Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов организации кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в коммерческих банках, выявление современных проблем и перспектив его развития
Результаты исследования: изучены операции по предоставлению кредитов коммерческими банками предприятиям малого и среднего бизнеса, проведен их анализ, выявлены основные проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса и рассмотрены пути их решения в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретические аспекты кредитования предприятий малого и среднего БИЗНЕСА………………………………
1.1. Экономическая сущность и роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике………………………………………………………………………………
1.2. Кредитные продукты для предприятий малого и среднего бизнеса…………..

1.3. Обзор состояния кредитования малого и среднего бизнеса в РФ..……..…….
1.4. Нормативно-правовое обеспечение кредитования в РФ………………………
Организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО АКБ «Пробизнесбанк»………………………………………………………………………

2.2. Программы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»……………………………..…………….....................

2.3. Рассмотрение кредитной заявки. Анализ кредитоспособности заемщика …..
2.4. Порядок выдачи кредита…………………………………………………………
2.5. Обеспечение кредита. Оценка обеспечения……………………………………
Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в России и перспективы развития………………………………………………………………
3.1. Проблемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ и пути их решения……………………………………………………………………….40

3.2. Направления совершенствования кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»…………………………………43
Заключение.………………………………………………………………………………44
Список использованной литературы……………………………………………………45
Приложения………………………………………………………………………………….. 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 274.39 Кб (Скачать файл)

Таблица 5

Подразделения Банка, участвующие в выполнении операций по кредитованию юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, и их обязанности

Подразделения банка

Обязанности

1

2

Кредитующее подразделение

1. формирование перечня документов, необходимых для рассмотрения  вопроса о предоставлении кредита,  запрос и прием документов  от Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта;

2. рассмотрение документов Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта

3. направление запроса в Управление  безопасности

направление в подразделение рисков запроса об определении категории  кредитного риска и расчетной  величины лимита риска, заявки на присвоение категории кредитного риска, установление лимита/сублимита риска на Заемщика


 

 

 

Продолжение таблицы 5

1

2

(в центральном аппарате –  Управление кредитования, Управление  финансирования строительных проектов, Управление проектного финансирования, Управление кредитования машиностроения)

4. предварительный контроль за соблюдением установленных сублимитов риска с учетом изменений курсов валют, графиков выдачи и погашения кредитов, изменений лимитов кредитных линий, отлагательных условий

5. направление (при необходимости)  запроса в Центральный каталог  кредитных историй о предоставлении  информации о бюро кредитных  историй, в котором хранится  кредитная история Заемщика

6. привлечение (при необходимости)  других подразделений Банка к  рассмотрению документов Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта

7. проверка бизнеса Заемщика - субъекта  малого предпринимательства, не  ведущего стандартную форму бухгалтерской  отчетности, в период рассмотрения  кредитной заявки, с непосредственным  выездом на место ведения бизнеса

8. направление в подразделение  учета кредитных операций распоряжения  о резервировании номера ссудного  счета

9. уведомление подразделения, осуществляющего  расчетно-кассовое обслуживание, о  планируемой выдаче кредита с  применением векселей Пробизнесбанка с указанием количества векселей, валюты векселей, номинала векселей и сроков платежа по ним

10. оформление кредитной документации

11. проверка наличия передаваемых  в залог имущественных активов,  условий хранения, соответствия  данным бухгалтерского учета,  а также отсутствия обременения  по другим обязательствам

12. внесение в Базу данных  первичной информации по заключаемым  кредитным договорам

13. мониторинг целевого использования  кредита: контроль над соответствием  назначений платежей, указанных  в платежных поручениях и других  документах Заемщика

14. контроль за исполнением платежных поручений по использованию предоставленного кредита с получением от Заемщика заверенных им копий документов, подтверждающих целевое использование кредита

15. контроль за своевременностью и правильностью отражения кредитных операций (в т.ч. сумм обеспечений) на счетах бухгалтерского учета

16. ежеквартальный анализ и оценка  финансового состояния Заемщика / Поручителя / Залогодателя / Гаранта в течение срока действия Договора о предоставлении кредита

Подразделение сопровождения кредитных  операций (в центральном аппарате – Управление учета и контроля банковских операций).

1. прием от кредитующего подразделения  оригиналов кредитной документации  и копии карточки с образцами  подписей и оттиска печати  Заемщика

2. регистрация кредитной документации  и передача на хранение в  соответствии с установленным  в Банке порядком

3. направление документации в  другие подразделения

4. подготовка распоряжений подразделению  учета кредитных операций на  открытие ссудного счета, учет  обеспечения, сумм кредитных линий

5. контроль соответствия решению  Кредитного комитета Банка оформленной  кредитной документации, а также  данных, введенных в Базу данных; информирование кредитующего подразделения  о выявленных расхождениях

6. внесение полных данных по  заключенным договорам о предоставлении  кредита в Базу данных

Подразделение учета кредитных  операций (в центральном аппарате – Управление учета и контроля банковских операций).

1. осуществление последующего контроля  операций, связанных с кредитованием  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей

2. резервирование номера ссудного  счета (номеров ссудных счетов) по служебной записке кредитующего  подразделения и направление  ему соответствующей информации

3. открытие и закрытие ссудных  счетов и других аналитических  счетов по учету кредитных  операций

4. ведение лицевых счетов Заемщиков  по предоставленным кредитам

5. контроль за правильностью первичной информации и изменений, введенных в Базу данных на основании представленной кредитной документации

6. своевременное отражение на  счетах бухгалтерского учета  сумм предоставленных кредитов  на основании распоряжения кредитующего  подразделения и платежного поручения  Банка на перечисление кредита

7. контроль за своевременным  поступлением средств в погашение задолженности по Договору о предоставлении кредита


 

Продолжение таблицы 5

1

2

Юридическое подразделение

1. анализ правоустанавливающих документов Заемщика/ Поручителя/ Гаранта/ Залогодателя с целью проверки полномочий должностных лиц, подписывающих договоры, контроля за соблюдением законодательства при оформлении документов, в т.ч. при оформлении сделок по обеспечению

2. консультирование подразделений  Банка по юридическим вопросам

3.

Подразделение безопасности

1. проведение проверки в период  рассмотрения заявки о кредитовании  на предмет наличия негативной  информации и подготовка соответствующего  заключения относительно деятельности  и деловой репутации Заемщика/ Поручителя/ Гаранта/ Залогодателя  и их руководителей, кредитной  истории Заемщика, участия в судебных  процессах, а также предоставление  иной информации по запросу  кредитующего подразделения

2. участие в проверке бизнеса  Заемщика - субъекта малого предпринимательства,  не ведущего стандартную форму  бухгалтерской отчетности, в период  рассмотрения кредитной заявки  с непосредственным выездом на  место ведения бизнеса

3. участие в проверке наличия  передаваемых в залог имущественных  активов, условий хранения, соответствия  данным бухгалтерского учета,  а также отсутствия обременения  по другим обязательствам

4. в течение срока действия  Договора о предоставлении кредита,  по запросам кредитующего подразделения,  осуществление сбора информации  по вопросам, связанным с выполнением  обязательств перед Банком со  стороны Заемщика/ Поручителя/ Гаранта/  Залогодателя, участие в проверках  наличия и сохранности заложенного  имущества

5. принятие необходимых мер,  во взаимодействии с заинтересованными  подразделениями Банка, по возврату  проблемных (просроченных) кредитов

Подразделение рисков

1. подготовка предложений по  присвоению корпоративным клиентам  категорий кредитного риска и  установлению/актуализации лимитов/сублимитов риска

2. информирование кредитующего  подразделения и подразделения  сопровождения кредитных операций  о присвоенных корпоративным  клиентам категориях кредитного  риска и установленных/актуализированных  лимитах/сублимитах кредитного риска

Подразделение, осуществляющее расчетно-кассовое обслуживание (в центральном аппарате - Операционное управление)

1. проведение платежей с расчетного (текущего валютного) счета Заемщика  за счет кредитных средств при наличии визы сотрудника кредитующего подразделения на платежных поручениях и других документах Заемщика, являющихся основанием для списания кредитных средств, и передача кредитующему подразделению копий платежных поручений и других документов Заемщика с отметкой об исполнении

2. своевременное предоставление  подразделению сопровождения кредитных  операций информации о выставленных  к счетам Заемщика, Поручителя  и Залогодателя в Банке инкассовых поручениях и платежных требованиях третьих лиц на безакцептное списание средств

3. своевременное предоставление  подразделению сопровождения кредитных  операций информации о закрытии  и открытии счетов Заемщику  и Поручителю

Подразделение, осуществляющее хранение ценностей (в центральном аппарате - Управление кассовой работы)

1. прием, хранение и возврат  документарных ценных бумаг и/или  драгоценных металлов, принятых  в обеспечение своевременного  исполнения Заемщиком обязательств  по Договору о предоставлении  кредита

Подразделение, осуществляющее учет операций приема на хранение и выдачи из подразделения, осуществляющего  хранение ценностей, предметов залога

1. оформление первичных кассовых  документов по приему на хранение  и выдаче из подразделения,  осуществляющего хранение ценностей,  документарных ценных бумаг и/или  драгоценных металлов, принятых  в обеспечение обязательств по  Договору о предоставлении кредита

2. проверка полномочий лиц при  выдаче драгоценных металлов  из подразделения, осуществляющего  хранение ценностей


 

Окончание таблицы 5

Подразделение, осуществляющее документарные  операции и валютный контроль (в  центральном аппарате – Управление корпоративных клиентов)

1. подготовка и совершение внешнеторговых  документарных операций, связанных  с реализацией кредитуемых сделок

2. по запросу кредитующего подразделения

  • консультирование по вопросам содержания кредитуемых внешнеторговых контрактов
  • предоставление информации кредитующему подразделению об условиях совершения Банком документарных операций (сроков, сумм платежей по экспортным и импортным аккредитивам и др.), связанных с реализацией кредитуемых сделок.

Подразделение, осуществляющее валютные и неторговые операции (в центральном  аппарате – Управление валютных и  неторговых операций)

1. по запросу кредитующего подразделения

  • определение оценочной стоимости драгоценных металлов, принимаемых в залог
  • консультирование по вопросам проведения валютных и неторговых операций

Другие подразделения

При необходимости в выполнении операций по кредитованию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей принимают участие бухгалтерское  подразделения (в центральном аппарате – Управление учета и контроля розничных операций, Управление бухгалтерского учета и отчетности); экономические  подразделения (в центральном аппарате подразделения экономического блока: Управление по работе с филиалами, Финансовое управление, Управление стратегического планирования), подразделения, осуществляющие операции с ценными бумагами, и другие.


 

На  основании данных из предварительного списка документов от юридического лица проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности компании-заемщика и ее учредителей. Для этого необходимо знать историю создания и развития компании, ее роль на рынке. Указывается полное наименование организации и формы ее собственности, банковские реквизиты, юридический и фактический адреса. Аналогичные сведения предоставляются по учредителю\учредителям компании с указанием доли в капитале компании и их гражданства. Точно также ведется работа с поручителями и созаемщиками. Если это группа юридических лиц или ИП, «связанных» общим поручителем или финансовыми потоками, то необходима инфор


Информация о работе Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса