Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 11:19, курсовая работа
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Введение......................................................................................
1. Понятие коммерческого банка......................
1.1. история возникновения коммерческих банков...................................
1.2. Понятие функций коммерческого банка............................
1.3 Сущность и функций рыночной экономики
2. Операции банка.....................................................................
2.1. Пассивные операции коммерческих банков............................
2.2. Активные операции коммерческих банков...................................
2.3. Комиссионные банковские операции.........................................
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КР.............................................
3.1.Становление банковской системы КР ....................................................
3.2. Оценка деятельности коммерческих банков КР ..................................
собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
В настоящее
время эти ограничения
вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно
высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.
В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений.
По мнению К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю2, такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Существование выше
1. Субъекты
К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров.
2. Спрос и предложение
«Современный экономический словарь»4 трактует понятия спрос, как количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени. В свою очередь, П. Самуэльсон и В. Нордхаус5 пишут, что предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии и неразрывно связаны друг с другом. Следовательно, изменение спроса влечёт за собой изменение предложения и наоборот.
Спрос и предложение изменяются под воздействием ценовых и неценовых факторов. К неценовым факторам изменения спроса относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке. Неценовыми факторами изменения предложения являются цены на ресурсы; уровень технологии производства; налоги и дотации; цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов; число продавцов.
Спрос и предложение являются
наиважнейшими элементами
3. Свободное ценообразование.
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. По мнению П. Самуэльсона6, цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.
Процесс свободного ценообразования обусловлен процессом взаимодействия спроса и предложения. Как пишет М.А. Сажина7, взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате, возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
4. Конкуренция.
В «Современном экономическом словаре»8 понятие конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) трактуют, как соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. В.В. Радеев9 в статье «Что такое конкуренция?» даёт пояснение её роли в структуре экономики.
Конкуренция способствует
Она выполняет в рыночной
Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей.
Подробно рассмотрев структуру
рыночной экономики, можно
Проблема регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Николаевой И.П.10, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А.11, рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений, учёные-экономисты изучают функции рынка.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах М.А. Сажиной и Г.Г Чибриковой12:
Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
2) Ценообразующая функция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная цена на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
3) Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. По словам Д.В. Валового13, цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
4) Информирующая функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" о состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д.. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Информация о работе Коммерческие банки и их функции в условиях рынка