Кроме того, кредит можно классифицировать
и по другим признакам. Так, имеется финансовая
форма кредита, прямая и косвенная, явная
и скрытая, основная и дополнительная,
развитая и неразвитая.
Финансовый
кредит используется для проведения операций
с финансовыми активами: ценными бумагами,
валютой, различными инструментами рынка
ссудных капиталов. Он способствует удовлетворению
спроса на спекулятивный капитал.
Прямая
форма кредита отражает непосредственную выдачу ссуды
се пользователю без посредников.
Косвенная
форма кредита предусматривает взятие ссуды для кредитования
других субъектов. Обычно используется
при кредитовании покупки сельскохозяйственных
продуктов.
Под явной формой кредита понимается
кредит с заранее оговоренной целью. К
новым формам кредита относятся лизинговый
кредит.
Лизинговый кредит - это отношения
между юридически самостоятельными лицами
по поводу передачи в аренду средств труда,
а также финансирования, приобретения
движимого и недвижимого имущества на
определенный срок. Лизинг представляет
собой форму имущественного (товарного)
кредита. Объектом лизинга может выступать
любое движимое (машины, оборудование,
транспортные средства, вычислительная
и другая техника) и недвижимое (здания,
сооружения) имущество, относящееся к
основным фондам и являющееся предметом
купли-продажи.
В экономически развитых странах лизинг
давно стал неотъемлемой частью инвестиционного
процесса. На его долю там приходится от
10 до 30% общего объема инвестиций в основной
фонд. Зарубежный опыт подтвердил высокую
эффективность лизинга как финансового
инструмента технического переоснащения
предприятий. Он особенно целесообразен
в отраслях с быстро меняющейся технологией.
Основная
форма кредита - это денежный кредит, в то время как товарный
кредит является дополнительной его формой.
Развитая
и неразвитая формы кредита характеризуют
степень его развития. К неразвитой форме
кредита можно отнести ломбардный кредит.
Являясь важнейшей сферой деятельности
банков, кредитование оказывает существенное
влияние на развитие экономики. Посредством
банковских кредитов оказывается финансовая
поддержка ведущим и социально значимым
предприятиям, населению, что положительным
образом влияет на развитие реального
сектора экономики [5,с.471].
Кредитный рынок Беларуси отстает
по своему развитию от аналогичных структур
Западных стран и даже России, но он перенимает
прогрессивные тенденции, которые можно
применять при сложившейся в нашей стране
экономической ситуации.
Наибольшее влияние на формирование
кредитного рынка в РБ оказывают следующие
внешние факторы:
- проводимая Национальным банком
РБ жесткая денежно-кредитная политика,
- политика рефинансирования
коммерческих банков,
инфляционные процессы в экономике,
- валютное регулирование, в частности:
девальвация национальной денежной единицы,
наличие обязательной продажи валютной
выручки,
- уровень эмиссии денежных средств,
- наличие внешних источников
финансирования,
Основными же внутренними факторами
являются:
- структура ресурсной базы коммерческих
банков,
- качество кредитного портфеля,
- наличие и структура клиентской
базы.
Банковское кредитование содействует
подъему национальной экономики и соответственно
через экономическое оздоровление клиентуры
приведет к повышению финансовой устойчивости
и надежности банковской системы страны.
Укрепление доверия к банковскому
сектору со стороны кредиторов и вкладчиков
находит свое выражение в росте ресурсной
базы банков. За период 2003 – 2004 гг. ее объем
увеличился с 9744,3 млрд. рублей до 11543,1 млрд.
рублей, или на 17,3%.
Основным источником расширения
ресурсной базы стали средства вкладов
(депозитов) предприятий и граждан, прирост
которых обеспечил 44,7% общего прироста
пассивов банковского сектора. В том числе
прирост средств физических лиц обеспечил
37,7% общего прироста пассивов банковского
сектора.
В среднем на одного жителя
Республики Беларусь на начало 2004 года
приходилось около 240 тыс. рублей, размещенных
в банковских вкладах и сберегательных
сертификатах, или примерно 115 долларов
США. На 01.07.2004 этот показатель составил
около 310 тыс. рублей, или примерно 145 долларов
На 01.07.2004 средства физических
лиц составили 3056,1 млрд. рублей, или 26,5%
пассивов банковского сектора. Наиболее
быстро возрастал объем вкладов (депозитов)
физических лиц в национальной валюте.
Если общая сумма депозитов увеличилась
на 28,5%, то в национальной валюте их прирост
составил 50,8%, в иностранной валюте - только
6,2% [13].
В структуре вкладов (депозитов)
населения преобладают рублевые вклады,
доля которых на 01.07.2004 достигла 58,8%. С начала
2004 года объем кредитов, предоставленных
банками юридическим и физическим лицам,
увеличился на 1401,6 млрд. рублей, или на
22,0%, и на 01.07.2004 составил 7767,4 млрд. рублей.
Удельный вес кредитных вложений в совокупных
активах действующих банков за полугодие
увеличился с 63,9 до 65,9%.
Объем операций по кредитованию
реального сектора экономики в целом по
банковской системе увеличился на 21,6%
и составил 7736,4 млрд. рублей, в том числе
по шести крупнейшим банкам рост составил
22,3% и достиг 6941,8 млрд. рублей.
Рост объемов кредитования
реального сектора экономики, с одной
стороны, обусловлен увеличением спроса
предприятий на кредиты с целью финансирования
развития производства, а также снижением
стоимости банковских кредитов. С другой
стороны, рост предложения кредитов банками
обусловлен снижением доходности других
сегментов финансового рынка, увеличением
объемов ресурсной базы банков.
Объем кредитования в национальной
валюте увеличился на 25,8% и составил 4015,3
млрд. рублей, в иностранной валюте - на
17,5% и составил в эквиваленте 1726,7 млн. долларов
США [ 13, c.17 ].
Основной объем кредитных операций
сконцентрирован в банках, уполномоченных
Правительством Республики Беларусь обслуживать
государственные программы социально-экономического
развития. На их долю приходится около
90% всей кредитной задолженности клиентов.
Согласно отчетности банков
доля стандартных активов в активах, подверженных
кредитному риску, по состоянию на 01.07.2004
составила 95,4% (на 01.01.2004 - 94,8%). Соответственно,
снизилась доля активов, по которым банки
должны создавать резервы на покрытие
возможных убытков (с 5,2 до 4,6%).
По состоянию на 01.07.2004 субстандартные
активы составляют 2,5% активов, подверженных
кредитному риску, сомнительные - 0,4%, безнадежные
- 1,6%. Долю свыше 95% стандартных активов
в активах, подверженных кредитному риску,
имеют 27 из 31 банка. У 27 банков размер созданного
специального резерва на покрытие возможных
убытков по активам, подверженным кредитному
риску, соответствует расчетной величине
специального резерва.
В целом по системе на 01.07.2004
отношение фактически созданного специального
резерва по субстандартным активам к общему
объему таких активов составляет 20% (нормативное
требование Национального банка - 30%), по
сомнительным активам - 34,1% (50%), по безнадежным
активам - 59% (100%).
Несмотря на достаточно высокие
показатели качества кредитного портфеля,
банковская система Республики Беларусь
не в полной мере компенсирует имеющийся
кредитный риск.
Вместе с тем наблюдается положительная
тенденция к устранению данного недостатка.
Для сравнения: на начало 2004 года степень
покрытия специальным резервом субстандартных
активов составляла 13,3%, сомнительных
- 30,7%, безнадежных - 53,3%. Общая величина
фактически созданного специального резерва
на 01.07.2004 составила 141,7 млрд. рублей, увеличившись
за полугодие на 21,5 млрд. рублей.
С начала 2004 года совокупный
размер крупных рисков (требования к одному
клиенту или группе взаимосвязанных клиентов,
превышающие 10% собственного капитала
банка) по банковской системе увеличился
с 2315,1 млрд. рублей до 2829,0 млрд. рублей.
Отношение общей суммы крупных кредитных
рисков к совокупному собственному капиталу
банковской системы увеличилось со 107,8
до 119,4%.
Если сопоставить всю сумму
невозвращенных банкам кредитных средств
(проблемные кредиты на балансе банков;
проблемные кредиты, вынесенные за баланс;
недополученные банками проценты по кредитам)
и объем предоставленных кредитов, также
можно наблюдать положительную динамику.
Соотношение уменьшилось за первое полугодие
2004 г. с 9,6 до 7,9% [15, c. 14].
Поскольку реальный сектор
экономики продолжает оставаться приоритетной
сферой кредитных вложений банков, их
кредитная политика направлена на поддержание
функционирования и экономическую стабилизацию
предприятий ведущих отраслей, а также
наиболее важных и социально значимых
производств. Однако сложное финансовое
положение предприятий, вызванное не столько
внутренними факторами, сколько причинами
общеэкономического характера, привело
к тому, что многие из них постоянно испытывают
острую нехватку оборотных средств из-за
низкой рентабельности реализуемой продукции,
а все это ведет к постоянному вовлечению
в оборот банковского кредита, выдаваемого
на грани допустимого риска. В итоге, экономические
трудности, переживаемые предприятиями
республики, сказываются и на кредитных
операциях банков.
Наиболее яркой иллюстрацией
тому стала практика выдачи кредитов на
погашение задолженности по заработной
плате, вызванная необходимостью оказания
предприятиям финансовой поддержки и
недопущения социальной напряженности
в обществе. Задолженность по заработной
плате превратилась в один из наиболее
часто встречающихся объектов кредитования
в тех банках, которые в значительной степени
связаны с обслуживанием промышленности.
К сожалению, кредиты на зарплату становятся
фактически безвозвратными, т. к. их выдача
происходит из месяца в месяц и их объем
все время возрастает [13, c. 18].
В 2005 году развитие банковской
системы будет подчинено общим целям и
задачам, сформулированным в Концепции
развития банковской системы. Одним из
важнейших условий расширения состава
операций, выполняемых банками, улучшения
качества банковских услуг, повышения
функциональной роли банковской системы
в социально-экономическом развитии страны
должно стать дальнейшее наращивание
ресурсной базы банков, увеличение которой
в 2005 году должно составить 32 - 37 процентов.
Рост ресурсов банков будет
осуществляться за счет внутренних источников,
формируемых развитием экономики, и внешнего
инвестирования.
Наряду с наращиванием ресурсной
базы и кредитования экономики значительное
внимание будет уделяться оптимизации
активов и пассивов банков, главным образом
за счет:
- увеличения доли долгосрочных
привлеченных средств;
- повышения качества управления
ликвидностью банков;
- совершенствования экономических
нормативов в области допустимости
- отдельных пассивных и активных
операций;
- расширения перечня современных
банковских операций и услуг,
- особенно платных услуг для
населения, и формирования надежной системы
- гарантирования вкладов населения.
По мере расширения банковских
операций будет осуществляться повышение
капитализации банковской системы в целях
снижения банковских рисков и, соответственно,
увеличения устойчивости деятельности
банков.
Центральным ориентиром совершенствования
принципов и инструментов банковского
надзора останутся приближение к международным
стандартам, разрабатываемым Базельским
комитетом по банковскому надзору и другими
международными финансовыми институтами,
последовательное внедрение и следование
проверенным мировой практикой принципам
и подходам к банковскому регулированию
и надзору.
По мере создания необходимой
нормативно-правовой базы будут ужесточены
условия государственной регистрации
и лицензирования деятельности банков
в части определения обязательных требований
к бизнес-плану при создании банка и повышения
требований к деловой репутации кандидатов
при назначении на руководящие должности
в банках.
Продолжится совершенствование
системы экономических нормативов для
банков, ограничивающих риски банковской
деятельности. Будут внедрены требования
по отслеживанию, оценке и ограничению
рыночных рисков, а также требования по
достаточности капитала для покрытия
операционных рисков и рекомендации по
управлению ими.
Продолжится работа по обеспечению
информационной прозрачности белорусских
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций.
Для повышения объективности
оценки финансового положения банков
и укрепления доверия предприятий и населения
к банковской системе в целом будет продолжен
поэтапный переход банков на международные
стандарты финансовой отчетности.
Продолжится работа по интеграции
банковской системы Республики Беларусь
с банковскими системами других государств
СНГ. Большое внимание будет уделено мероприятиям
в области банковской деятельности по
формированию Единого Экономического
Пространства Российской Федерации, Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Украины.
Взаимоотношения с Европейским
банком реконструкции и развития (ЕБРР)
будут направлены на привлечение финансовых
ресурсов данной организации в банковскую
систему страны для нужд малого и среднего
бизнеса, участие в акционерных капиталах
белорусских банков, создание банка микрокредитования
[14, c 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше изложенного, можно утверждать,
что кредитно-банковская система оказывает
прямое влияние на экономику страны.
Разработка кредитно-банковской системы
– сложная и ответственная задача, от
которой во многом зависят темпы социально-экономического
развития государства. Эффективная кредитная
политика – результат не только последовательной
государственной политики, реализуемой
с помощью законодательства, разрабатываемых
программ, касающихся структурной перестройки,
но и профессионального управления кредитными
активами банков.