Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов организации кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в коммерческих банках, выявление современных проблем и перспектив его развития
Результаты исследования: изучены операции по предоставлению кредитов коммерческими банками предприятиям малого и среднего бизнеса, проведен их анализ, выявлены основные проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса и рассмотрены пути их решения в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты кредитования предприятий малого и среднего БИЗНЕСА………………………………
1.1. Экономическая сущность и роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике………………………………………………………………………………
1.2. Кредитные продукты для предприятий малого и среднего бизнеса…………..

1.3. Обзор состояния кредитования малого и среднего бизнеса в РФ..……..…….
1.4. Нормативно-правовое обеспечение кредитования в РФ………………………
Организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк»………………………………………………………………………

2.2. Программы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»……………………………..…………….....................

2.3. Рассмотрение кредитной заявки. Анализ кредитоспособности заемщика …..
2.4. Порядок выдачи кредита…………………………………………………………
2.5. Обеспечение кредита. Оценка обеспечения……………………………………
Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в России и перспективы развития………………………………………………………………
3.1. Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ и пути их решения……………………………………………………………………….40

3.2. Направления совершенствования кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»…………………………………43
Заключение.………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……………………………………………………45
Приложения………………………………………………………………………………….. 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 274.39 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Объем 46 с., 3 гл., 7 рис., 7 табл., 23 источника.

Ключевые слова: кредит, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, кредитная линия, кредитная заявка, кредитоспособность, обеспечение по кредиту

Предмет  исследования: система экономических отношений между банком и клиентами в процессе кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

  Объект  исследования: деятельность ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в области предоставления и обслуживания кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

  Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов организации кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в коммерческих банках, выявление современных проблем и перспектив его развития

            Результаты исследования: изучены операции по предоставлению кредитов коммерческими банками предприятиям малого и среднего бизнеса, проведен их анализ, выявлены основные проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса и рассмотрены пути их решения в России.

Рекомендации  по внедрению: результаты исследования могут быть использованы в ОАО  АКБ «Пробизнесбанк» в целях совершенствования операций по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..

4

1.

Теоретические аспекты  кредитования предприятий малого и  среднего бизнеса….………………………………………………………………………………

 

5

 

1.1. Экономическая сущность  и роль предприятий малого  и среднего бизнеса в экономике………………………………………………………………………………

 

5

 

1.2. Кредитные продукты  для предприятий малого и среднего  бизнеса…………..

6

 

1.3. Обзор состояния кредитования  малого и среднего бизнеса  в РФ..……..…….

1.4. Нормативно-правовое обеспечение  кредитования в РФ………………………

10

12

2.

Организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк» .................................................................................................... ..

2.1. Общая организационно-экономическая  характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк»………………………………………………………………………

 

15

 

15

 

2.2. Программы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»……………………………..…………….....................

 

17

 

2.3. Рассмотрение кредитной заявки. Анализ кредитоспособности заемщика …..

23

 

2.4. Порядок выдачи кредита…………………………………………………………

30

 

2.5. Обеспечение  кредита. Оценка обеспечения……………………………………

34

3.

Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса  в России и перспективы развития………………………………………………………………

 

40

 

3.1. Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ и пути их решения……………………………………………………………………….

 

40

 

3.2. Направления совершенствования кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»……………………………………

 

43

Заключение.………………………………………………………………………………

44

Список использованной литературы……………………………………………………

45





Приложения………………………………………………………………………………….. 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционной  и важной частью экономики практически  всех стран являются малые и средние  предприятия. Естественно, что развитие малых предприятий в различных  странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и  места небольших предприятий  в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а  также от целей, стоящих перед  сферой малого и среднего предпринимательства  в новых социально-экономических  условиях.

Малые и  средние предприятия являются фундаментом  рыночных отношений. Они создают  новые рабочие места, смягчают кризисные  явления в экономике, способствуют развитию конкуренции и в конечном итоге повышению конкурентоспособности  и качества продукции и услуг, а также созданию их новых видов. Эти предприятия способны динамично  реагировать на рыночные изменения  и кризисы.

Малые и  средние предприятия являются не только источником средств существования, но и средством раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Важную  роль субъектов малого и среднего бизнеса в системе воспроизводства  обусловливает ряд преимуществ: высокая гибкость и оперативность  в принятии решений, восприимчивость  к нововведениям, быстрая оборачиваемость  средств, быстрая адаптация к  внешним воздействиям, высокий уровень  специализации производства и труда.

Относительно  западных стран рейтинг предпринимательской  активности в России невысок, что  плохо. Однако число людей, которые  планирую открыть свой бизнес, начало расти. На сегодняшний день, число субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 1,8 млн предприятий и 3,8257 млн индивидуальных предпринимателей. Предприятиями малого и среднего бизнеса создано 11,480 млн рабочих мест и 5,3 млн – индивидуальными предпринимателями.

Однако  серьезным препятствием в развитии малого и среднего предпринимательства  является ограниченный доступ к кредитным  ресурсам: в России 38% малых предприятий  испытывают трудности в привлечении  финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты кредитования малого  и среднего бизнеса

1.1. Экономическая сущность и роль  малого и среднего бизнеса  в экономике

К субъектам  малого и среднего предпринимательства (МСБ) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Статья 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относит:

- потребительские кооперативы;

- коммерческие организации  (кроме государственных и муниципальных  унитарных предприятий);

- индивидуальных предпринимателей;

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Названные экономические  субъекты должны прежде всего быть зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом № 129-ФЗ, а также соответствовать определенным условиям о составе участников, численности, размере выручки или балансовой стоимости активов.

Субъектами  малого и среднего бизнеса могут  быть как юридические лица, так  и индивидуальные предприниматели. Чтобы можно было отнести предприятие  к субъекту малого или среднего бизнеса, оно должно соответствовать условиям, представленным в таблице 1.

Таблица 11

Критерии для отнесения предприятия к субъекту МСБ в РФ

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

1

2

3

4

Доля государственной собственности  или иностранных инвесторов

 

Не более 25% уставного (складочного) капитала (паевого фонда)

Средняя численность работников

От 100 до 200 человек

До 100 человек

До 15 человек


 

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

Предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг)

1000 млн. рублей

400 млн. рублей

60 млн. рублей


 

Степень развития малого бизнеса  и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его  экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство  решает общие проблемы повышения  уровня благосостояния населения и  увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет  повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе  с рыночной экономикой, позволяет  сдерживать рост цен на товары и  услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции  и внедрять новые технологии. Малый  бизнес частично решает в государстве  проблемы с безработицей, а в странах  с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической  системе трудно переоценить, так  как, по сути, именно предпринимательство  является конструктивной единицей и  гарантией существования развитой рыночной экономики.

Сектор малого и среднего предпринимательства наиболее динамично  осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малого и среднего предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малого предпринимательства в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии этого сектора дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран.

 

 

1.2. Кредитные продукты для предприятий  малого и среднего бизнеса

Каждый  банк предлагает "индивидуальные" программы кредитования малому и  среднему бизнесу, но, исходя из целей кредитования, можно выделить следующие группы кредитов:

  • Кредит на открытие бизнеса.  Каждому начинающему предпринимателю приходится сталкиваться с проблемой финансирования своего бизнеса. Самым распространенным способом достать необходимые средства является кредит на открытие бизнеса. Однако немногие банки рискуют выдавать такой кредит. Для того чтобы взять кредит на развитие бизнеса, необходимо иметь хороший бизнес-план, который будет указывать на перспективность будущего дела и способность предпринимателя вовремя оплачивать полученный кредит для бизнеса. Большой риск банк компенсирует высокой процентной ставкой по кредиту, сокращенным сроком кредитования и поручительством физических лиц.
  • Кредиты индивидуальным предпринимателям. Такие кредиты так же довольно рискованны для банков, так как оценить надежность и платежеспособность индивидуальных предпринимателей банкам довольно сложно. Если физическое лицо, которое берет потребительский кредит, имеет фиксированный ежемесячный доход, за счет которого кредит погашается, то индивидуальный предприниматель фиксированного дохода обычно не имеет и планирует возвращать кредит за счет будущих доходов. В основном индивидуальным предпринимателям требуются поручители для получения кредита, так как часто ИП не имеют возможности предоставить банку залог под кредит.
  • Кредит на развитие бизнеса. Одним из этапов развития бизнеса является этап нехватки собственного капитала для инвестирования все пребывающих новых идей или просто для пополнения оборотных средств. Пополнить собственный капитал индивидуальный предприниматель может с помощью кредита на развитие бизнеса. Это один из самых распространенных видов кредита, так как является наиболее простым видом финансирования. Залог, товар в обороте или личное имущество - обязателен (Но существуют и банки, которые создали новый банковский продукт -беззалоговый кредит на развитие бизнеса). Процентные ставки зависят от сроков кредитования и размеров кредита.
  • Кредит на покупку основных средств. Кредит на приобретение основных средств предоставляется для расширения или модернизации производственных линий предприятия, для покупки объектов недвижимости (офисов, производственных помещений, земельных участков), на приобретение строительных материалов для возведения зданий, отводимых под нужды организации, или для приобретения необходимой для работы техники и оборудования. Главный критерий, который позволяет отличать кредит на приобретение основных средств от других финансовых продуктов, разработанных для бизнеса - это направленность полученных финансовых ресурсов на приобретение внеоборотных активов компании. Такие кредиты, как правило, предоставляются на большие сроки и на большие суммы. Соответственно требования к заемщикам - строже. Обязательно наличие залога, в качестве которого могут выступать товары в обороте, оборудование, имеющийся автотранспорт, спецтехника, недвижимость.
  • Коммерческая ипотека. Коммерческая ипотека, или бизнес-ипотека - термин, который сегодня применяется в отношении приобретения объектов коммерческой недвижимости с использованием ипотечного кредита. Коммерческий ипотечный кредит выдается предпринимателям малого и среднего бизнеса с целью приобретения нежилой недвижимости под ее залог. По сравнению с другими кредитами коммерческая ипотека рассчитана на более долгие сроки, но они короче, чем ипотечные кредиты для физических лиц. Процентные ставки коммерческой ипотеки выше, чем на жилую недвижимость.
  • Инвестиционное кредитование. Этот кредитный продукт предоставляется банками под конкретный проект, на реализацию или развитие которого будут направлены кредитные ресурсы. Инвестиционный кредит обычно выдается индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам на срок от 3 до 10 лет, хотя и не относится к разряду долгосрочных кредитов. Кредит выдается на конкретную инвестиционную программу: расширение производства, перепрофилирование предприятия, приобретение нового оборудования, реализацию новых проектов и т.д. Чтобы получить инвестиционный кредит заемщику необходимо предоставить бизнес-план проекта, а также подтвердить свое материальное благосостояние. Главное условие предоставления инвестиционного кредита - это наличие у заемщика действующего финансово-устойчивого бизнеса. В качестве залога по кредиту могут выступать все имеющиеся активы: недвижимость, автотранспорт, товары и т.д. Кроме того инвестиционный кредит может быть обеспечен поручительством юридических или физических лиц.
  • Овердрафт - это кредит на операционные расходы, предоставляется при отсутствии или недостаточности средств на расчетных (текущих) счетах. Овердрафт предоставляет возможность своевременно и бесперебойно осуществлять расчеты с партнерами, вовремя выдавать заработную плату и оплачивать счета. Овердрафт банки предлагают своим клиентам, уже имеющим расчетные счета и приличные обороты на них. Процентные ставки по овердрафту вполне приемлемые. Срок договора может быть до 1 года, а вот погашение происходит по мере поступления денежных средств на счет компании, путем их списания. Срок, на который выдается овердрафт, обычно не превышает 30 дней.

Таблица 2

Сравнение кредитных продуктов для предприятий  МСБ

Вид кредита

Цель

Риск для банка

Наличие обеспечения

1

2

3

4

Кредит на открытие бизнеса

предоставление средств для начала работы новой организации

Очень высокий риск

Обязательно

Кредиты индивидуальным предпринимателям

предоставление средств на нужды  индивидуального предпринимателя

Высокий риск

В основном поручители

Кредит на развитие бизнеса

пополнение собственного капитала организации

Невысокий риск

Залог, товар в обороте или личное имущество - обязателен

Кредит на покупку основных средств

приобретение внеоборотных активов компании

Невысокий риск

Обязательно наличие залога, в качестве которого могут выступать товары в обороте, оборудование, имеющийся  автотранспорт, спецтехника, недвижимость.

Коммерческая ипотека.

приобретение объектов коммерческой недвижимости

Невысокий риск

Залог приобретаемой недвижимости

Инвестиционное кредитование

осуществление конкретной инвестиционной программы

Невысокий риск

В качестве залога по кредиту могут  выступать все имеющиеся активы: недвижимость, автотранспорт, товары и  т. д

Овердрафт

предоставление средств для возможности бесперебойного осуществления операций организации

Низкий риск

Не требуется


 

Основными формами кредитования малых и средних предприятий являются2:

  • Кредит: разовое предоставление суммы кредита на определенный срок. Погашение кредита должно быть осуществлено заемщиком в течение установленного срока, либо в соответствии с установленным графиком погашения.
  • Кредитная линия: юридически оформленное обязательство банка выдавать клиенту кредит в определенном объеме в течение оговоренного времени. Кредитная линия отличается от единовременного кредитования тем, что клиент может получать ссуду не один раз в какой-то указанный в соглашении день, а тогда, когда ему она потребуется, частями.

Информация о работе Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса