Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:10, контрольная работа
1. С момента распада Советского Союза до середины 1990 г.г. в Казахстане наблюдался резкий экономический спад и гиперинфляция 1. Политика экономических и структурных реформ, внедрённых в последующий период, была довольно успешной в борьбе с инфляцией, но проблема базового фискального дисбаланса оставалась нерешённой, уровень сбережений и инвестиций на внутреннем рынке - низким и экономика находилась в состоянии застоя 2. К концу 1990-х г.г. отношение внешнего и внутреннего долга к ВВП быстро увеличилось и достигло неустойчивого уровня, поставив под угрозу возможность возобновления экономического роста (Глава I, Том II) 3.
63. Специфические шаги, которые
рекомендуется предпринять в
секторе здравоохранения,
(1) улучшение координации
политики в области здравоохранения под
руководством республиканского правительства 21, предполагающее выполнение
руководителями областных департаментов
здравоохранения и медицинских учреждений
роли механизма идентификации и прогнозирования
проблем, а также инструмента разрешения
споров и распространения успешного опыта
управления здравоохранением на региональном
уровне;
(2) пересмотр механизма
выравнивающих трансфертов, с учётом
специфических потребностей и финансовых
возможностей каждого региона, с целью
создать условия для доступа населения
к одинаковому уровню медицинского обслуживания
и сократить различия в расходах на душу
населения между областями; 22
(3) оптимизация уровня
децентрализации и рационализация использования
ресурсов на оказание медицинских услуг
с учётом региональных особенностей, с
целью сохранения конкуренции между поставщиками
услуг, создания условий для оптимальной
эффективности экономики сектора, избежания
дублирования функций и максимизирования
потенциальной выгоды от децентрализации,
к примеру, за счёт: (a) слияния городских
и областных департаментов здравоохранения
на уровне областного центра с целью оптимизации
использования ресурсов и (б) установки
измерительных приборов во всех медицинских
учреждениях с целью сокращения энергетических
расходов (в соответствии с предложениями
Проекта Всемирного банка по здравоохранению);
(4) отделение частной
медицинской практики от государственных
медицинских учреждений путём приватизации
учреждений здравоохранения и/ или привлечения
услуг частного сектора на контрактной
основе;
(5) пересмотр постановления
Правительства, поощряющего вмешательство
в управление учреждений здравоохранения
(Указ # 1314/98) для обеспечения руководителей
свободой оптимизации ресурсов и ввести
подотчётность руководителей за результаты
деятельности;
(6) присуждение государственных
заказов поставщикам медицинских услуг
на конкурсной основе, с распределением
ресурсов из расчёта на душу населения
и минимальной стандартной стоимости
пакета услуг первичной медицинской помощи;
(7) освобождение бедного
населения от платы за медицинское обслуживание
с целью обеспечить гарантированный доступ
к базовым медицинским услугам;
(8) мониторинг предоставления
услуг, исходя из объёма, качества
и результата, а также мониторинг и оценка
результата действующих реформ в секторе
здравоохранения (в соответствии с
предложениями Проекта Всемирного банка
по здравоохранению).
Образование
64. С обретением независимости
Казахстан унаследовал хорошо развитую
сеть образовательных учреждений и высокие
показатели в образовании, включая довольно
высокий процент поступления в учебные
заведения и почти универсальный процент
грамотности взрослого населения (97.5 %
в начале 1990-х годов). В условиях финансового
кризиса переходного периода Казахстан
боролся за сохранение былых достижений
в области образования, одновременно проводя
реформу системы образования, основанную
на принципах независимого государства
и рыночной экономики.
65. В результате экономического
спада ассигнование расходов
на образование сильно
66. Из-за сложной экономической
ситуации сохраняется проблема
недостаточного финансирования, что
не позволяет региональному
67. Рекомендации. Учитывая важность образования для сокращения уровня бедности и экономического развития, а также проблему дефицита государственных ресурсов в Казахстане, стратегия реформы образования должна быть направлена главным образом на повышение эффективности использования ресурсов, улучшение качества образовательных услуг и сокращение неравенства в доступе к услугам, особенно в сфере базового образования (Глава V, Раздел Г).
68. В частности, Правительство
Казахстана может активно
(a) Повышения эффективности
и обеспечения финансовой устойчивости
путём рационализации существующих образовательных
учреждений (слияния и закрытия бесполезных/неэффективных/
(б) Повышения качества
образования (в основном, финансируемого
за счёт экономии заработной платы, коммунальных
услуг и средств программы социальной
защиты), при этом отдавая приоритет: (1)
обеспечению основными обучающими материалами
и товарами; (2) повышению квалификации
преподавателей; (3) введению новой системы
оценки и мониторинга студентов (переместить
акцент со входящего контроля на продукт/результат)
и (4) повышению потенциала руководства;
(в) Повышения справедливости
доступа к образованию с обращением
основного внимания на особые потребности
в образовании и условия бедного населения,
и региональным неравенстве в доступе
к образованию и: (1) бесплатного обеспечения
основными обучающими материалами; (2)
предоставления субсидий на образование
и обучение, особенно в сельской местности
и (3) соизмерения формулы распределения
ресурсов, учитывающей подушный фактор,
с уровнем бедности местного населения. 24
(г) Улучшения подготовки
бюджета и повышения прозрачности процесса
размещения ресурсов на основе: (1)
Структуры расходов в среднесрочный период
(СРСП) для подготовки эффективного перспективного
плана приоритетов; (2) численности студентов,
а не традиционных условных или физических
нормативов; (3) более гибкой и децентрализованной
финансовой политики и (4) отчётности перед
местным населением (смотри выше и в Главе
II).
(д) Сокращения зависимости
от государственного финансирования
благодаря расширению источников доходов
сектора за счёт: (1) ускорения внедрения
новой политики обучения в системе высшего
образования и программы студенческого
кредитования; (2) придания официального
статуса действующим неофициальным механизмам
возмещения затрат с «прозрачным» процессом
сбора платы и (3) создания благоприятной
среды для дальнейшего развития частной
инициативы в секторе образования путём
пересмотра и совершенствования нормативной
базы, включая процедуры подтверждения
качества (например, аккредитование), налогообложение
частных школ и университетов, правила
и процедуры приёма.
Последовательность политических мероприятий
69. Сокращение бюджетного
дефицита является главным
70. Поэтому, в общем, стратегия сокращения бюджетного дефицита, мобилизации ресурсов, определения приоритетности государственных расходов и реформа межправительственных отношений дополняют друг друга и, в идеале, должны внедряться одновременно, как единый пакет мероприятий. Тем не менее, учитывая степень и важность реформ, с одной стороны, и ограниченный потенциал, с другой, правительство может выделить наиболее важные компоненты реформ и осуществлять из поочередную реализацию. В связи с этим, возникает вопрос последовательности политических мероприятий, требующий рассмотрения порядка очерёдности и взаимозависимости различных компонентов предлагаемых реформ.
71. Фактически, большинство
предлагаемых реформ не имеет
жёстких сроков реализации, и
их внедрение может проходить
при минимальных
72. Реформа межправительственных отношений требует одновременной реализации компонентов. Чтобы сохранить макроэкономическую стабильность и вертикальный финансовый баланс, реализация предлагаемой реформы «межправительственного механизма трансфертов, финансируемого из республиканского бюджета» (Главы II и III) и реформы «системы распределения налогов» (переподчинения подоходного налога с физических лиц и подоходного налога с юридических лиц) должны осуществляться одновременно (Глава IV).
73. В любом случае, для реализации политики необходимо время, поэтому Правительство может приступить к подготовке практически всех реформ уже в ближайшее время, поскольку продвинутая стадия реализации одних политических мероприятий может явиться непременным условием начала реализации и успешного завершения других. К счастью, в Казахстане Правительство уже внедрило большую часть структурных реформ первого поколения в переходный период – либерализацию цен, обменного курса, процентной ставки, систему торговли, приватизацию малых и средних предприятий, часть реформ находится в стадии внедрения – правовая и нормативная база, либерализация рынка труда и финансового сектора, приватизация крупных предприятий, реформа государственной службы, реформа налоговой политики и администрирования налогов, реформа финансовой системы (см. Главу I, Приложение I.1). Как уже упоминалось, решающее значение имеет ускоренное завершение действующих структурных реформ с целью создания необходимых рыночных стимулов и укрепления среды, благоприятствующей развитию бизнеса. Это будет способствовать успешной реализации второго поколения реформ государственного сектора, как предлагается в данном отчете. В прилагаемой «Матрице основных вопросов и рекомендаций» содержится краткое изложение стратегических направлений политики и предлагаются сроки выполнения отдельных мероприятий.
1 За этот период реальный ВВП снизился на 50%, а инфляция в 1993 и 1994 г.г. выражалась четырёхзначными цифрами.
2 За 10 лет население ежегодно сокращалось на 1.6 %, и в 1999 году составило 15 миллионов. Расчётный номинальный ВВП на душу населения составил $1,036 в 1995 году и $1,025 - в 1999 году.
3 Пределы колебания фискального дефицита составили 4%-9% от ВВП. Печатание денег было незначительным источником дефицитного финансирования. Половина дефицита бюджета была покрыта за счёт доходов от приватизации, вторая половина – из средств внешних займов. Как следствие, в 1995 году государственный и внешний долг увеличился с 12% до 21% и в 1999 году - с 30% до 50%.
4 В период с 1993 по 1997 г.г. средняя продолжительность жизни снизилась c 67 до 64 лет, a процент охвата населения базовым образованием - с 92% до 89%.
5 Социальные расходы составляют примерно половину государственного бюджета и 3/4 совокупного местного бюджета.
6 При условии, что годовые темпы роста составят 3% и процентная ставка по долгам – 8% в течение нескольких лет. (Глава I, Раздел Б.)
7 За последние три года составили, в среднем, 3.5% ВВП—Таблица I.1, Глава I
8 Глава I , раздел Б, «Мобилизация внутренних ресурсов», пункт б
9 Глава I, Раздел Б. «Мобилизация внутренних ресурсов», пункт a
10 Например, государственной обороны, государственного порядка и безопасности, чистого воздуха и воды.
11 Основанием для государственного вмешательства совсем не обязательно является прямое государственное обеспечение и/или производство (доставка) товаров и услуг; эти функции можно передать частному сектору. На практике, некоторые услуги сектора образования и здравоохранения можно передать частному сектору, при этом Правительство должно следить за финансированием и эффективным и своевременным предоставлением этих услуг. В случае появления негативных (например, загрязнение) и позитивных (например, иммунизация) внешних эффектов, вмешательство государства может стать намного эффективнее, если оно осуществляется через налогообложение или субсидирование с целью обеспечить условия, при которых частный сектор трансформирует социальные затраты и привилегии во внутренние издержки производства и адекватно удовлетворяет потребности клиента. Государственное вмешательство через регулирование может также дисциплинировать неконкурентные рынки коммунальных услуг (и, отчасти, телекоммуникаций) и позволит избежать сокращения затрат, выводящего из борьбы конкурентные силы. (Глава II).
12 По поводу последнего, единственная попытка подготовить такой план была предпринята в рамках программы МВФ в 1999 году.
13 Примеры наиболее успешных методов и практики приведены во вставках III.1 - III.4, Глава III.
14 Таким образом местные акимы и маслихаты получат достаточно времени, чтобы обдумать вопросы местного бюджета. (Глава III. РазделA. «Формирование и утверждение бюджета, пункт б)
15 В местных бюджетах 1997-98 годов ассигнования на образование составили в среднем 40%, здравоохранение – 16% и социальное обеспечение и благосостояние - 21% (Глава V, Раздел A).
16 В консолидированном государственном бюджете 1999 and 2000 г.г. местные бюджеты представлены соответственно под № 44 и 43 (Глава II, Таблица II.7).
17 Глава IV, Раздел Г. «Механизмы трансфертов», пункт в)
18 В рамках периодически пересматриваемой республиканской программы социальных гарантий, составляемой в соответствии с региональными различиями в потребностях.
19 В 1998 году уровень расходов на социальную помощь был примерно таким же.
20 Глава IV, «Механизм трансфертов», пункт в)
21 Республиканское Агентство по делам здравоохранения, комиссия по здравоохранению и Министерство финансов.
22 Как предлагается в Главе IV, Разделе Г. «Механизм трансфертов», пункт в
23 За исключением расходов на коммунальные услуги, доля которых значительно возросла, вытеснив расходы на приобретение необходимых учебных материалов и оборудования.
24 Глава IV, Раздел Г. « Механизм трансфертов»
Информация о работе Казахстан: Обзор государственных расходов