Кредитные карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования - рынок пластиковых карт Российской Федерации. Структура данной курсовой работы включает три раздела. В первом разделе, состоящем из четырех глав, рассмотрены теоретические основы пластиковых карт и организации рынка их обращения, а также зарубежный опыт. Во втором разделе, состоящем из трех глав, проведен анализ рынка пластиковых карт в России и на примере региона. В третьем разделе, состоящем из двух глав, обозначены основные проблемы рынка пластиковых карт и их обращения, а также разработаны основные направления решения данных проблем.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы организации рынка кредитных карт
1.1.Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт
1.2. Виды и особенности выпуска пластиковых карт
1.3.Организация рынка пластиковых карт и его участники
1.4. Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт
Глава 2. Особенности и анализ функционирования рынка пластиковых карт в Российской Федерации
2.1. Системы платежных расчетов пластиковыми картами
2.2. Конъюнктура рынка пластиковых карт в России
2.3. Анализ объема, структуры и динамики развития рынка пластиковых карт Самарской области
Глава 3. Ключевые тенденции развития рынка пластиковых карт России на среднесрочную перспективу
3.1. Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
3.2. Формирование направлений совершенствования рынка пластиковых карт на среднесрочный период
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.раб.docx

— 63.19 Кб (Скачать файл)

Также, крупной платежной  системой в России является платежная  система STB card, которая предоставляет клиентам круглосуточно совершать платежи, различные системы скидок и другие услуги.

Сделан еще один шаг  на пути развития карточного рынка  России на основе опыта ведущих стран  мира, например, по объединению платежных  систем и обеспечение их совместной работы. Первой картой, объединившей крупнейшие российский и международные платежные системы, стала магнитная карта «Золотая Корона- Maestro. Такие карты покроют весь спектр услуг, необходимых для различных категорий клиентов, и, при этом, никоим образом не будут противоречить идее и принципам создания национальной платежной системы.

Кроме того, активно развивается  в России и такая платежная  система, как Интернет. Например, популярна  оплата пластиковой картой через  электронный магазин, который представляет собой Web-site, на котором имеется каталог товаров, а также средства оплаты - по предоставлению номера кредитной карточки по сети Интернет. Отправка товаров покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки электронных товаров (например, программного обеспечения) по каналам электронной почты или непосредственно через Web-site по сети Интернет.

Другим новым направлением являются продажа информации, например, подписка на базы данных, функционирующие  в режиме on-line. Этот вид услуг уже достаточно распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн" и др.

Платежи по пластиковым картам также может осуществляться и  с помощью электронных банков. Среди основных преимуществ электронных  банков можно отметить относительно низкую себестоимость организации  такого банка и широчайший охват  клиентов. За счет этого электронный  банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка проценты, и предоставлять  за более низкую плату больший  спектр банковских и других услуг. Естественно, что электронный банк имеет собственные  системы безопасности и защиты электронной  информации, такие, как специальные  карточки - генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере. Это позволяет создавать  уникальный пароль при каждом обращении  клиента к банковскому серверу. Для большей степени защиты дополнительно могут использоваться и средства биометрической идентификации пользователя.

Некоторые банки имеют  собственные платежные системы - например, СБЕРКАРТ Сбербанка России; нельзя не упомянуть об идее создания Национальной платежной карты, которая  сегодня исходит от различных  организаций, как от банков, так и  от компаний, работающих на рынке платежных  карт. АРБ, понимая всю сложность  и масштабность этого проекта, готова взаимодействовать с любыми заинтересованными  сторонами в целях претворения  этого проекта в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конъюнктура рынка пластиковых  карт в России

Российский рынок пластиковых  банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных  проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых  карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. по оценкам экспертов, количество карт в 2006 г. достигнет отметки 54,8 млн. Для сравнения, в США в 2006 г. планируется  выпустить 71,3 млн. пластиковых карт .

Рынок платежных карт в  Российской Федерации активно развивается  в современных условиях. Каждый второй банк занимается эмиссией и (или) эквайрингом банковских карт, которых по состоянию на 1 октября 2005 г. эмитировано более 28 млн. (с начала года их количество увеличилось на 37,5%).

В день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб.

В структуре рынка пластиковых  карт на долю международных платежных  систем приходится свыше 65% карт, выпущенных в нашей стране. Из локальных российских платежных систем наиболее заметно  присутствие систем STB card (эмитировано 2,6 млн. карт) и Золотой Короны (1,6 млн. карт). Данные об эмиссии платежных карт Union Card не раскрываются.

Сегмент кредитных карт относительно невелик -- 4,2% на июль 2005 г., однако его  темпы роста выше (прирост за год  составил 82% при 50% по дебетовым картам). Именно карточное кредитование, по прогнозам экспертов, станет приоритетным направлением для российских банков и вытеснит потребительские кредиты.

Общая оценка эффективности  работы банков по продвижению кредитных  карт находится в диапазоне от 41% (для Сбербанка) до 68% (для МДМ-банка) из максимально возможных 100%.

Среди особенностей российского  рынка кредитных карт можно отметить следующие.

Во-первых, достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности  их работы не превышают 8%. То есть по итогам аудита качества обслуживания можно  сделать вывод о том, что большинство  банков -- участников предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне. В то же время важно отметить наличие неиспользованного потенциала в 30%, что демонстрирует незрелость формирующегося рынка кредитных карт и слабую дифференциацию формата предлагаемых услуг, вследствие невысокой конкуренции в сегменте.

Во - вторых, банки, которые  не предлагают своим клиентам классические кредитные карты (Райффазенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк) показывают довольно высокий уровень качества консультирования по процессу консультирования по данным видам услуг.

Рассмотрим более подробно участников рынка пластиковых карт и особенностей сделок с ними. Так, среди жителей Москвы 18--60 лет  обладателями кредитных карт являются; 18,1% (или 940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты  отмечали, что банком-эмитентом их кредитной карты являются Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ-банк и Сити-банк.

Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в текущем году и чуть менее половины - за последние 1-2 года.

Максимальный ожидаемый, спрос на пластиковые карты, составляет в Москве 9,5%, или 440 тыс. единиц. Рассмотрим некоторые характеристики пользователей  кредитных карт.

Среди владельцев кредитных  карт -- выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24-40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу -- имеют общесемейный доход 50 тыс. руб. (при среднем по выборке 36 тыс. руб.). Около двух третей владельцев кредитных карт имеют автомобиль, более 80% - домашний компьютер.

Потенциальные потребители  кредитных карт отличаются несколько  большей долей респондентов в  возрасте 24--40 лет (более 70%), в два  раза ниже доля респондентов 41-50 лет (15 и 30% соответственно).

Распространенное мнение о том, что обладатели пластиковых  карт в России используют их раз  в месяц -- для получения зарплаты, -- оказалось неверным. Во всяком случае, те россияне, которые имеют доступ в Интернет, пользуются банковскими картами вполне цивилизованно. Статистический опрос показал, что лишь 6 процентов держателей карт просто забирают с них зарплату. 50 процентов держателей и расплачиваются картой, и снимают с нее деньги. Обычно используют ее для оплаты 17 процентов. А снимают наличные по мере надобности -- 6 процентов 59,7 процентов россиян, участвовавших в проведенном экспертами ROMIR Monitoring опросе, ответили, что пластиковых карт у них нет. (Приложение 2) Ими почти не пользуются россияне пенсионного возраста (97 процентов), респонденты с начальным образованием (98 процентов) и низким уровнем дохода (92 процента).

Исследование также показало, что чем крупнее город, тем  больше в нем доля граждан, имеющих  пластиковые карты. Так, в мегаполисах  банковскими карточками пользуются 26 процентов проживающих в них  россиян, а в сельской местности - 6 процентов.

Как свидетельствуют результаты исследования рынка пластиковых  карт, почти половина обладателей  пластиковых карт в России имеют  стаж пользования от года до трех лет. Из них 86 процентов сказали, что пластиковая  карта - это вполне удобное средство расчета. Так, среди молодежи (18-24 года) такой вариант ответа указали 90 процентов  опрошенных, а среди пенсионеров-62 процента. Об удобстве пользования  пластиковыми картами также несколько  чаще говорили россияне с высшим образованием и высоким уровнем дохода.Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом. К такому выводу пришли эксперты компании MasterCard Europe, которые проводили исследование в европейских странах. До немцев, которые тратят за границей больше всех, нам еще далеко. Но по темпам мы значительно опережаем и жителей Германии и других европейцев.Эти показатели могли бы быть еще выше, если бы российские граждане не опасались дополнительных расходов, которые возникают при использовании «пластика» за границей. Опросы показывают, что 67 процентов граждан, использующих пластиковые карты за рубежом, не знают конкретных расценок на снятие наличных в банкоматах за рубежом.

В идеале все должно ограничиться стандартным сбором, который взимает  банк-эмитент. Для кредитных карт он составляет 2-7 %, для дебетовых - 1-1,5%. По правилам платежных систем, если вы снимаете средства в национальной валюте (например, евро во Франции), то комиссия взиматься не должна. Но в  правилах оговаривается, что она  может быть установлена, если это обусловлено налоговым или другим законодательством. А зачастую банки просто устанавливают комиссию по собственному желанию -- 1--2 %.Также, в 2005 г. на 67 % по сравнению с 2004 г. увеличилось использование карт для оплаты через платежную систему Интернет.Таким образом, рынок пластиковых карт в целом по России стабильно развивается. Рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы особенности развития регионального рынка пластиковых карт на примере Самарской области.

 

 

2.3 Анализ объема, структуры  и динамики развития рынка  пластиковых карт Самарской области

В Самарской области рынок  банковских платежных карт функционирует  более 10 лет. Со времени появления  первых банковских продуктов с использованием платежных карт состав участников рынка  постоянно изменялся под влиянием объективных экономических условий  и в прямой зависимости от финансового  положения кредитных организаций.

Пионером в организации  работы с банковскими платежными картами в Самарском регионе  выступил Сберегательный банк, который  еще в 1991 г. приступил к реализации первых локальных проектов по выплате  заработной платы с использованием платежных карт работникам Волжского  автомобильного завода и Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, примерно с 1994 г. на самарском рынке появились и первые карты международных платежных систем, которые предлагали своим клиентам филиалы московских банков.

Настоящий бум на рынке  банковских карт в Самарской области  наблюдался в 1995-1996 гг., когда многие кредитные организации в интересах  корпоративных клиентов приступили к реализации собственных одноэмитентных систем расчетов на основе банковских карт, параллельно, хотя и менее успешно, продвигая международные карточные продукты. В результате к 1998 г. рынок банковских карт Самарской области отличался довольно динамичным развитием не только по количественным показателям, но и по качественным, таким, как развитие торгово-сервисной сети, разнообразие представленных продуктов, интенсивность использования карт держателями. В результате кризиса 1998 г. количественные сказатели рынка не уменьшились, однако динамика несколько замедлилась, а объем торгово-сервисной сети и вовсе резко сократился из-за ухода с рынка таких крупных эквайеров, как Инкомбанк и СБС-Агро. Но уже к 2000 г. последствия кризиса были преодолены, рынок банковских карт снова начал набирать обороты, была восстановлена торговая инфраструктура.На сегодняшний день на территории региона расположено 24 самостоятельных банка и 32 филиала региональных банков других областей; из них участниками рынка банковских карт являются 40 кредитных организаций, или 71% от общего количества.

На протяжении последних  лет развитие Самарского рынка банковских карт имело стабильную положительную  динамику, как по объему эмиссии, так  и по величине оборота.В современных условиях относительной стабильности и благоприятной экономической конъюнктуры, постепенного укрепления доверия населения к банковской системе у кредитных организаций появляется больше возможностей для улучшения качества розничных услуг, привлечения клиентов - физических лиц, расширения обслуживающей инфраструктуры. По количеству эмитированных карт Самарская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на четвертом - в Приволжском Федеральном округе.

Всего кредитными организациями, расположенными на территории Самарской  области, было эмитировано 743 тыс. банковских карт (на 1.10.2005 г.) международных и  российских (в том числе одноэмитентных) платежных систем.Основная масса банковских карт сосредоточена в двух крупных городах области - Самаре и Тольятти, соотношение объемов эмиссии и количества жителей этих городов показывает, что каждый четвертый житель имеет на руках банковскую платежную карту.По состоянию на 1.10.2005 г. количество банковских карт платежной системы MasterCard, эмитированных на территории Самарской области, составило 281,4 тыс., большинство из которых - карты Сбербанк-Маэстро. На основе этих карт реализованы крупные зарплатные проекты на предприятиях города. Высокой динамике в развитии этой системы расчетов способствует наличие у Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации собственного процессингового центра и активная эквайринговая деятельность банка, который развивает и банкоматную, и торгово-сервисную сеть.

Привлекательность для населения  банковских продуктов с использованием карт Сбербанк-Маэстро определяется тем, что они являются полноценным  международным продуктом в рамках платежной системы MasterCard, отличаются доступностью благодаря низкой стоимости выпуска карт и обслуживания, отсутствию комиссии при снятии наличных во всей сети банкоматов Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации. Кроме того, по карточкам Сбербанк -MasterCard держателям предоставляются дополнительные услуги - овердрафт по счетам для расчетов с использованием платежных карт, оплата коммунальных и других услуг через банкоматы.

Эмиссия банковских карт платежной  системы VISA также имеет в Самаре довольно высокую динамику. Всего  в области выпущено 105,6 тыс. карт с логотипом VISA, в 2004 г. количество карт возросло в 2 раза, за 9 месяцев 2005 г. - еще  на 49 %. При этом следует отметить, что доля местных банков в общем  объеме эмиссии карт международных  платежных систем остается крайне незначительной по сравнению с филиалами московских банков.С начала 2003 г. количество торгово-сервисных предприятий, где можно оплатить покупки с использованием карт той или иной платежной системы, увеличилось в 2,4 раза и составляет на сегодняшний день более 1347 точек./6/ Росту количества торгово-сервисных точек способствовало, с одной стороны, возрастание активности банков по привлечению на эквайринг новых клиентов, с другой стороны - приход в Самару московских торговых сетей со сложившимися традициями приема платежных карт и продажи товаров в кредит.Таким образом, большую часть рынка банковских карт в Самаре представляют международные платежные системы, доля локальных систем постепенно снижается. При этом наряду с развитием сети по выдаче наличных (ПВН и банкоматы) увеличивается и количество торгово-сервисных точек, принимающих карты MasterCard и VISA.

Информация о работе Кредитные карты