Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:10, контрольная работа
1. С момента распада Советского Союза до середины 1990 г.г. в Казахстане наблюдался резкий экономический спад и гиперинфляция 1. Политика экономических и структурных реформ, внедрённых в последующий период, была довольно успешной в борьбе с инфляцией, но проблема базового фискального дисбаланса оставалась нерешённой, уровень сбережений и инвестиций на внутреннем рынке - низким и экономика находилась в состоянии застоя 2. К концу 1990-х г.г. отношение внешнего и внутреннего долга к ВВП быстро увеличилось и достигло неустойчивого уровня, поставив под угрозу возможность возобновления экономического роста (Глава I, Том II) 3.
"Казахстан: Обзор
Краткое изложение
Предыстория и
вопросы
1. С момента
распада Советского Союза до
середины 1990 г.г. в Казахстане
наблюдался резкий
2. Среди государств с
транзитной экономикой
3. Данный отчёт подготовлен по просьбе Правительства Республики Казахстан и является результатом совместных усилий работников Банка и Правительства. В отчёте установлены и проанализированы наиболее насущные проблемы, касающиеся политики Казахстана в области государственных расходов и расходных процессов, предложены варианты выбора и рекомендации по преодолению текущих проблем. Первая и главная проблема, идентифицированная в отчёте, - неадекватность системы мобилизации внутренних ресурсов. Действующая система, с одной стороны, не способствует накоплению сбережений и частных инвестиций и, с другой стороны, не поддерживает разумную и стабильную программу государственных расходов (Глава I). Второй основной вопрос – отсутствие прозрачности при определении приоритетов государственных расходов, что ставит под угрозу управление на самых высоких уровнях (Глава II). Третья основная проблема – по-прежнему неэффективное управление государственного сектора, снижающее эффективность и качество услуг, предоставляемых государственными учреждениями и предприятиями (Глава III). Четвёртая важная проблема - это зарождающаяся система межправительственных финансовых отношений, пока ещё весьма условно склоняющаяся к децентрализации процесса принятия решений (Глава IV). И, наконец, несмотря на то, что Правительство использует большую часть своего бюджета на социальную сферу (социальную помощь, здравоохранение и образование) 5, качество услуг продолжает ухудшаться, услуги неэффективны и неодинаково доступны для всех (Глава V).
Стратегия и варианты выбора
4. Казахстан должен начать
с выработки стратегии резкого
сокращения фискального
5. Основная стратегия,
предлагаемая в данном отчёте,
заключается в решении
(a) ускорить структурные
реформы (реформы, которые находятся
в стадии внедрения, и в минимальные сроки
приступить к подготовке нового «поколения»
реформ, предлагаемых в данном отчёте),
одновременно добиваясь фискальной устойчивости,
т. е. стабилизации отношения государственного
долга к ВВП, с его сохранением на нынешнем
уровне;
(б) реформировать систему
мобилизации внутренних ресурсов путём
перестройки налоговой и таможенной политики
и администрирования (включая принятие
и внедрение нового Налогового Кодекса),
и создать независимый, отчётный механизм,
с целью рационального использования
ренты за использование нефтегазовых
ресурсов.
(в) сфокусировать действия
Правительства на нескольких основных
сферах (исходя из несостоятельности
рынка и/или соображений справедливости)
путем определения приоритетных программ
на основе итогов/результатов, долгосрочного
планирования бюджета и оценки его исполнения;
и
(г) достичь консенсуса
по вопросу о реформе системы финансовой
децентрализации (включая налоговые
и расходные ассигнования и механизмы
трансфертов), в соответствии с этим пересмотреть
Закон о бюджетной системе и приступить
к процессу увеличения потенциала на региональном
уровне с целью повысить независимость
и подотчётность.
6. В идеале, эти реформы можно / следует внедрять одновременно. Тем не менее, учитывая обширность и сложность политической повестки дня, с одной стороны, и ограниченность потенциала, с другой, Правительство может сделать выбор в пользу поэтапного реформирования, отдавая приоритет самым насущным компонентам.
7. В следующих разделах обобщены отдельные факты, варианты выбора и рекомендации; подробное изложение представлено в соответствующих главах отчёта. Последовательность политических мероприятий обсуждается в конце Краткого изложения и резюмируется в прилагаемой «Матрице основных вопросов и рекомендаций».
Финансовая устойчивость и структурные реформы
8. Успех предлагаемой
ниже программы реформирования
в решающей мере зависит от
устойчивости финансового
9. Самым главным вопросом политики является необходимость усилить акцент на сокращении бюджетного дефицита, вместо обычной практики, при которой объём общих расходов колеблется в зависимости от собираемости доходов и постоянно присутствует нуждающийся в покрытии базовый дефицит (Глава II). Приверженность власти цели быстрого приближения к финансовой стабильности является неотъемлемым условием стабилизации цен и создания возможностей для возобновления частных инвестиций и роста. Тем не менее, эта приверженность заслужит доверие только в том случае, если политика будет эффективной и последовательной, конкретные данные будут указывать на ускорение структурных преобразований: как действующих реформ, так и одновременно эффективной подготовки второго «поколения» реформ, необходимых для завершения перехода к нормально функционирующей рыночной экономике. Действующие реформы, связанные с большой приватизацией (особенно с программой «голубых фишек»), финансовым сектором, нормативной базой и администрированием государственного сектора (особенно продолжением реформы государственной службы на региональном уровне), имеют решающее значение и нуждаются в безотлагательном проведении с целью восстановить конкуренцию и улучшить распределительную и операционную эффективность всей экономики. Последующие разделы отчёта посвящены текущим финансовым проблемам и выбору необходимых реформ.
Мобилизация внутренних ресурсов
10. Если будет налажена
хорошо спланированная
11. В переходный период 1990-х годов, параллельно с распадом налоговой системы, реальный сектор казахстанской экономики претерпел значительные структурные изменения. Производство в сельском хозяйстве и промышленности снизилось в абсолютном и относительном выражении, в то время как добывающие отрасли (главным образом, нефтегазовая) заняли ведущее положение в экономике страны, и началось быстрое развитие неформальных секторов (в основном, сферы услуг). Налоговая и таможенная системы не адаптировались к структурным изменениям реальной экономики. Этот факт имел далеко идущие последствия для мобилизации ресурсов, стабильности и экономического роста в Казахстане. Если эти тенденции оставить без внимания, они могут привести к появлению нежелательной модели, характеризуемой: (a) однобокой экономической структурой (с доминированием анклава экспортного сектора минеральных ресурсов, укреплением курса тенге, низким уровнем занятости и широким распространением неформальных видов деятельности), (б) повышенной внешней уязвимостью (подверженностью колебаниям цен на товары и влиянию «голландской болезни») и (c) слабыми государственными финансами (программа государственных расходов подвержена непредсказуемым колебаниям её доходной части).
12. В долгосрочной перспективе, при преобладании недостатков действующей налоговой и таможенной политики и администрирования и слабого управления мобилизацией не возобновляемых ресурсов, ресурсы могут исчерпать себя в результате их потребления вместо использования в целях реинвестирования в недобывающие отрасли экономики; доходы будущих поколений могут сократиться в результате истощения запаса природных ресурсов.
13. Рекомендации.
Рациональная мобилизация внутренних
ресурсов в целях укрепления государственных
финансов, исключающая дискриминацию
накопления капитала и сбережений на внутреннем
рынке и предполагающая развитие недобывающих
отраслей экономики является наиболее
оптимальной стратегией, которую государству
следует реализовать путём:
(a) реструктуризации
налоговой и таможенной политики и администрирования.
Налоговая политика должна быть направлена
на диверсификацию и расширение налоговой
базы (особенно при помощи правильных
стимулов, обеспечивающих включение неформальной
деятельности в регулярную экономику)
за счёт накопления сбережений на внутреннем
рынке, отмены санкций за накопление капитала
и развития частного сектора в недобывающих
отраслях экономики. Первым важным шагом
может стать анализ и последующая отмена
чрезмерных льгот по уплате налогов, особых
условий (особенно для добывающего сектора),
привилегий, фискальных льгот (включая
льготы для промышленного сектора) и принятие
и внедрение нового Налогового Кодекса.
Налоговая и таможенная службы должны
стремиться исключительно к максимизации
сбора правительственных доходов с предельно
высокой эффективностью, на основе принципов
справедливости (в пределах, установленных
существующей налоговой политикой).8
(б) откладывания значительной
части ренты за использование нефтегазовых
ресурсов. Резерв на истощение недр
и непредсказуемую прибыль не возобновляемых
ресурсов следует откладывать (и сберегать
за границей, наращивая при этом местный
технический и административный потенциал
и возможности освоения); следует создать
независимый и подотчётный Нефтяной Фонд
Стабилизации и Наследия (НФСН), администрирование
и аудит которого будет проводиться независимыми
компаниями. Создание НФСН преследует
три цели: (1) изоляцию недобывающих отраслей
экономики (включая программы государственных
расходов) от непредсказуемых колебаний
цен на внешнем рынке, (2) нейтрализацию
потенциального влияния «голландской
болезни» и (3) защиту постоянного потока
доходов на благо будущих поколений.9
Роль Правительства и приоритеты при распределении государственных расходов
14. Приоритеты, определённые
в долгосрочной программе
Информация о работе Казахстан: Обзор государственных расходов