Контрольная работа по «Деньги, кредит, банки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос № 4. Формы безналичных расчетов.
Согласно Положению, основными формами безналичных расчетов являются:
Расчеты платежными поручениями;
Расчеты по аккредитиву;
Расчеты чеками;
Расчеты по инкассо.

Вложенные файлы: 1 файл

деньги, кредит, банки.docx

— 38.52 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

 

 

Кафедра 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

                                                                               Выполнила: студентка 4 курса

                                                                               Эконом.фак-та, заоч.обуч.

                                                                               Специальность 010809.65

                                                                   № з/к 07433  Серёдкина О.В.

                                        Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2013

Вопрос № 4. Формы безналичных расчетов.

Согласно Положению, основными формами безналичных расчетов являются:

  1. Расчеты платежными поручениями;
  2. Расчеты по аккредитиву;
  3. Расчеты чеками;
  4. Расчеты по инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов в перечисленных формах используются следующие расчетные документы:

  1. Платежные поручения;
  2. Аккредитивы;
  3. Чеки;
  4. Платежные требования;
  5. Инкассовые поручения.

Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

  1. Перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  2. Перечисления денежных средств, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  3. Перечисления денежных средств, в целях возврата размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;
  4. Перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

          Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная форма расчетов может применяться при предоплате за полученные товары и услуги.

Вместе с тем платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:

  1. Авансовый платеж, то есть до отгрузки товара;
  2. После отгрузки товара, то есть путем прямого акцепта товара;
  3. Частичные платежи при крупных сделках.

Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей и услуг дана на рис.2.

 

 

 

 

Предприятие-поставщик

 

 

Поставка товарно-    материальных ценностей заключенными хозяйственными договорами «купли-продажи»

 

Предприятие-покупатель


 

Сообщение поставщику                                               Передача платежного                          
о зачислении на его счет                                             поручения в банк для  
средств                                                                           списания средств и

                                                                              зачисления на счет 

                                                                              поставщика

  

 

Банк поставщика

Перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщика

 

Банк покупателя

 

 


 

Рис.2. Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно – материальных ценностей

Долгосрочный и отсроченный платежи используются в рамках договорных отношений без ущерба финансового положения сторон.

В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные и постоянные поставки, расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей (на основании договоров) с использованием платежных поручений. По договору поставщик берет на себя обязательство отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Эта форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа, а также ускоряет оборачиваемость денежных средств.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком – эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в следующем (рис.3):

 

 

Поставщик

 

Покупатель


 

 

 

 

Банк поставщика

 

Банк покупателя


 

Рис.3. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств

  1. Заключение договора, о расчетах с использованием аккредитива, с предварительным депонированием средств, в банке на отдельном счете;
  2. Передача в банк заявления на открытие аккредитива;
  3. Перевод средств, в банк поставщика и зачисление их на счет «Аккредитивы»;
  4. Сообщение поставщику об открытии аккредитива;
  5. Поставка товара или оказание услуг;
  6. Направление в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), списание средства со счета «Аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика;
  7. Направление в банк покупателя сообщения об использовании аккредитива;
  8. Сообщение об использовании аккредитива покупателю.

В соответствии с Положением, банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

  1. Покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  2. Отзывные или безотзывные (могут быть подтвержденными).

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств, плательщика или предоставленного ему кредита, сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. При этом списании средств, с корреспондентского счета банка – эмитента по гарантированному аккредитиву (порядок списания) определяется по соглашению между банками.

Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа исполняющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласования получателя средств, в пользу которого он был открыт.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот. Возможно, это послужило одной из причин слабого развития данной формы расчетов в России.

Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк – эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Банк – эмитент имеет право привлекать для выполнения поручений клиента, иной банк.

Типичная схема расчетов по инкассо представлена на рис.4.

Поставщик

 

Покупатель


 

 

 

Банк поставщика

 

Банк покупателя


 

Рис.4. Схема расчетов по инкассо

Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов:

  1. Заключение договора о купле – продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо;
  2. Поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором;
  3. Отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк;
  4. Банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк – покупателя);
  5. Банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования – поручения;
  6. Банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования – поручения;
  7. Денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика;
  8. Банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.

Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре  с банком на расчетно – кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие платежные документы.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение, чекодателя банку, произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итоге чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.

Для обеспечения платежей по выданным чекам, чекодатель может депонировать на отдельный счет в обслуживающем банке необходимую сумму. (рис. 5)

 

 

 

Предприятие-покупатель

 

 

Отгрузка заказанных товарно – материальных ценностей. Оплата заказанных товарно – материальных ценностей посредством вручения чека поставщику

 

Предприятие-поставщик


 

 

Таксировка и инкассация                                            Инкассация чека и   
пакета документов для                                                 зачисление денежных 
депонирования денежных                                            средств на счет  
средств на счете                                                            поставщика (чекодержа- 
покупателя(чекодателя)                                              теля)

 

 

 

Банк покупателя

Извещение банка покупателя о списании денежных средств с депонентного счета плательщика

 

Банк поставщика

 

 


 

Рис.2. Схема расчета чеками

 

Поскольку чек является ценной бумагой, он передаваться другому лицу с помощью передаточной надписи (индоссамента). Лицо, получившее чек по индоссаменту, считается его законным владельцем. Не подлежит передаче именной чек.

Информация о работе Контрольная работа по «Деньги, кредит, банки»