Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении кредитно-денежной политики и её инструментов.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1. Рассмотреть сущность и цели кредитно-денежной политики.
2. Провести анализ инструментов кредитно-денежной политики.
3. Рассмотреть влияние кризиса 2008г. на кредитно-денежную политику.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….5
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования……………………………..5
1.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………6
1.3 Эффективность кредитно-денежной политики………………………...7
2. ИНСТУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………...11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………….............14
2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………17
3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 2008г. НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ
СИСТЕМУ РОССИИ..…………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………
3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 2008г. НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
Были приняты следующие меры по предотвращению кризиса кредитно-денежной системы:
1) Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. Главное, ради чего предпринята эта мера - поддержание производственной активности, возможность для экономики развиваться.
Во-первых, именно доступность кредитных ресурсов в России позволяет развиваться реальному сектору экономики. Во - вторых, сохранение устойчивости банковской системы автоматически означает и сохранение социально-политической стабильности в стране, т. к. потери денежных средств гражданами - это недоверие к власти и резкое падение уровня жизни граждан.
В 1998г. масштабы помощи, оказываемой банковскому сектору были гораздо меньше, а из инструментов кредитно - денежной политики для устранения нехватки денег в экономике и предотвращения неплатежей в основном использовалось снижение обязательной нормы резерва [14, с.25].
В 2008г. инструменты кредитно - денежной политики были более разнообразными. Так, появились принципиально новые инструменты:
- беззалоговые кредиты, депозиты, предоставляемые правительством РФ;
- субординированные кредиты Сбербанку России и др.;
- предоставление валютных депозитов Банком России Внешэкономбанку под выделение кредитов российским компаниям.
Банки, которым государство предоставляло средства, предпочитали переводить их в иностранную валюту, чтобы застраховаться от валютных рисков или уменьшить собственную задолженность перед иностранными кредиторами, - поведение, экономически вполне оправданное, но не соответствующее намерениям правительства при предоставлении денежных средств. Кроме того, в ряде случаев перераспределение выделенных государством средств стало сопровождаться взятками, что не удивительно, поскольку доступ к дефицитному ресурсу по заниженной цене ограничен. (Предполагалось, что деньги от первичных получателей будут предоставляться заемщикам второго уровня не по рыночной, а по заниженной ставке, немного превышающей процент, по которому происходит их первичное распределение.) Чтобы решить новую возникшую проблему Центральный банк стал назначать так называемых «финансовых комиссаров», которые должны отслеживать дальнейшее распределение денег.
2) Государство в какой-то мере попыталось поддержать биржевые индексы, но это направление кредитно - денежной политики оказалось бесперспективным. В данной ситуации - поддерживать биржевые индексы - значит платить бегущим из страны инвесторам большие суммы за продаваемые ими ценные бумаги [4, с.77].
Падение биржевого индекса РТС можно увидеть на рис.3.1:
Рисунок 3.1 - Падение индекса РТС.
Помощь экономике и банковскому сектору оказывается очень значительная, однако, кредитами можно сгладить остроту финансового кризиса, но ликвидировать его причины нельзя. Организации, столкнувшиеся с резким снижением спроса на свою продукцию (а это большинство компаний в силу повсеместной зависимости от экспортных поступлений), будут стремиться к сокращению производства и снижению издержек, в том числе на обслуживание кредита. Ссуды необходимы им лишь для латания текущих дыр в поступлениях, расчетов с поставщиками и бюджетом, выплат заработной платы и т.д. С точки зрения спроса, предъявляемого ими на рынке, а также решений о сокращении персонала данные кредиты ничего не меняют.
Началось обсуждение проблем предотвращения производственного кризиса. Быстрый экономический рост последних лет был в значительной мере связан с наличием дешевых денежных ресурсов на мировом рынке, которые охотно занимали отечественные компании. Однако дешевизна денег не способствует их эффективному инвестированию, особенно когда речь идет о фирмах, связанных с государством. Им охотно дают деньги, поскольку понимают: в случае чего государство окажет поддержку этим компаниям.
Теперь ситуация изменилась. Доступных кредитов нет, а заложенные в обеспечение кредитов бумаги быстро дешевеют. До конца 2008г. предстояло выплатить по этим долгам порядка 43 млрд. долл. Государство выразило готовность предоставить через ВЭБ (Внешэкономбанк) средства в размере 50 млрд. долл. для разрешения этой проблемы.
3) В российской денежной системе в 2008г. в силу явного перекоса в сторону сферы обращения значительно возросла скорость обращения денег. Они оказались исключены из длительных производственных циклов с финансированием запасов сырья и готовой продукции; основа их обращения - обслуживание коротких цепочек: экспортная выручка - валютный рынок - приобретение импорта - доведение товаров до потребителя. А раз скорость обращения так велика, то масштабные денежные вливания могут увеличить инфляцию, а это сведёт на нет все усилия государства по стимулированию экономической активности, а ведь только в ней настоящий выход из кризиса. К тому же, насколько бы не был увеличен кредит, это не сможет в краткосрочной перспективе стимулировать загрузку производственных мощностей, т. к. основная их часть просто выбыла, а также дефицита качественной рабочей силы.
С точки зрения раскручивания инфляции 1998 год был менее рискованным. Резкое сжатие спроса, последовавшее за обвальной девальвацией рубля, заставило многих продавцов уменьшить торговую маржу, а ограничение эмиссии рублей со стороны Банка России сдержало обесценивание денег. В результате рост потребительских цен, несмотря на значительную долю импорта на рынке, происходил медленнее снижения курса рубля. Импортные аналоги по сравнению с отечественными товарами дорожали быстрее, за счет этого удалось заметно повысить спрос на продукцию российских производителей. Положительные сдвиги в импортозамещении были дополнены расконсервацией и вводом в строй старых мощностей без больших дополнительных издержек [5, с.79].
4) В 2008г. реакция платежного баланса Российской Федерации на кризисные явления абсолютно другой по сравнению с периодом десятилетней давности.
В 1998г. девальвация рубля привела к мгновенной корректировке счета текущих операций: рост экспорта в III квартале сопровождался резким снижением импорта (на 30% по сравнению со II кварталом), то в кризисные месяцы 2008г. отмечалось снижение экспортных поступлений при сохранении стабильных объемов импорта. Так, в IV квартале 2008г. резкое падение экспорта (на 43% по сравнению с предшествующим кварталом) сопровождалось сохранением импорта на среднем уровне первых трех кварталов года. Естественно, это оказало самое неблагоприятное влияние на курс рубля. По политическим причинам власти не решались полностью отказаться от поддержки валютного курса рубля, и пошли на поэтапную, растянутую во времени девальвацию. Причины осторожности в этом вопросе понятны: третье за 20 лет обесценение рублевых сбережений вряд ли способствует укреплению доверия к национальной валюте. У такой политики был один позитивный момент и, по крайней мере, ряд серьезных негативных последствий [1, с.47].
Позитив заключался в том, что населению была дана возможность застраховаться от обесценения рубля. Значительная часть денег, которые находились на руках у населения, были обменены на рубли, на доллары или евро.
В отличие от 1998г., население в меньшей степени поддалось панике и действовало прагматично. В условиях роста цен и риска девальвации национальной валюты домохозяйства стремились использовать рубли на приобретение пока еще стабильных по цене товаров длительного пользования.
Сработал и инерционный эффект: не все смогли достаточно быстро уменьшить потребление в соответствии с сокращением объема доходов и использовали в этих целях сбережения. Нельзя забывать и о том, что, как отмечалось выше, большая часть товаров, ввозимых в Россию из-за рубежа, представляет собой критический импорт, отказаться от которого страна просто не сможет без глубоких потрясений (лекарства, сырое мясо, молочные продукты и др.).
Объём операций с наличной иностранной валютой можно увидеть на рис.3.2:
Рисунок 3.2 – Объём операций с наличной иностранной валютой.
Хотя покупка наличной иностранной валюты существенно возросла в конце 2008г., домохозяйства продолжали доверять организованным сбережениям, предпочитая компенсировать курсовые риски посредством трансформации рублевых депозитов в валютные.
5) Изменение характера банковских операций, глубокие структурные диспропорции банковской сферы.
В настоящее время крайне уязвимо положение российского банковского сектора.
В предшествующие годы в основном прирастала пассивной базы российских банков. Так, совокупные пассивы банковского сектора в 2005-2007г.г. прирастали приблизительно на 40% ежегодно. При этом направления вложения активов были ограничены. Увлечение игрой на финансовых рынках, прежде всего в форме вложений в дорожающие акции российских компаний, размещение корпоративных облигаций клиентов не могут заменить основного источника получения прибыли в банковском секторе - доходов от кредитования.
Однако кредитный потенциал основной клиентуры российских банков в 2005-2007гг. в значительной степени оказался исчерпан: многие крупные российские экспортеры предпочли привлекать кредиты непосредственно у крупных западных банков и размещать еврооблигации на международном рынке (объемы привлечения финансовых ресурсов с внешних рынков стали сопоставимыми с объемом фондирования на внутреннем рынке). Финансирование же оборотных средств многочисленных торгово-посреднических предприятий хотя и было доходным, тем не менее, носило краткосрочный и рискованный характер.
Поэтому банки переключились на активное кредитование физических лиц под приобретение жилья и товаров длительного пользования преимущественно зарубежного производства. Объем кредитов, предоставленных физическим лицам в 2004-2007г.г., ежегодно увеличивался в среднем вдвое, а их доля в общем объёме кредитов банков возросла с 15% на начало 2005г. до 25% на начало 2008г.
Зачастую в погоне за прибылью кредитные организации не занимались тщательным анализом кредитоспособности заемщиков, проверкой их кредитной истории, поскольку доходы по некоторым кредитам достигали 60% годовых, а эта маржа оправдывала даже высокие риски невозврата кредитов.
Таким образом, подобное кредитование не имело стоимостных источников возврата, а использовалось лишь для стимулирования потребления. Еще одним негативным эффектом расширения потребительского кредитования стало активное стимулирование импорта дорогостоящих товаров из-за рубежа: банку было выгодно предоставлять больший по объему кредит, а потребитель, приобретая товар на заемные деньги, утрачивал известную «чувствительность» к сопоставлению цены товара со своими доходами.
Это оказывало дополнительное угнетающее воздействие на отечественных производителей, в частности на российскую автомобильную промышленность.
Таким образом, в отличие от кризиса 1998г., характеризовавшегося массовым оттоком средств населения с банковских вкладов и неисполнением форвардных контрактов, то есть причинами, непосредственно обусловленными обвальным падением валютных курсов и снижением в этой связи доверия к кредитным учреждениям, к 2008 г. российская банковская система подошла с глубокими структурными диспропорциями, грозящими в любой момент обернуться катастрофой системообразующих (основных) банков [9, с.25].
Дело в том, что кредитные операции производятся преимущественно за счет долгосрочных и низконадежных активов, значительно повышаются риски банков не получит свои доходы у широкого круга заемщиков, пассивная база банков тоже нестабильна.
6) К 2008г., в отличие от кризисного периода десятилетней давности, большинство отечественных владельцев крупного капитала переместились за рубеж. За границей теперь и принимаются самые главные инвестиционные решения и аккумулирования прибыли, именно там сосредоточены экономические интересы основных владельцев капитала. Они рассматривают Россию как одно из важных, хотя и не единственных мест размещения капитала, по мере необходимости пополняют оборотные средства подконтрольных предприятий, участвуют в перераспределении прав собственности на российском рынке, но не спешат инвестировать в обновление производственных фондов.
На смену закона «О валютном регулировании и валютном контроле» образца 1998г., наделявшему таможенные органы и Банк России широкими полномочиями в сфере контроля за вывозом валютной выручки и обязывавшему продавать большую ее часть на валютном рынке, в 2007г. была принята редакция закона, позволяющая без особых трудностей оставлять экспортные доходы за рубежом.
Обеспечение притока иностранной валюты на рынок и соответственно финансирование импорта, наполнение государственного бюджета, поддержание занятости практически во всех отраслях экономики стали зависеть от того, какую долю экспортных поступлений будут готовы возвращать на родину крупные банковско-промышленные группы. А они, в свою очередь, больше не ограничены в своих действиях законом, а руководствуются лишь договоренностями с властью. Реальных рычагов давления на крупный бизнес почти не осталось, так как основной объем капитала вывезен из России и обращается за рубежом. Его оценки (около 1,3 трлн. долл. США) сопоставимы со стоимостью всех основных фондов России.
7) В последние годы происходило лавинообразное наращивание частного внешнего долга Российской Федерации. Уже с 2005г. большая часть вновь осуществленных заимствований направлялась на рефинансирование долга (то есть на обслуживание основной задолженности и процентов по ней). При этом, естественно, его величина продолжала расти. С учетом того, что по вновь взятым кредитам тоже необходимо платить процент, это привело к формированию кредитной «пирамиды», по масштабам значительно превышающей размеры предкризисной задолженности на рынке ГКО - ОФЗ в 1998г.
Если тогда внешний долг, почти целиком представленный заимствованиями государственного сектора РФ в форме приобретенных иностранцами ГКО - ОФЗ, а также в виде бумаг, выпущенных в рамках реструктуризации задолженности, составлял 22,3 млрд. долл. США, то на 1 октября 2008г. задолженность только частного сектора Российской Федерации достигла 498 млрд. долл. США, то есть была более чем в 20 раз выше.
Информация о работе Кредитно-денежная политика и ее инструменты