Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:18, реферат
В работе рассмотрена кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов, аккумулирующая свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения, предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Кредитная система регулирует денежное обращение в стране. Предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам, при этом возникают кредитные экономические отношения.
Введение.....................................................................3-4
1. Кредитная система РК..................................................4-7
2. Понятие кредитной системы как совокупности кредитных отношений и
кредитных учреждений................................... 7-13
3. Становление и развитие кредитной системы в Казахстане 13-18
4. Действующая банковская система РК.............................. 18-22
Заключение.................................................................22-24
Список использованной литературы...................................... 24-25
комплексный характер кредитной политики.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ
Формирование финансовой и денежно-кредитной политики современного государства
основывается на научно-теоретической базе и глубоком исследовании реальной
экономики.
В этой связи стоит проанализировать финансовые и денежно-кредитные отношения
Казахстана в переходный к рынку период с 1986 по 1993 гг. Анализ будет
неполным, если не учитывать
объективные экономические
перемены, которые происходили в республике в переходный к рынку период. Чем
же они характеризуются?
Первый период (1986-1989 гг.) связан с критическим анализом развития
экономики в предшествующие годы, принятием курса на ускорение экономического
развития. интенсификацию производства (1986-1987) гг. на полный хозрасчет и
самофинансирование, снятием запретов на рост заработной платы, переходом на
договорные цены по широкому
кругу продукции
назначения и потребительских товаров.
Второй период (1990-1991 гг.) характеризуется принятием программы
чрезвычайных мер по финансовой стабилизации экономики и курса на внедрение
рыночных отношений в республике. Были приняты решения по сдерживанию
бесконтрольного роста выплат населению денежных средств, связыванию наличных
денег, сокращению ассигнований средств государственного бюджета на
производственное
Начиная с 1990 г. в республике произведенный национальный доход впервые за
годы двенадцатой пятилетки сократился по сравнению с 1989 г. на 4,4 процента.
Спад производства охватил все сферы экономики, что вызвало тотальный дефицит
не только товаров народного потребления, но и средств производства
Третий период (1992 г. и последующие годы). 2 января 1992г. в Республике
Казахстан был сделан первый шаг по реальному переходу к рыночной экономике: на
большинство товаров народного
потребления и средств
отпущены, ибо держать их дальше было просто невозможно, поскольку ситуация
конца 1991 г., особенно в крупных промышленных центрах и городах настолько
обострилась, что в печати стали появляться даже статьи об угрозе голода
практически во всех странах СНГ, в том числе и в Казахстане.
Сокращение размеров ссудной задолженности было вызвано тем, что за счет
повышения цен произошло
некоторое улучшение
(также в связи с переходом
на хозрасчет и
выдачи кредитов подрядным организациям под затраты незавершенного
производства СМР, изменением методов кредитования, погашением предоставленных
ранее ссуд на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств
и прирост норматива, а также частично просроченных кредитов в промышленности
и в сельском хозяйстве. В торговле сокращение кредитов произошло в результате
снижения остатков товарных
запасов при одновременном
товарооборота.
Вместе с тем, следует отметить, что в целом по республике сокращение
задолженности по краткосрочным ссудам произошло не за счет улучшения
работы народного хозяйства и укрепления его финансового состояния, а в
результате трансформирования ее в неплатежи поставщикам, сумма которых возросла
против )985г. более чем в 3,7 раза и составила на начало 1991 г., по данным
Национального банка республики, 2,5 млрд.руб.
Значительная часть кредитных ресурсов отвлечена в просроченную задолженность
по ссудам банков. Наиболее крупные неплатежи поставщикам и банкам имели
совхозы, колхозы, предприятия по производственно-техническому обслуживанию и
строи тельные организации Ухудшение состояния финансов и платежной дисциплины
в народном хозяйстве республики в этот период в основном .было вызвано
бесхозяйственностью в обеспечении сохранности и использовании собственных
оборотных средств, отсутствием экономических стимулов к эффективному ведению
дел. Каждый четвертый рубль кредитных ресурсов был истрачен не на
производительные цели, а на покрытие бюджетного дефицита и государственного
долга, т.е. на проедание.
Совершенно неприглядная картина складывалась с использованием
централизованных кредитных ресурсов. Из кредитов, выданных в 1991 г. за счет
централизованных ресурсов, почти 36% приходилось на государственный долг.
Такое крайне нерациональное размещение денежной массы привело к тому, что на
1 января 1992 г. Казахстан по расчетам с государствами бывшего СССР вышел с
дефицитом (дебетовым сальдо), что означает заимствование средств в указанной
сумме у других суверенных государств.
В целом по республике на 1 января 1992 г. объем кредитных вложений увеличился
почти в 2,6 раза. Увеличение кредитных вложений произошло практически во всех
отраслях народного хозяйства.
В 1991 г. произошли значительные
изменения в структуре
Так, снизился удельный вес кредитов, направленных на мероприятия, связанные с
решением продовольственной программы с 49,0 до 26,8 %, социальных программе
19,2 до 14,2 %, а также увеличением производства товаров народного
потребления и расширением услуг населения соответственно с 6,6 до 6,3 % и с
1,5 до 1,1 %, что свидетельствует о недостаточной эффективности кредитных
отношений в республике.
Резко продолжают уменьшаться объемы краткосрочных кредитов, предоставляемых
населению, потребительской кооперации, а также тем, кто занимается
индивидуальной трудовой деятельностью и кооперативам, поскольку возросли
размеры процентных ставок. Естественно, при таких высоких процентных ставках,
кредитами, как правило, пользуются лишь торгово-посреднические структуры, у
которых выше оборачиваемость денежных средств и доходность производимых
операций и услуг. Большая сеть коммерческих банков занималась в основном
кредитованием мелких частных коммерческих структур, деятельность которых
заключалась в перепродаже одних и тех же товаров, в основном завозимых извне,
а также в обналичивании части безналичности со счетов в банке и выпуске их на
потребительский рынок, где не имелось достаточной товарной массы для их
покрытия. В этой связи деньги оседали в личных сбережениях, не вступали в
"кругооборот", тем самым
подпитывали новый виток
Резкое относительное снижение доли кредитных вложений, предоставленных
правительству Казахстана в 1992 г.' по сравнению с 1991г. (с 24,0 до 3,5 %),
объясняется некоторым улучшением
финансового положения
усиления тяжести налогового бремени, вызванного стремительным ростом цен, что
резко отрицательно сказалось на финансовом положении государственных
предприятий, так как рост цен опережал рост их прибыли.
В этой связи одна из главных проблем экономики Казахстана состоит не только в
общем объеме кредитной эмиссии, но и в том, что эмитированные кредиты в
значительной части выдаются на цели, противоречащие экономической природе
кредита: на покрытие дефицитов финансов государственных предприятий и
правительственного бюджета. Каждое восьмое предприятие закончило 1992 г. с
убытками, каждое второе - в бытовом обслуживании, каждое третье - в торговле и
коммунальном хозяйстве. Значительная часть предоставляемых предприятиям
кредитов превращалась в многотысячные зарплаты. К примеру, в начале 1993
г. выплата заработной платы рабочих и служащих обеспечивалось за счет эмиссии
денег Национального банка.
В последние годы в условиях либерализации цен и нарастания кризисных явлений
в экономике усилилось давление со стороны министерств и предприятий
государственного сектора на Национальный банк республики в части разрешения
предоставления банковских кредитов, причем, как правило, на льготной основе.
Такое положение препятствует стабилизации экономики и обеспечению
устойчивости функционирования
финансово-кредитной системы
Таким образом, как свидетельствуют результаты анализа, экономические
процессы, происходящие в условиях перехода к рынку и глобальной либерализации
цен, начиная с января 1992г., определили новые тенденции в развитии денежного
оборота и кредитных отношений Республики Казахстан. Все это вызвало весьма
противоречивые явления в развитии кредитных отношений, обусловленные началом
вхождения Казахстана в рынок.
Каковы же причины такого положения?
1. Огромная дебиторская
задолженность за
особенно России. Дело в том, что предприятия Казахстана не смогли быстро
приспособиться к работе в рыночных условиях, отгружая свою продукцию за
пределы Казахстана, они не получали оплату за отгруженные материальные
ценности. В этой связи
у них возникает дефицит
вследствие чего они вынуждены искать источники финансирования своей
деятельности. Такими источниками, как правило, за неимением других, являлись
кредиты коммерческих банков. В свою очередь, коммерческие банки свои
кредитные ресурсы формировали в значительной мере за счет централизованных
кредитных ресурсов Национального Банка Республики Казахстан.
Продолжение ныне действующей системы кредитных отношений не способствует
эффективному размещению финансовых и кредитных ресурсов Казахстана, а
загоняет проблему острого недостатка денежных ресурсов вглубь, поскольку
заимствование под высокие процентные ставки кредитных ресурсов у других стран
Содружества способствует увеличению размеров внешнего долга республики перед
другими государствами Содружества, что усиливает экономическую зависимость от
этих стран. Складывается парадоксальная ситуация - предприятия, скажем
России, должны Республике Казахстан за отгруженные товары, а Казахстан, в
свою очередь, должен России, точнее Центральному банку России, по полученным
у него кредитам.
Следует обратить внимание еще на одно весьма актуальное и совершенно новое
явление в деле развития кредитных отношений. Если до 1 июля 1992г., решая
вопрос о выдаче централизованных кредитов, республика не придавала этому
особого значения, поскольку никакого контроля со стороны Центрального банка
России за кредитной эмиссией стран Содружества практически не было, то теперь
обстоятельства и
кредитная эмиссия стран Содружества взята под контроль Центрального банка
России и строго учитывается, что способствует сдерживанию безудержной
инфляции. Конечно, чисто теоретически Нацбанк Республики Казахстан может по-
прежнему выдать кредит коммерческим банкам сколько угодно и создать тем самым
видимое благополучие у предприятий. т.е. у них будут свободные средства на
расчетных счетах, кредитовое сальдо на корреспондентских счетах коммерческих
банков, но использовать эти средства предприятия смогут только при наличии
товарно-материальных ценностей в Казахстане, либо при наличии свободных
средств на корреспондентских счетах в Центральных банках стран СНГ, либо за
счет кредита, полученного от соответствующей страны для пополнения
корреспондентского счета республики.
Следовательно, проблемы сохранения, приумножения, эффективного управления
государственной собственностью приобретают особую актуальность в связи с
переходом к рыночным отношениям. В мире накоплен богатый опыт эффективного
управления государственным имуществом, который следует внимательно изучить и
с учетом реальной экономики использовать в хозяйственной практике.
Как видно из анализа состояния финансовых и денежно-кредитных отношений,
ценовой фактор оказал негативное влияние на всю финансово-кредитную сферу
республики.
Однако нельзя не отметить и о главных положительных моментах перехода на
свободные цены. К ним в первую очередь следует отнести достижение некоторой
сбалансированности между денежной и товарной массой. Известно, что до начала
либерализации цен, ни один товар не стоил так дешево как деньги. Это был
единственный товар, в котором не было дефицита. Главной задачей предприятий в
тех условиях было выбить фонды на материальные ресурсы, а деньги, как
правило, были всегда в избытке либо их легко можно было взять в банке.
Таким образом, произошло принципиальное изменение роли денег, финансов и
кредита в народном хозяйстве и поведения предприятий по отношению к этим
стоимостным категориям. Внимание предприятий переключилось с поиска
дефицитных ресурсов к поиску путей сбыта собственной продукции,
платежеспособного потребителя. Экономика из традиционно ориентированной на
затраты становится ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная экономика
заменяется спросоограниченной экономикой. Это радикальное изменение всей
системы приоритетов в
поведении хозяйственных
повышает реальные возможности
государства управлять