Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:13, курсовая работа
В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.
Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок. Российский поставщик за поставляемый экспортный товар получает от иностранного поставщика импортный товар, при этом стоимость товаров эквивалентна.
Введение 3
1. Внешнеэкономическая бартерная сделка: основные понятия 4
2. Требования российского законодательства, предъявляемые к форме, содержанию и порядку исполнения внешнеэкономической бартерной сделки 7
2.1. Порядок оформления внешнеторговых бартерных сделок 7
2.2. Паспорт бартерной сделки 8
2.3. Регулирование бартерных сделок 11
2.4. Бухгалтерский учет внешнеторговых бартерных сделок 14
2.5. Налоговый учет внешнеторговых бартерных сделок 18
3. Контракт международной купли-продажи товаров и внешнеторговый бартер. Дистрибьюторские соглашения 22
Заключение 28
Список литературы 30
Содержание
В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.
Внешнеторговые бартерные
сделки являются разновидностью товарообменных
сделок. Российский поставщик за поставляемый
экспортный товар получает от иностранного
поставщика импортный товар, при
этом стоимость товаров эквивалентна
В своей контрольной работе я планирую раскрыть требования российского законодательства, предъявляемые к форме, содержанию и порядку исполнения внешнеэкономической бартерной сделки на основе использования только действующего законодательства и нормативных правовых актов.
Как определено в 1 главе Правового руководства ЮНСИТРАЛ 1992 года по международным встречным торговым сделкам [4], встречные торговые сделки разделяются на:
- бартер;
- встречную закупку;
- обратную закупку;
- прямую компенсационную сделку;
- косвенную компенсационную
Бартер согласно п. 14 вышеуказанного Правового руководства ЮНСИТРАЛ 1992 г. в строго юридическом смысле обозначает контракт, предусматривающий двусторонний обмен оговоренными товарами, при котором поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении. При этом в случае возникновения разницы в стоимости поставок товаров в двух направлениях такая разница может быть оплачена либо деньгами, либо другими экономическими ценностями.
Логично мыслить, что с учетом вышеуказанных аксиом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и бесспорной важности бартера в комментируемом Законе положения 10 главы (ст. 43 - 45) посвящены государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок.
Следует отметить завидную стабильность норм о внешнеторговых бартерных сделках (как и в целом положений внешнеэкономической деятельности). О подзаконных нормативных правовых актах, не изменившихся со дня издания, в данной области см. комментарий к ст. 43 Закона.
Внешнеторговая бартерная
Бартер по классическому понятию - это товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных поставок товара. Бартер - это своего рода купля-продажа, но с оплатой не денежными средствами, а встречной поставкой товара равной стоимости.
Внешнеторговые бартерные
Определение внешнеторговой бартерной сделки дано в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (далее - Указ № 1209). В соответствии с п. 1 Указа № 1209 под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (далее - бартерные сделки). К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Однако п. 3 Указа № 1209 установлено, что при заключении бартерной сделки выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, допускается лишь при получении разрешения, выдаваемого МВЭС РФ.
Напомним, внешнеторговая бартерная сделка по определению, данному в ст. 2 Закона № 164-ФЗ, - это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.
Проанализировав определения, данные Гражданским кодексом Российской Федерации, Указом № 1209 и Законом № 164-ФЗ, можно заметить, что между ними есть определенные несоответствия. Если Указ № 1209 не относит к числу бартерных сделки, при осуществлении которых используются денежные или иные платежные средства, то Закон № 164-ФЗ включает их в состав бартерных сделок.
В соответствии с п. 2 Указа № 1209 бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены.
Заключенный бартерный договор должен иметь дату и номер и должен быть составлен в виде одного документа. Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, содержащих сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки.
В договоре должны быть определены:
1) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;
2) перечень работ, услуг,
3) перечень документов, представляемых
российскому лицу для
4) порядок удовлетворения
Экспорт товаров, работ, услуг при совершении бартерных сделок согласно п. 5 Указа № 1209 может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Только после представления данного паспорта в таможенные органы осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерной сделки.
Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок утвержден МВЭС РФ № 10-83/3225, ГТК РФ № 01-23/21497, Минфином Российской Федерации № 01-14/197 3 декабря 1996 г.
В соответствии с указанным Порядком паспорт - это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами. По каждому заключенному договору оформляется один паспорт независимо от даты заключения договора. Если в договор вносятся изменения и дополнения, меняющие сведения, использованные при оформлении паспорта бартерной сделки, российские лица до начала таможенного оформления перемещения товаров обязаны переоформить паспорт.
Для оформления паспорта подписанное и удостоверенное печатью заявление направляется уполномоченному МВЭС России (теперь Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) в регионе, где зарегистрировано российское лицо. Если сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долларов США, паспорт бартерной сделки оформляется только в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному району.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- два экземпляра подписанного
и удостоверенного печатью (
- оригинал договора, изменения и (или) дополнения к договору, на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии;
- оригинал и копия
разрешения МВЭС России, выдаваемые
в случаях, когда превышены
сроки, в течение которых
- удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
- копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе за оформлением паспорта);
- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
- копия международного
договора Российской Федерации,
- документы, подтверждающие
исполнение части договора (копии
грузовых таможенных
- удостоверенный российским лицом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.
Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявлений. При несоответствии договора установленным требованиям МВЭС России может отказать в оформлении или переоформлении паспорта бартерной сделки. В случае отказа российскому лицу возвращаются оригиналы и копии документов и выдаются рекомендации по составлению паспорта.
Паспорт бартерной сделки оформляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается и удостоверяется печатью уполномоченного МВЭС РФ. Один экземпляр выдается представителю российского лица, второй остается в управлении. Оформленному паспорту присваивается номер.
Российские лица при совершении бартерных сделок должны представить экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены.
Контроль за выполнением российскими лицами требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок, осуществляет МЭРТ России в соответствии с Положением МВЭС Российской Федерации № 10-83/2007, ВЭК Российской Федерации № 07-26/3226, ГТК РФ № 01-23/10035 28 мая 1997 г. (Положение об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме).
В соответствии с п. 11 данного Положения российские лица, осуществляющие бартерные сделки, предусматривающие выполнение работ, услуг и предоставление результатов интеллектуальной деятельности, представляют в течение 15 дней после вывоза работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности по бартерному контракту в ВЭК России или в его территориальные органы документы, подтверждающие их выполнение или получение, а также копии паспортов.
Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, в том числе по бартерным сделкам, осуществляют таможенные органы. При осуществлении такого контроля следует исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг с превышением сроков, установленных законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, а также в случае выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, необходимо получение разрешения, выдаваемого МЭРТ Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», пункт 3, утвержден МВЭС Российской Федерации 13 марта 1997 г. № 10-83/897, ГТК РФ 4 марта 1997 г. № 01-23/4663, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю Российской Федерации 28 февраля 1997 г. № 07-26/356.