друг от друга по принадлежности уставного капитала и способу его формирования, видам совершаемых операций, территории деятельности, по отраслевой ориентации. Таким образом, реорганизация кредитной системы привела к разгосударствлению капитала и отразила своеобразие экономической ситуации в России.

В начале 1992 г. Российское правительство приступило к реализации программы экономических реформ, основными элементами которой на первом этапе стали переход к свободному ценообразованию и проведение жесткой кредитно-денежной политики. Рост цен в первом полугодии 1992 г. вызвал резкое увеличение издержек производства и обращения. Это наряду с усилившимся налоговым бременем поставило многие предприятия на грань банкротства. Со стороны предприятий, оказавшихся не в состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретение сырья, материалов и оборудования, возрос совокупный спрос на кредитные ресурсы. Одновременно участились случаи не возврата ссуд. Сумма невозвращенных кредитов в России к середине марта 1997 г. составляла 532 млрд. руб. Указанные обстоятельства обусловили исключительно высокий уровень рискованности кредитных операций, что привело к резкому росту процентных ставок и сужению объектов кредитования3.

Рост просроченных и невозвращенных кредитов вызвал повышение цены на межбанковские ссуды, ставки по которым к концу 1 квартала 1997 г. составляли от 35,5 до 57%. Несмотря на значительно возросшую сумму кредитных вложений коммерческих банков в экономику, которая только за первое полугодие 1992 г. увеличилась с 439 млрд. до 1390 млрд. руб. или в 3,3 раза, спрос на кредит повсеместно не удовлетворялся (отчасти из-за высокой цены на кредит, отказа банков в его предоставлении предприятиям в связи с опасением не возврата и по другим причинам).

В результате на кредитном рынке остались преимущественно торгово-посреднические структуры, которые могли обеспечить относительно высокую эффективность использования заемных средств. Начался рост ставок по депозитным и ссудным операциям у отдельных коммерческих банков, повлекший за собой общее стремление банков к увеличению ставок за кредиты.

Это во многом было связано с жесткой кредитной политикой Центрального банка России, которая выражалась в периодическом повышении ставки по централизованным кредитам, ужесточении условий использования выделяемых ссудных ресурсов, усилении санкций за дебетовое сальдо по корреспондентским счетам. Размер процентной ставки по централизованным кредитам повысился с 20 до 80% годовых. В то же время общая сумма кредитов, предоставляемых Центральным банком России коммерческим банкам, увеличилась в 3,6 раза. Центральный банк, выделяя кредитные ресурсы коммерческим банкам, требовал от них направления кредитов на приоритетные цели, связанные с производством сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров, удовлетворением первоочередных потребностей экономики. Коммерческие банки выделяли свои кредиты на очень короткие сроки (от 3 до 6 месяцев) и ориентировались на скорейшее получение прибыли, что связано с общей социально-экономической ситуацией в стране и инфляционными процессами. Неслучайно поэтому в июне 1997 г. 96,6% общей суммы кредитных вложений коммерческих банков приходилось на краткосрочные кредиты, в том числе 68% - на сверхкраткосрочные (до 3 месяцев).

Таким образом, наблюдалось снижение интереса предпринимателей и коммерческих банков к инвестициям производственного характера. Центральный банк России в конце первого полугодия 1997 г. предпринял меры, направленные на смягчение своей политики, и выделил централизованные кредиты в размере 200 млрд. руб. Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в кредитной сфере. Она еще более усугубилась тем, что отдельные коммерческие банки оказались не в состоянии приспособиться к быстро меняющейся обстановке и принять необходимые меры по защите интересов акционеров (пайщиков), в результате чего многие кредитные учреждения фактически оказались поставленными на грань банкротства.

Реальная возможность финансового краха некоторых банков была усилена начавшимся отзывом пайщиками своих вкладов из их уставных фондов. Сами учредители (в основном из числа промышленных предприятий) были поставлены перед необходимостью изыскивать средства (в отдельных случаях даже из выручки) на оплату труда своих работников, приобретение оборотных средств по свободным ценам.

Таким образом, политика Центрального банка России, направленная на снижение инфляционной напряженности в стране за счет ограничения кредитной эмиссии, на практике обернулась обострением кризисного состояния рынка ссудного капитала. Цель денежно-кредитной политики - не провоцировать инфляцию, а обеспечить определенный экономический рост и уровень занятости населения.

Важнейшим объектом регулирования со стороны Центрального банка России по-прежнему оставалась денежная масса в обращении. Ее объем, в первую очередь, зависит от эмиссионной политики органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о выпуске в обращение определенного количества банковских билетов и разменной монеты. До последнего времени регулирование объема и структуры денежной массы в обращении осуществлялось на основе ежеквартальных прогнозных расчетов ее изменения в обороте. При этом принимались во внимание расчеты кассовых оборотов предприятий и банков, прогнозные расчеты остатков средств у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений (вкладов, сертификатов Сбербанка, займов, казначейских обязательств). Результаты этих расчетов тщательно анализировались Центральным банком с позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в обращении в увязке с темпами экономического роста, уровнем цен и другими показателями.

 В условиях развитой  рыночной экономики процесс ограничения  денежной эмиссии текущими потребностями  хозяйственного оборота регулируется  эмиссионной политикой Центрального  банка, внутренним рынком кредитов. Различного рода изменения уровня  процентных ставок, курсов ценных  бумаг и валютного курса, отражая  те или иные отклонения, позволяют  вносить соответствующие корректировки  в денежно-кредитную политику.

Перестройка эмиссионного дела в России на принципах рыночной экономики - одна из наиболее серьезных проблем, которые приходилось решать. В программе углубления экономических реформ предусматривалось, кроме того, расширить права Центрального банка России в части установления: дифференцированных нормативов отчислений в банковский резерв; уровня ликвидных резервов банков в форме процентного отношения ликвидных активов к суммарным активам, в том числе на разном уровне для разных типов банков; норматива депонирования банками на специальном счете в Центральном банке суммы в размере части прироста кредитования и покупок облигаций в рублях и иностранной валюте; норматива обязательных инвестиций в государственные ценные бумаги - для банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансово-кредитных учреждений; прямых ограничений объема кредитных операций и гарантий других финансово-кредитных учреждений, применяемых выборочно и лишь в исключительных случаях по отношению к отдельным типам банков, видам кредита, отрасли, региону.

Информация о работе История становления банковской системы