Кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:30, задача

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием самой кредитной системы, ее становление и развитие в Узбекистане. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
§ Определить понятие кредитной системы и раскрыть ее структуру.
§ Раскрыть этапы становления кредитной системы Узбекистана.
§ Особенности развития кредитной системы в Узбекистане.
§ Раскрытие этого вопроса, поможет в целом, сформировать мнение по этому вопросу, понять особенности кредитной системы нашей страны и т. п. Кроме этого, полученные знания помогут в дальнейшей работе по экономическому профилю.

Содержание

Введение
1. Понятие кредитной системы и ее структура
2. Кредитная система Узбекистана, ее этапы становления и структура
3. Современное состояние кредитной системы Узбекистана
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Задачами следующего этапа развития банковской системы стали привлечение  частного капитала в банковскую сферу, повышение уровня корпоративного управления в акционерных коммерческих банках и дальнейшее улучшение системы надзора над банками.

Одним из стратегических направлений  преобразований в банковской сфере  на данном этапе стал приток частного капитала в этот сектор экономики. Данный процесс активизировался с выходом  в 1997 году соответствующего Указа Президента республики, предоставляющего ряд льгот и стимулов для открытия частных банков. Рост количества последних отражает большой интерес, проявляемый частным сектором к финансовому рынку страны. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Наряду с привлечением в банковский сектор частного капитала, были предприняты  меры по дальнейшему укреплению системы  корпоративного управления банками, в  соответствие с которыми были осуществлены конкретные мероприятия по повышению роли акционеров и советов банков в их управлении, качественному улучшению внутрибанковской служб аудита.

Для повышения эффективности банковской системы, наряду с созданием внутренних механизмов саморегулирования, Центральный банк направил свои усилия на дальнейшее совершенствование системы банковского надзора. Для выполнения этой задачи, на основе “Принципов эффективного банковского надзора” Базельского комитета по банковскому надзору, были полностью переработаны внутренние нормативные документы, регулирующие банковскую деятельность. Наряду с этим, были внедрены системы компьютерного дистанционного мониторинга за деятельностью банков и инспектирования банков на местах в соответствии с международно-признанной системой CAMEL. Существенную помощь в этом деле оказали Всемирный Банк (ВБ) и Агентство по международному развитию США (USAID).

Произошедшие во второй половине 1990-х  годов финансовые кризисы в ряде стран и регионов мира повысили значимость данных проектов и послужили определению четких ориентиров в его реформировании. В результате были пересмотрены методы осуществления дистанционного надзора и инспектирования на местах, оптимизирована структура службы банковского надзора, переработаны действующие и разработаны новые нормативные документы, устанавливающие детальные требования к ведению банковской деятельности и ее регулированию.

Логическим шагом в направлении  усиления банковского надзора стало  принятие ряда требований по минимальному размеру уставных капиталов коммерческих банков, максимальной доле одного акционера в уставном капитале банка, взаимному участию коммерческих банков в уставных капиталах друг друга, приватизации банков и другим.

К концу 1990-х в стране была создана  всесторонне устойчивая банковская система, эффективно функционировал соответствующий международным стандартам современный банковский надзор, был налажен механизм регулирования банковской деятельности. Вместе с тем, роль банковской системы в обеспечении устойчивого экономического роста делала необходимой, наряду с созданием эффективного банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности, ее дальнейшую либерализацию и углубление реформ, которые должны были укрепить доверие ко всей банковской сфере и создать необходимые условия для превращения банков в подлинных финансовых посредников. Это требовало повышения финансовой устойчивости банков и уровня их капитализации за счет привлечения средств новых акционеров, диверсификации форм собственности в банковской системе, стимулирования конкуренции в этом секторе экономики, совершенствования системы электронных платежей, развития эффективных информационных систем и повышению технической оснащенности банков путем использования современного оборудования и средств связи.

Наряду с микроэкономическими мерами, положительно влияющими на эффективность развития отечественной банковской системы, в качестве одного последних макроэкономических факторов, способствующих активности банков, выступает либерализация валютного рынка и создание необходимых условий по обеспечению конвертируемости сума по текущим международным операциям. Принятые в этой области меры позволили Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. Важно отметить, что Узбекистан добился данной цели в первую очередь, опираясь на собственные ресурсы, без привлечения внешних заимствований. При этом были не только сохранены, но и значительно увеличены объемы золотовалютных резервов республики.

Обеспечение конвертируемости сума по текущим международным операциям  и принятие соответствующих обязательств потребовали разработки нового проекта  Закона Республики Узбекистан “О валютном регулировании”, в котором были учтены замечания и предложения экспертов Международного валютного фонда. С принятием Закона на декабрьской сессии парламента в 2003 году национальное законодательство по валютному регулированию приведено в соответствие с международной практикой и положениями Статьи VIII Статей Соглашения МВФ.

В настоящее время с полной уверенностью можно утверждать, что созданная  в Узбекистане система надзора  за банками и их инспектирования  соответствует практике центральных  банков развитых стран.

Необходимость усиления ряда институциональных  основ для функционирования банковской системы и повышения эффективности системы в целом предопределили принятие в последние годы ряда программных документов, направленных на либерализацию и реформирование банковской системы. При этом, в основу документов заложены системность и поэтапность подхода к либерализации банковской деятельности. Необходимо отметить, что приверженность этим принципам позволили Узбекистану избежать утраты доверия населения к отечественным банкам, что наблюдалось в ряде стран с транзитной экономикой. Это, безусловно, является большим успехом в деле создания стабильной и надежной банковской системы и служит плацдармом для дальнейших преобразований финансовой системы.

Сегодня перед Узбекистаном стоит  задача создания эффективного банковского  сектора с современной банковской инфраструктурой. Реализуемая программа реформирования банковской системы определяет основные направления ее либерализации путем активизации процесса приватизации банков, привлечения в капиталы банков дополнительных иностранных и отечественных инвестиций, дальнейшей коммерциализации их деятельности, расширения доступа предпринимательских структур к банковскому финансированию и повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков.

В среднесрочной перспективе определены две основные стратегические задачи, которые будут определять развитие банковского сектора Узбекистана. Во-первых, повышение финансовой устойчивости банков и расширение спектра финансовых услуг на внутреннем рынке. Во-вторых, активизация банков Узбекистана на международном рынке капитала. Все эти меры, безусловно, свидетельствуют о стремлении и готовности страны к интеграции в глобализирующуюся мировую экономику.

С точки зрения внутреннего аспекта  основное внимание будет уделено  укреплению финансового состояния  жизнеспособных банков и выведению с рынка проблемных банков, повышению уровня капитализации банков и качества капитала, расширение ассортимента банковских услуг, а также усилению взаимодействия банков с реальной экономикой, доведению показателей развития банковского сектора Узбекистана до международных стандартов.

С точки зрения международного аспекта  в долгосрочном плане необходимо реально влиться в мировую  банковскую систему, т.е. выступать  не только в качестве ее заемщиков, а стать полноправными участниками  международных валютно-кредитных отношений.

Хорошей предпосылкой для этого  является то обстоятельство, что банковская система Узбекистана по основным качественным параметрам (доля капитала и активов) банковской системы в  валовом внутреннем продукте (ВВП) относится  к странам-лидерам в группе транзитных экономик.

Уже сейчас можно твердо заявить, что  за годы реформ в стране создана  современная банковская система, которая  способствует развитию экономики страны. Так на 1 января 2006 года в республике осуществляли свою деятельность 29 коммерческих банков, в том числе 3 государственных банка, 12 акционерно-коммерческих банков, 5 банков с участием иностранного капитала и 9 частных банков.

В целях дальнейшего развития банковской системы, исходя из стратегии либерализации  экономики, разработан ряд направлений ее реформирования.

Важным направлением изменений  в банковском секторе являются процессы реструктуризации и приватизации государственных  банков. В данном контексте главной  проблемой является организация  эффективной и оптимальной продажи части государственной доли в коммерческих банках республики отечественным и, в особенности, иностранным инвесторам. Так, были полностью проданы принадлежащие государству пакеты акций в «Тадбиркорбанке», «Савдогарбанке», «Трастбанке», «Авиабанке», «Галлабанке», «Приватбанке» и банке «Ипак йули».

Что касается «Савдогарбанка», то следует  отметить некоторые изменения. Ввиду  того, что этот банк является стабильно  развивающимся банком, иностранная  компания «R&D Express-Aussenhandels GMBH» (Германия) проявила интерес к созданию на его базе совместного банка с инвестированием средств в размере $ 2 млн. «Савдогарбанк» преобразован в банк с участием иностранного капитала, уставной капитал банка доведен до $ 5 млн.

В настоящее время прорабатывается  ряд вопросов, решение которых позволит более эффективно подготовить отдельные коммерческие банки к акционированию или реструктуризации уставного капитала уже акционированных банков. К таким вопросам относятся изменение структуры управления банком, оценка стоимости банка, оптимальное распределение долей, оценка качества портфеля активов и реструктуризация активов.

Данная работа ведется специально созданным Бюро по приватизации банков, которое работает в тесном контакте с Государственным комитетом  по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства. Вышеуказанная Программа предусматривает приватизацию банка «Асака» в 2005-2006 гг. и Национального банка внешнеэкономической деятельности в 2005-2009 гг. с реализацией части государственной доли ведущим зарубежным банкам и международным финансовым институтам. Можно констатировать, что авторитетные международные банки выразили интерес к участию в приватизации банков Узбекистана, что подтверждает привлекательность активов этого сектора экономики «Банковские ведомости». Газета для банка и его клиента. №13 (516), 29 марта 2006 г..

Привлечение инвесторов имеет большое  значение не только для пополнения бюджета от продажи государственной  собственности, но и для увеличения капитала коммерческих банков. При  этом особый упор делается на привлечение иностранных стратегических инвесторов.

Следует также отметить о ликвидации некоторых банков в республике. Была произведена ликвидация таких банков, как «Автодорбанк», «Ташкент», «Олимбанк», дочерний банк Центральноазиатского банка сотрудничества и развития в городе Ташкенте. «Банковские ведомости». Газета для банка и его клиента. №7 (458), 9 февраля 2005 г.

Отвечая на вызовы, банки становятся в определенном смысле “локомотивами” и для всего финансового сектора  страны. Банки расширяют набор предлагаемых услуг, выпускают на рынок новые банковские продукты и активно генерируют международные стандарты деятельности финансовых институтов, которые затем плавно осваиваются другими финансовыми учреждениями страны.

Развитие сети новых банков со 100%-ным частным капиталом является другим приоритетным направлением в реформировании банковского сектора Узбекистана. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют развитие частных банков. Так, им предоставляются налоговые и иные льготы, оказывается техническая поддержка в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет около половины от общего числа коммерческих банков страны. Стимулирование развития частных банков в республике способствовало повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на процессах развития и стимулирования частного предпринимательства в стране.

Развитию конкуренции на финансовом рынке также способствует открытие банков с участием иностранного капитала. На сегодняшний день в пяти банках республики участвует иностранный капитал. Немаловажную роль в процессе повышения конкуренции на внутреннем рынке играет Центральный банк, который поощряет приток иностранного капитала на финансовый рынок республики. Мы исходим из того, что в ближайшей перспективе представляется желательным усиление роли банков, которые контролируются иностранным капиталом. Приток западного капитала необходим как сам по себе, так и с точки зрения привнесения на внутренний рынок современных банковских технологий, новых финансовых продуктов и культуры банковского дела в целом, а также катализатора конкурентной среды на финансовом рынке страны, что положительно влияет на качество оказываемых банком услуг. Возросшая в последние годы роль внешней торговли в экономике страны, а также вступление Узбекистана в ближайшей перспективе во Всемирную торговую организацию позволяют говорить о том, что процесс создания банков с участием иностранного капитала активизируется.

Ряд слияний и поглощений благодаря  снижению издержек и диверсификации рисков положительно повлиял как  на операционную деятельность отдельных  банков, так и на укрепление банковской системы в целом, за счет повышения устойчивости банков. Заинтересованность банков в этих процессах объясняется в, первую очередь, стремлением повысить свою конкурентоспособность на рынке и увеличить ресурсную базу, а также снизить управленческие и операционные расходы.

Наряду с консолидацией банковского  сектора, важное значение имеет повышение  уровня конкуренции на финансовом рынке. С этой целью придается особое значение созданию небанковских финансовых институтов, в частности, кредитных  союзов. К настоящему времени сформирована эффективная законодательная и нормативно-правовая база деятельности кредитных союзов. В разных регионах республики функционируют 14 таких финансовых посредников. Создание кредитных организаций альтернативных банкам в значительной степени способствует удовлетворению потребности в финансировании предприятий малого и среднего бизнеса, особенно тех из них, которые находятся на начальном этапе своего развития или же ведут свою деятельность в отдаленных сельских районах.

Большое внимание уделяется повышению в целом доверия к банковской системе, где особое значение придается вопросу доверия населения к банкам. Мировая практика показывает, что внедрение системы гарантирования вкладов граждан в банках на законодательной основе положительно влияет на повышение их доверия к банковской системе, в результате чего растет объем личных сбережений в банках. Именно поэтому в 2002 г. парламентом страны был принят Закон “О гарантиях защиты вкладов граждан в банках”. Это позволило создать надежный и эффективный механизм защиты вкладов населения в банках.

Информация о работе Кредитная система