Кредитная система, её структура и кредитный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования и использования экономических методов управления кредитом и банками, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.
Цель данной контрольной работы - Наиболее полно раскрыть понятие кредитоспособности и платежеспособности, а также показать сущность анализа данной экономической категории и рассмотреть финансовую политику государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Kreditnyy_mekhanizm.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

А для читателей дадим лишь несколько советов. Кредитный механизм банка, притом любого, зависит от рынка кредитов и его механизмов. Любой банк, так или иначе, зависит от этого. Поэтому, там, где заманивают высокими процентами по вкладам, вполне можно ожидать краха данного учреждения, если обещанные вклады по депозитам, значительно превышают проценты, предлагаемые на рынке финансовых услуг. В другом случаи, если ставки по кредитам наиболее высоки, получить деньги в таком банке, как правило, не составит труда. Правда, средства эти обойдутся значительно дороже.

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность, функции и принципы кредита

Вступление Казахстана5 в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы – максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений. 
Кредит в условиях перехода Республики Казахстан к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду.

Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.

Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме.6 Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала.

В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров, что особенно важно в условиях становления рыночных отношений. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых районов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Финансовая политика государства: понятие, задачи 
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.  
 
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.  
 
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы  
 
Задачами финансовой политики является: 
 
1.                 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 
 
2.                 установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 
 
3.                 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 
 
4.                 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 
 
5.                 создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами  
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. 
 
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики -0 установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов . 
 
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития . 
Другими целями финансовой политики могут являться: 
·   политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики 
·   экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне. 
· социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ). 
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;   
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;   
 
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.  
 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

  5. Принципы формирования финансовой политики государства 
 
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются: 
 
1.  Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. 
 
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности  
 
2.  Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. 
 
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения. 
 
Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств 3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта. 
 
4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает: 
 
•   методы распределения национального дохода; 
 
• способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных; 
 
•   методы образования государственных целевых фондов; 
 
•   виды платежей в бюджет и целевые фонды; 
 
•   финансовое планирование и прогнозирование; 
 
•   финансовый контроль  
 
5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.  
 
Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы . 
   Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:  
 
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;  
 
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);  
 
3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция). 
 
Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами.  
 
Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования большое значение имеют: 
 
- финансовое регулирование и стимулирование производства; 
 
- финансирование научно-технического прогресса; 
 
- страховая защита общественного производства. 
 
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов . 
 
 
 
 
 
                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

Целью данной работы являлось наиболее полное раскрытие понятия кредитоспособности и платежеспособности, а также представление сущности анализа данной экономической категории и рассмотреть финансовую политику государства.

Изобретение кредита, вслед за деньгами, является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в народном хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в процессе деятельности предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения населения и ресурсы банков.

Однако специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его кредитоспособности. Группировка показателей кредитоспособности, данная в этой работе, достаточно условна. Речь идет о том, какие финансовые показатели представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге. Но для того, чтобы правильно оценить уровень и динамику каждого показателя, определяющего кредитоспособность, необходимо представлять себе все финансовое состояние полностью. Все показатели взаимозависимы: нельзя, например, правильно оценить сложившийся уровень дивидендов на акции, не проанализировав динамику балансовой прибыли, рентабельности и оборачиваемости капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей.

В заключении можно сделать вывод, что анализируя кредитоспособность, необходимо оценивать качественную и количественную взаимозависимость всех финансовых показателей.

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованной литературы

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник.-Москва. Юнити.2006
  1. Волкова Т. Условия инновационного обмена. Экономист (ежемесячное издание) 2005 г. №3

  1. Дробозина Л.А.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов. – Москва. ЮНИТИ, 2007

  1. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - Москва, ВЛАДОС, 2005

  1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.  С.780
  1. Миляков Н.В.Финансы: Курс лекций. – Москва. ИНФРА-М, 2007

  1.  Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - Москва. ПРОСПЕКТ. 2008

  1.  Резников С.С. Финансы. – Москва. – Финансы и статистика, 2007

  1.  Родионова В.М., Вавилов Ю.А.Финансы. – Москва. – Финансы и статистика, 2007

  1. Cайт - http://www.cooldoclad.narod.ru/
  1. Сайт - www.Nur.KZ/economika_kreditovaniya/

 

1 Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - Москва, ВЛАДОС, 2005

2 Дробозина Л.А.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов. – Москва. ЮНИТИ, 2007

3 Миляков Н.В.Финансы: Курс лекций. – Москва. ИНФРА-М, 2007

4 Резников С.С. Финансы. – Москва. – Финансы и статистика, 2007

5 Сайт www.Nur.KZ/economika_kreditovaniya/

6 Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - Москва, ВЛАДОС, 2005


Информация о работе Кредитная система, её структура и кредитный механизм