Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:18, реферат
В работе рассмотрена кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов, аккумулирующая свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения, предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Кредитная система регулирует денежное обращение в стране. Предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам, при этом возникают кредитные экономические отношения.
Введение.....................................................................3-4
1. Кредитная система РК..................................................4-7
2. Понятие кредитной системы как совокупности кредитных отношений и
кредитных учреждений................................... 7-13
3. Становление и развитие кредитной системы в Казахстане 13-18
4. Действующая банковская система РК.............................. 18-22
Заключение.................................................................22-24
Список использованной литературы...................................... 24-25
финансы и кредит.
Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском
стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных
условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание
денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной,
рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере
обращения, ростом цен и инфляции.
В этих условиях правительство и Нацбанк, в принципе правильно выбрали
основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение
темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной
способности национальной валюты и т. д .Указанные направления в. основном
базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной
политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.
Одним махом проблему стабилизации
денежно-кредитной системы в
национальной валюты, в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной
сфере связана с уровнем экономического развития. Необходимо насытить
внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать сильный
экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить
налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время.
Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему
этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические
результаты от предыдущих.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РК
Ключевое звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и
финансовых операций, представляет банковская система.
Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и
банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию
реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В
республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система,
где верхний уровень был
представлен Государственным
нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот
момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк,
Жилсоцбанк, Внешэкономбанк),
так и вновь создаваемые
(акционерные, кооперативные,
в форме хозяйственных
банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе
и объединены общей категорией "коммерческие". В дальнейшем госбанки
преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых
участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части
банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство
создавать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный
банк (1994 г.) для обслуживания
внешнеэкономической
Государственный реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания деятельности
предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его
платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996 г.) для обслуживания
бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора
общегосударственных налогов - фактического исполнения функций Казначейства.
После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного
государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской
системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых
законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным
обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона
Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля
1993 г. Закона Республики
Казахстан "О банках в
Принятие указанных
систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики
Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в
Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что
отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития
рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной
макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве
роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и
Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического
кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября
1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в
действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая
часть), возникла необходимость и было принято новое банковское
законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан",
а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу
Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан"
явилось более полное отражение
роли Национального банка в
денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам.
Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка
перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики
порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О
Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок
взаимодействия Национального
банка с Президентом и
определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с
согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности
Национального банка.
Указ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет
существенные отличия от старого Закона РК "О банках в Республике Казахстан":
определены виды банков второго уровня - государственные, депозитные,
инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки; все
банки, кроме государственных, создаются только в форме акционерных обществ;
разрешено создание ассоциаций (союзов) банков; впервые дано понятие
небанковского финансового учреждения, которое не является "банком", но на
основании лицензии Национального банка правомочно проводить отдельные виды
банковских операций; более подробно и четко изложен порядок создания,
реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие - "консервация
банков", которое представляет собой проведение по решению Национального банка
принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления
его финансового положения и улучшения качества работы; предусмотрены новые
виды банковских операций - клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек
и другие; установлены определенные требования к работникам, занимающим
руководящие должности в банке; введен запрет на предоставление льготных
условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.
Принятие новых
и требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию
банков второго уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера
уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих
лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и
открытие филиалов; утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими
изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике
Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на
создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и
иной банковской деятельности,
их аннулирования и
отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств
банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных нормативах от 29
февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29
февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных
банков и операций банков с ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об
условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28 марта
1996 г., Положения о порядке
перехода банков второго
стандартам от 10 мая 1996 г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.),
Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего
отрицательный размер капитала, от 31 декабря 1996 г. - все это подтвердило
стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к
тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию
на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике
составляло - 178 (Вестник Национального банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01
сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. - 117
(ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября 1996 г. в Казахстане
количество банков сократилось до 102, из которых еще несколько десятков, по
прогнозам, в период 1997-98 гг.
будут ликвидированы или
последней пресс-конференции в январе 1997 г. Председатель Национального банка
Республики Казахстан г-н Джандосов У.А. подтвердил, что общая линия
Правительства и Нацбанка по-прежнему направлена на то, чтобы уменьшить
количество банков. Причины ликвидации банков, по словам руководства Нацбанка,
в каждом отдельном случае разные, но по большей части они заключаются в
невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются Национальным
банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все эти меры, по
мнению государства, должны привести к созданию (сохранению) наиболее
устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации денежно-кредитной
системы в Казахстане и возможности ее стратегического прогнозирования
(регулирования).Особое
привилегированное, к банковской среде, как основному элементу финансовой
системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых
законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято
дополнение в ст. 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в
соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской
проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских
операций, регулируются Кодексом лишь в части, не противоречащей действующему
банковскому законодательству. Эта тенденция сохранилась и в настоящий момент,
о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений
в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики
Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу
Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской
деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О
ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается
возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских
финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера
капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по
согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей
незамедлительной реализации
выкупленных акций новым
усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения
устойчивости банковской системы республики".
Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время
вынуждает Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан
осуществлять указанное выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска
путей выхода из кризиса. Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка
республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние 15 января 1997 г. крупных и имеющих
широкую сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до 1991 г. - Промстройбанк) и ОАО
"Алем Банк Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк) в один банк с
принудительным выкупом акций и 100%-й продажей их Правительству Республики
Казахстан в лице Министерства финансов (все названные банки находились в
кризисном состоянии и
имели миллиардные суммы
тенге); передача на обслуживание
в Государственный
неплатежеспособных предприятий
(отбор предприятий
Межведомственной комиссией и Правительством Республики Казахстан из перечня
неплатежеспособных
реорганизации предприятий); изменение действующего банковского и гражданского