Кризис 1998, 2007-2009

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить банковские кризисы. Задачи исследования:
Рассмотреть классификацию банковских кризисов (БК);
Изучить причины возникновения БК;
Рассмотреть способы предупреждения и выхода из БК;
Рассмотреть последствия БК на сегодня.

Содержание

Введение
1. Банковский кризис
1.1 Понятие банковского кризиса
1.2 Типы и формы банковских кризисов
1.3 Причины банковских кризисов
2. Способы предупреждения и выхода из банковского кризиса
2.1 Действия, направленные на упреждение или разрешение банковских кризисов
2.3 Банковское регулирование и надзор
3. Кризис 1998, 2007-2009
3. 1 Кризис банковской системы 1998 - обстоятельства и причины.
3.2 Кризис банковской системы 2007-2009 — обстоятельства и причины
3. 3 Последствия банковского кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

      Некоторые сотрудники банка могут нести  частичную ответственность за текущие  проблемы или иметь личные связи  с должником, в обоих случаях  они не будут наиболее подходящими  кандидатами для выполнения принятых решений. К тому же банк-должник может задолжать деньги нескольким банкам, и в этом случае коллективный подход, предполагающий создание органа для выработки решений, может помочь максимизировать возврат средств. Более того, неопределённость, окружающая возможный возврат кредитов, может создавать для банка постоянные проблемы в области, например, оценки и создания резервных фондов, если кредиты останутся в бухгалтерских книгах банка.

      Именно  в силу таких причин компании для  разрешения проблем (иногда их также называют «плохие банки» («bad banks») или «госпитальные банки» («hospital banks»)10 создавались в ряде случаев для приобретения неработающих кредитов, но они неизбежно должны были финансироваться за счёт средств налогоплательщиков. Возможно утвердить положение, в соответствии с которым органы государственной власти получают долю в капитале проблемного банка, доходы от которой, если банк восстанавливает свою деятельность, могут в конечном итоге использоваться для оплаты различных расходов, сделанных для его поддержки.

      С другой стороны, можно возразить, что  банк лучше других знает свою клиентуру, и поэтому находится в наиболее выгодном положении для возврата предоставленных кредитов, и в  этом случае плохо работающие кредиты  следует оставлять на его балансе. Компромиссным решением может быть размещение кредитов в «госпитальном» банке, но сохранение полномочий по их сбору в руках исходного банка, являющегося агентом «госпитального» банка. Баланс аргументов относительно трактовки неработающих кредитов может зависеть от конкретных обстоятельств в каждом случае, но в большинстве из них, в особенности, если проблема является системной, а не единичным случаем, опыт показывает, что создание независимой организации для разрешения проблем является предпочтительным.11 

    •               2.2  Банковское регулирование  и надзор 

         Функционирование современного банковского сектора в экономике Российской Федерации невозможно без наличия эффективной системы регулирования и надзора, которая способствует достижению банками необходимой степени общественного доверия12.

         Однако доверие нельзя установить, закрепить законодательно - доверие нужно заслужить. Задача регулирования банковской системы - обеспечение устойчивости кредитных организаций и направление их деятельности в то русло, которое на данном этапе соответствует интересам развития макроэкономических процессов, не нарушая при этом действие основных рыночных законов.

         Устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков: от их рациональной и эффективной рыночной политики, а также от экономической конъюнктуры, определяющей возможности банка для нормального функционирования. Обеспечение устойчивости - это глубинная проблема, связанная с прогрессивным развитием банковского сектора в контексте задач национальной экономики. Важную роль в обеспечении устойчивости банковского сектора играет деятельность регулирующих органов. Необходимо отметить, что кредитные организации являются социально значимыми институтами, постоянно имеющими дело с повышенными рисками.

         Вне сомнения, в области кредитно-денежных отношений можно выделить ряд вопросов, решение которых в значительной мере зависит от самих кредитных организаций, в том числе банков. И это не только контроль за различными рисками, но и совершенствование реальных навыков в кредитной деятельности. Кредитные операции как в России, так и в мировой банковской практике “цивилизованного мира” в большинстве своем приносят от 50 до 90 % банковских доходов, а эффективное привлечение и размещение заемных средств - основная задача банковской деятельности. Природа банковских услуг имеет “общественный” характер. Ориентация же на максимизацию прибыли обусловлена тем, что банк, хотя и специфический, но все-таки субъект рыночных отношений.

         В данном случае регулирующие органы должны задаться целью если не снять полностью, то значительно смягчить это фундаментальное противоречие.

         Исходя из задач регулирования, направленного на обеспечение устойчивости банковской системы для осуществления стабильного выполнения банками своих функций, органы банковского регулирования в настоящее время должны ориентироваться на развитие как отдельных банков, так и банковской системы в целом13.

         Надзор и регулирование банковской деятельности - один из главных факторов обеспечения финансовой стабильности. Потребность в институте банковского надзора возникла по причине особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. В России функции органа банковского надзора возложены на Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ)

         На сегодняшний день по большинству ключевых признаков организация надзора и регулирования деятельности коммерческих банков прошла сложный этап становления и приблизилась к общемировым стандартам. Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется значимостью процессов, происходящих в банковской системе.

         Регулирование и надзор за банками — составная часть системы государственного регулирования общеэкономических процессов.       Необходимость государственного контроля и регулирования объясняется следующими обстоятельствами:

    - для  эффективной работы банковской  системы необходимо доверие общества;

    - банки  обладают способностью выпускать  в обращение деньги посредством  кредитования (депозитная эмиссия);

    - сбои  в платежной системе чреваты  огромными издержками для общества;

    - кредитные  учреждения создаются с целью  получения прибыли, а значит, и несут определенный риск14.

         Итак, банковское регулирование — система мер, с помощью которых государство через центральный банк или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковском секторе. Основной характеристикой банковского надзора является целесообразность. Целесообразный банковский надзор ориентирован на реализацию принципов коммерческой надежности банковских учреждений, хотя, как показывает мировой опыт, создать идеальную систему надзора, которая обеспечила бы устойчивость банковского сектора, практически невозможно.

         Однако можно организовывать рациональный банковский надзор и эффективную систему регулирования банковской деятельности. В последние годы общество, как очевидно, выбирает в качестве целей обеспечение стабильности в ущерб эффективности.

         Проблемы, проявившиеся в деятельности банковского сектора Российской Федерации в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора. В существенной степени российское законодательство не отвечает международным стандартам в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе, а также в части определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком.

         Также не соответствует международным представлениям об эффективном надзоре перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций и банковских групп (банковских холдингов). Важной предпосылкой повышения эффективности надзора на консолидированной основе является развитие взаимодействия Банка России с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять надзор за финансовыми организациями, входящими в качестве участников в банковские группы (банковские холдинги), а также иностранными органами банковского надзора. Правительство Российской Федерации и Банк России ведут работу по созданию условий для более эффективного взаимодействия регуляторов.

         Следует отметить, что основным недостатком сегодня является ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. Наличие в банках эффективных систем внутреннего контроля и управления рисками является не только залогом их успешной деятельности, но и непременным условием выживания, а значит, и залогом финансовой стабильности банковского сектора в целом. Особое внимание должно уделяться вопросам идентификации и оценки рисков, в том числе рисков, имеющих системную природу. Несмотря на указанные проблемы, накопленный надзорными органами опыт свидетельствует о наличии резервов совершенствования методологии и методического обеспечения проверок внутренних систем управления банков, нацеленных также на повышение качества их корпоративного управления и обеспечение финансовой устойчивости.

         Исследование российского и зарубежного опыта относительно сферы банковского надзора и регулирования заставляет задуматься о проблемах, существующих в данной области. Трезво оценивая сложившуюся ситуацию, Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что система банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации в ближайшие годы должна стать более эффективной. В этих целях предстоит привести банковское регулирование и банковский надзор в полное соответствие с международными стандартами, включая основополагающие принципы эффективного банковского надзора (БКБН, 2006 г.), продолжить реализацию положений Базеля II, а также приступить к реализации положений реформы регулирования банковского сектора, одобренных Группой 20, в том числе включенных в пакет реформ, известных как Базель III15.

         Продолжает оставаться актуальной проблема приведения в соответствие с международной практикой критериев деловой репутации руководителей и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, а также установления ответственности руководителей и членов совета директоров (наблюдательного совета), причастных к нарушениям кредитной

    организацией  банковского законодательства и  нормативных актов Банка России, которые своими действиями (бездействием) способствовали серьезному ухудшению финансового положения кредитной организации, доведению ее до банкротства и отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

         Безусловно, для реализации указанных подходов потребуется внесение изменений в законодательные акты, предусматривающие, в частности, наделение Банка России полномочиями по предъявлению соответствующих требований.

         Важно отметить, что финансовый кризис выявил области деятельности российских банков, наиболее уязвимые с точки зрения подверженности их риску, в том числе операции, связанные с кредитованием бизнеса собственника (собственников) банка; операции с финансовыми инструментами, цены на которые подвержены повышенной волатильности; операции с заемщиками, деятельность которых непрозрачна16.

         Один из уроков кризиса также состоит в том, что повышение концентрации рисков является самостоятельным фактором, существенно снижающим устойчивость банков на индивидуальной и системной основе.  Повышенный уровень рисков, принимаемых банками вследствие недостатков проводимой бизнес-политики, как правило, сопровождается преднамеренными действиями, направленными на сокрытие истинного положения дел, манипулированием данными учета и отчетности, а также некооперативным поведением руководства и владельцев банков во взаимоотношениях с органом надзора. Опыт многих стран показывает, что агрессивная политика приводит к появлению неуправляемых рисков. В этой связи Банк России должен уделять повышенное внимание сбалансированности политики кредитных организаций с применением при необходимости системных и индивидуальных надзорных мер, направленных на ограничение неоправданной активности. В связи с этим нетранспарентность деятельности банков, включая непрозрачность (отсутствие очевидного экономического смысла) осуществляемых операций и сделок, непрозрачность контрагентов, источников происхождения доходов является существенным признаком принятых банком повышенных рисков.

         Банку России необходимо осуществлять меры, направленные на более консервативную оценку рисков при любых проявлениях нетранспарентности в деятельности банков. Банк России также должен развивать более содержательные подходы к оценке принимаемых банками рисков и качеству управления ими.

      Важно, чтобы банковский сектор находился в центре внимания регулирующего органа постоянно, а не осуществлялся только в кризисные периоды.

          Регулятор должен занимать активную позицию по отношению к банкам, своевременно предостерегая банк от излишне рискованной политики и в необходимых случаях поддерживая его деятельность предоставлением средств на поддержание ликвидности, оказанием консультаций и др. То есть

    для регулятора важно не допустить кризис.

         Этапность данной работы обусловлена концепцией Базеля II, специфика применения подходов которого надзорным органом зависит от уровня и динамики развития банковской системы и финансовых рынков, на которых работают банки, а также состоянием банковского законодательства.

         В целях внедрения Базеля II, в том числе IRB-подхода (Компонент I), а также Компонента II, Правительство Российской Федерации и Банк России ведут работу по внесению соответствующих изменений в законодательство.    При этом предполагается, что круг банков, реализующих IRB-подход, будет весьма ограниченным. Это связано в числе прочих с высокими требованиями к таким банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками.

         Ориентировочно внедрение Компонента II Базеля II может начаться не ранее 2014 г., IRB- подхода Компонента I Базеля II - после 2015 г17. В рамках выполнения Российской Федерацией принятых на высшем уровне обязательств по реализации решений “Группы 20” будет обеспечена реализация одобренных международным сообществом предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе по следующим направлениям:

    1. повышение требований к качеству и достаточности капитала и уровню ликвидности;
    2. развитие макропруденциальных подходов в рамках выявления и оценки системных рисков, анализа системной устойчивости банковского сектора, использования полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора и банковского регулирования, включая так называемый “контрциклический аспект”;
    3. развитие стандартов отчетности;
    4. реформирование системы выплат и вознаграждений;

    5)   трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций. Реализация соответствующих положений будет осуществляться с учетом специфики российской экономики и особенностей российского банковского сектора.

         В рамках реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержания необходимого уровня ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III), предусматривается, в частности:

    1. пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента, “базового” (акционерного) капитала;
    2. дополнительно к минимальным требованиям к достаточности “базового” капитала установление требования к формированию “буферов” капитала (“буфера консервации” и “контрциклического буфера”), являющихся источником покрытия убытков банков в условиях стресса;
    3. введение в дополнение к риск-ориентированному показателю достаточности капитала показателя “левериджа”, рассчитываемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;
    4. введение двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом стресс-сценариев: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью (стрессовая ситуация) и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на временном горизонте один год.

         Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности началось в 2011 г. (период наблюдения по ряду стандартов), а завершится в 2018 г. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 г18.

         Необходимым условием совершенствования норм, процедур и методов надзорной деятельности Банка России является решение в ближайшие годы вопросов перехода к международным стандартам бухгалтерского учета в кредитных организациях и достижения указанных стандартов, а также организации консолидированного надзора, упорядочения отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора, развертывания системы внутреннего контроля, создания автоматизированной системы контроля за общим состоянием банковской системы и кредитных организаций, в частности.

         Новое направление раскрытия информации о банковском секторе - введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволяет кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.

         Важнейшая функция документарного анализа - предварительная оценка ситуации в банках с выделением в их деятельности всех областей повышенного риска. Существует необходимость в дальнейшем развитии системы оценок финансового состояния кредитных организаций.

         С учетом состояния банковской системы Российской Федерации вопросы совершенствования методики оценки финансового состояния кредитных организаций имеют решающее значение.

        Системный анализ банковских операций, планирование и прогнозирование банковской деятельности позволят предотвратить возможность развития негативных тенденций, ухудшения платежеспособности, кроме того, провести комплекс мер, направленных на улучшение ситуации в случае попадания банка в неблагоприятные обстоятельства, вызванные различными факторами, что, в свою очередь, даст возможность избежать различных проблем банковской системы в целом.

         Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительныесдвиги в экономике страны в целом.

         Органы банковского надзора уже сейчас предпринимают важные шаги по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал “Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России”, определяющую комплекс мер по предотвращению системного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения положения в банковской сфере страны является совершенствование самой системы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.

         В заключение необходимо отметить, что современная система банковского надзора и регулирования является диалектически развивающейся категорией. Повышение надежности, финановой устойчивости, конкурентоспособности банковской системы, а также ее трансформация происходят под воздействием ряда внешних и

    внутренних  факторов. Вопрос не в том, за кем  закреплен надзор, а как лучше  обеспечивать взаимодействие органов  государственной власти в финансовом секторе. Следовательно, особый статус Центрального банка РФ обусловлен необходимостью осуществлять эффективное банковское и денежно-кредитное регулирование. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          ГЛАВА 2 

            3. Природа и причины банковских  кризисов в России 1998 г.  и 2007-2009 гг. 

           3.1. Банковский кризис 1998 г  обстоятельства  и причины. 

       Экономический кризис 1998 г. был  фактически подготовлен рядом  объективных и субъективный факторов:

    - накоплением  «отсроченной инфляции» в таких  масштабах, которые экономика  страны оказалась неспособна  обслужить;

    - несправедливо  низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, «проедая» доходы будущих поколений;

    - чисто  спекулятивным характером фондового  рынка, не отражающим реального  состояния экономики;

    - полным  отсутствием какой-либо государственной  программы экономического роста  и развития промышленного производства;

    -  непродуманной  фискальной политикой;

    - восточно-азиатским  и мировым экономическим кризисом;

    - снижением  валютных поступлений от продажи  энергоносителей;

    - политическим  кризисом, противостоянием думы  и правительства;

    - личностным  фактором в принятии решений  в канун кризиса.

         Взрыв прежней системы финансовых  потоков, произошедший 17 августа  1998 г. был образован тремя ключевыми  событиями:

    1. Единовременной масштабной девальвацией рубля;
    2. Дефолтом по внутреннему государственному долгу;
    3. Дефолтом по корпоративным долгам.

         Вся хронология кризиса, все  политические решения, назначения  и отставки нашли свое выражение  в изменение курса доллара  по отношению к рублю. Из  диаграммы (Приложение  Б) можно  видеть все события в хронологической па eследовательности.  

           Причины кризиса лежат в сфере  государственного регулирования  экономики и в не эффективной  работе банковской системы. Банковская  система во многом сама отвенственная  за кризис, в результате кризиса  понесла наибо льший урон.

         Российский банковский кризис  похож на «традиционные» банковские  кризисы поскольку:

          - резко ухудшилось платежеспособность  банков, возросло число банкротов.  Если в первой половине 1998 г.  доля проблемных банков (к проблемным  банкам относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и находятся в критическом финансовом положении) состовляют 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса к 01.10.1998 они увеличились почти до 50 % и в них было сосредоточено около 40-45 % банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%. По данным председателя ЦБ РФ В. Геращенко на начало 1999 года в России действовало 480 проблемных банков (32,8 %), на начало же декабря 1999 года их число уменьшилось до 238 (17,5 %).

         - значительно уменьшилась стоимость  банковских активов, что было  вызвано обесцениванием ценных  бумаг. Активы Российских банков  сократились с 20 % ВВП (январь 1998) до 15 % (январь 1999,при «снятии» эффекта  переоценки валютных креди тов,  они оценивались всего в 9,6% ВВП).

         - в ходе кризиса население  и предприятия изъяли существенную  часть своих сбережений из  банковской системы.

          - российскую экономику поразил  масштабный кризис, приведший к  крупным потерям как предприятий,  так и бюджетной сферы.

             Российский банковский кризис 1998 года, несомненно, я вляется системным  и стал наиболее глубоким потрясением  для банковской системы страны  и для экономики в целом.  Кроме того, кризис 1998 г. проявился  в убыточности многих  российских  банков и потере банковской системой существенной части своего капитала.

      Кризис 1998 г. стал результатом как  внешних для российской банковскойсистемы  финансовых потрясений: фактическое  банкротство государства, резкая  девальвация национальной валюты  и разрушение финансовых рынков, так и ее внутр енних структурных слабостей: провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса. Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП).

         Девальвация российского рубля  привела к повышению уровня  курсового риска для российских  банков — размер активов банковской  системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП. Столь резкая разница в значениях двух показателей демонстрирует уровень долларизации балансов российских банков. Этот факт означает, что, во-первых, доходы банков находятся в сильной зависимости от динамики курса доллара, во-вторых валютные доходы имеют в немалой степени «бумажный» характер, поскольку основываются на переоценке, а не на реальных финансовых результатах.

           Отказ правительства от обслуживания  внутреннего госудорственного долга привел к резкому ухудшению качества активов и показателей ликвидности банковской системы, в результате многие банки, проводившие отнюдь не рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение.

            Основным источником потерь для российских банков стали их операции на рынке валютных государственных облигаций.

              Существенный фактор развития  российского кризиса — проблема  внешней задолженности банковской  системы. Прекращение внешнего  финансирования во 2 квартале 1998 г. и отрицательного внешнее финансирование, (отток капитала) нар 7иная с 3 квартала, поставили перед российскими банками труднейшую задачу поиска достаточного объема ликвидных ресурсов, а девальвация рубля и подрыв доверия к банкам сделали ее неразрешимой.

            Тот факт, что в России кризис  случился несколько позже, чем  в других странах с рыночной  экономикой, объясняется тем, что  в отличие от стран Восточной  Европы российская банковская  система имела больше возможностей  для экстенсивного развития. Болезеннность банковского кризиса обусловлена тем, что он ударил не столько по предприятиям, сколько по населению. 

           3.2  Кризис банковской системы  2007-2009 - обстоятельства и причины 

          Кризис  ликвидности. Кризис ликвидности, заявивший  о себе в августе 2007 года, не имеет исторических прецедентов и образцов для сравнения. Несмотря на то, что история знала кризисы и "пострашнее" (это далеко не первый банковский кр изис), изменившийся мир оказался не готовым к испытаниям дефицитом наличности. Банковский кризис 2008 года, а затем последовавший за ним кризис банковской системы по всему миру, казалось, ставил под сомнение надежность всей финансовой системы, делал реальным банкротство банков любой величины, любого государства.

          Ранее приемлемое объяснение причин очередного кризиса входило в его название – такое, как «кризис перепроизводства». Теперь оно не способно отразить причину кризиса. Кризис, который бушует сегодня, разразился и продолжает ся из-за «пузырей», лопающихся один за одним: ипотечного в сегменте жилья в США, а затем и кредитного – уже по всему миру, не говоря уже о производных финансовых инструментах.

          Важно понимать, что кредитный кризис - это по существу банковский кризис, поскольку спровоцирован именно последними. Привычка надувать денежную массу безостановочной печатью банкнот (США, Европа и развивающиеся страны в меньшей степени), приверженность к постоянному рефинансированию любых долговых обязательств на уровне государств, жизнь в долг на уровне обывателей сослужили плохую службу всем.

          Все «сошлось»: нисходящий тренд мировой экономики, надутая до предела денежная масса, высочайшая скорость потребления в обществе с одноименным названием, давно и прочно севшем на «кредитную иглу», - все это вызвало эффект, па eдобный падающему «домино». Поскольку банковская система прочно интегрирована в мировую финансовую, причины банковского кризиса те же самые, а скорость реагирования на них – самая высокая.

          В течение 2008 и 2009 года общественность следила  за стремительным увеличением убытков  от кризиса, понесенных банками-монстрами. Этой участи не избежали банки, считавшиеся год назад непоколебимыми: немецкий Дойче Банк; UBS, знаменитый швейцарскими традициями управления капиталом; Барклайс Банк (Великобритания), Голдман Сакс (США) и др. По результатам II и III кварталов почти все банки, «прописанные» на Wall-Street, показали многомиллионные убытки. Банкротство банков становится не только реальностью, но чуть ли не обыденностью. С этого момента массовое изъятие клиентами средств усугубило рост банковских потерь. Если в конце лета 2008 они измерялись в 2,8 трлн. $ по версии агентства Блумберг, то к началу 2009 года даже рейтинговые агентства затруднялись с оценками совокупного урона19.

          Кризис  в российской экономике. Еще год  назад считалось, что наша банковская система неуязвима и практически безопасна для капиталов, ищущих прибежища на время кризиса. Банкротство российских банков было маловероятно. Сего дня эта тема больше не поднимается. Российские банки за III-IV квартал 2008 года пережили многое: банковский кризис, кризис ликвидности, закрытие для российских банков рынков международного капитала; потери от сектора, предоставлявшего услуги трейдинга на фондовых биржах; значительный отток средств вкладчиков, остановку роста сегмента потребкредитования и проблемы «расшивки неплатежей» по кредитам. Последнее – главный риск-фактор не только нашей, но и мировой банковской системы. Задача возврата просроченных задолженностей решается банками по-разному: от продажи некачественных кредитных портфелей коллекторам до ужесточения условий новых кредитов или полной остановкой этого направления.

          Курс  ЦБ России на «мягкую» девальвацию  рубля и повышение процентных ставок хотя и критикуется аналитиками, но пока сдерживает окончательный уход капитала из России и отток вкладчиков из банков. Иначе кризис банков России а 2 2009 году неизбежно пошел бы по пессимистичному сценарию, с банкротством крупнейших банков, потерей доверия населения к банковской системе в принципе и т.д.

          Что касается последствий банковского  кризиса в России и в мире, то он неминуемо приведет к резкому сокращению числа банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбер, Внешэконом, Внешторг и другие госбанки, уже п_eeлучившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг.

          Возможность массового банкротства банков

          Вероятность массового банкротства банков России резко повышается, например, в таких случаях:

          1. при одновременном востребовании  своих средств большинством вкладчиков,

          2. при бездействии регулирующих  органов.

          В первом случае защитные механизмы вроде  страхования вкладов с высокой  вероятностью не сработают по причине банальной нехватки наличных средств (кризис ликвидности). Известно, что с декабря 2008 года – официального начала «мягкой» девальвации в России - подавляющее большинство банков «переложилось» в валютные активы и параллельно ограничило условия приема валютных вкладов. Острую нехватку наличности косвенно подтвердили ставки межбанковского кредитования – они резко выросли, превысив 20% за предоставление на сутки20.

          Второй  случай маловероятен, поскольку совместные усилия спасти положение прикладывают государства, имеющие достаточный вес в экономике и пока не растраченные валютные резервы.

          Есть  еще и третий, негласный вариант, который может привести к полному  краху всей финансовой системы, затяжному  кризису банковской системы и  массовому банкротству банков.

          Вряд  ли российская банковская система выдержит бегство самых крупных капиталов  на их родину – в США, с последующей  трансформацией в государственные treasuries. Такой вариант будет развиваться  при суверенном дефолте, полному  или частичному отказу России от государственных обязательств. Это мгновенно подорвет глобальную систему финансовых потоков и вызовет тяжелейший финансовый и банковский кризис в России. Однако, вероятность этого, безусловно мала. 

      1.  Последствия  банковских кризисов
     

          Последствия кризиса августа 1998 года в России:

    - утрачено  доверие инвесторов к платежеспособности  и конкурентоспособности экономической  системы России, следствием чего  стало резкое снижение кредитного  рейтинга России и всех российских  организаций.

    - произошли  серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно- расчетных отношений.

    - сократился  объем ВВП и инвестиций.

    - усложнилась  возможность решения проблемы  государственного долга Российской  Федерации.

    - произошла   глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции.

    - сократились  реальные доходы и сбережения  широких слоев населения России  и увеличилась численность населения  с денежными доходами ниже  прожиточного минимума, возросла  безработица.

       Теперь обратимся к возможным и уже произошедшим последствиям банковского кризиса в России 2008-2009гг. Сейчас в России насчитывается около 1000 банков, после кризиса их станет значительно меньше. Как минимум крупные банки скупят более мелкие (часто по дешевке), то есть произойдет консолидация активов21. С рынка исчезнут неэффективные банки, либо банки, которые фактически не являлись банками, а были «карманными кассами» определенных бизнес структур. По стране прокатится волна слияний и поглощений. Например, банк “КИТ-Финанс” купили всего за 100 рублей. Многие эксперты отмечают снижение доверия населения к банковской системе. Банки в срочном порядке увеличивают процентные ставки по кредитам и ужесточают требования к заемщикам. Большинство банков сворачивают ипотечные программы. Так, например, ТрансКредитБанке еще в октябре закрыл ипотечную программу, а кредиты стали выдавать только работникам Железной дороги.

          Однако  в банковской сфере не все так  однозначно. Би-би-си приводит мнение эксперта Максима Осадчего, одного из руководителей группы финансового анализа газеты “Коммерсант” по поводу банковского кризиса в России: “Российск ая банковская система фактически разделилась на две большие группы. Одна группа - это госбанки, это крупнейшие частные банки и это иностранные дочки иностранных банков - тот же “ЮниКредит Банк”, “Росбанк”, “Банк Сосьете Женераль Восток” и так далее, которые имеют доступ к кредитным ресурсам и Центробанка, и Минфина, и друг друга. Они не испытывают особых проблем с ликвидностью. А другая группа - это мелкие и средние банки, у которых есть проблемы с ликвидностью”22

          Количество  банков в России на конец года

          В конце года и в условиях финансового  кризиса вопрос о численности  банков является вполне уместным. В  соответствии с данными Банка  РФ по состоянию на 01.12.2008 г. количество кредитных организаций (банков) России составляет – 1114 и из а dих - 524 (47%) можно твердо отнести к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб. Из общего количества банков России 546 банков, или 49 % зарегистрированы в Москве. При такой численности банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,38 млн. человек получается, что на каждые 19.0 тысяч населения столицы приходится один банк.

          За  период с 01.12.2007г. по 01.12.2008 г., т.е. за последние 12 месяцев общее количество банков сократилось на 21 банк (1,85%), из которых 33% - Московские банки. Общее количество банков в разрезе Федеральных округов распределяется так:

        Количество  действующих банков России На 01.12.2007 г. На 01.12.2008 г. - снижение, + рост
        Всего по Российской Федерации: в т.ч. 1 135 1 114 - 21
    1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ОКРУГ в т.ч. 630 624 - 6
        г. Москва 553 546 - 7
    2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 81 81 0
    3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ОКРУГ 119 115 - 4
    4. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ОКРУГ 134 131 - 3
    5. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ОКРУГ 63 59 - 4
    6. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ОКРУГ 68 68 0
    7. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 40 36 - 4

     

          Из  таблицы видно, что основное количество банков зарегистрированы в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период.

          Крупные банки можно выделить из всего  множества исходя из размера уставного  капитала банка. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" определен минимальный размер собственных  средств (уставного капитала) кредитной  организации (банка), согласно которого установлено, что минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Для банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, определено, что они имеют право продолжать свою деятельность при условии, что размер собственных средств (капитала) банка не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. Чтобы удержаться на плаву, «мелкие» банки должны работать с высокими прибылями и в разы опережать ведущие банки по качеству обслуживания, не допуская снижения своего капитала23. 

    Размер  уставного капитала (млн.руб) Количество  банков на 01.10.2007 г. Удельный вес (%) Количество  банков на 01.12.2008 г. Удельный вес (%) + рост удельного  веса, - снижения уд. веса.
    Всего 1135   1114     
    От 300,0 и выше 294 25,9 336 30,2 + 4,3
    От 150,0 до 300,0 251 22,1 254 22,8 + 0,7
    От 60,0 до 150,0 206 18,1 200 18,0 - 0,1
    От 30,0 до 60,0 163 14,4 141 12,7 - 1,7
    От 10,0 до 30,0 120 10,6 99 8,9 - 1,7
    От 3,0 до 10,0 63 5,6 53 4,8 - 0,8
    До 3,0 38 3,3 31 2,8 - 0,5

     

          Если, например, рассчитать минимальный уставный капитал банка по курсу евро, установленному ЦБ на 29.12.2008 года в 40.79 руб. за евро, то рублевый эквивалент 5 млн. евро на эту дату составляет 203,95 млн. руб. Только 590 банков (336 + 254) имеют уставный капитал, который соответствует требованиям ЦБ или близок к этому. Уставный капитал этих банков имел тенденцию хоть и не большого, но роста. А вот у «мелких» банков за анализируемый период наблюдается снижение размера уставного капитала.

          В изменение количества банков России Мировой финансовый кризис существенные коррективы уже внес, и будет продолжать вносить дальше. Сначала многие банки стали испытывать недостаток ликвидности, затем нехватку и ускоряющееся снижение капитала.

          В периоды кризисов многие банки претерпевают следующие трансформации:

    - Банки  объединяются с целью увеличения  и сохранения капиталов, т.е.  происходит слияние капиталов;

    - Крупные  банки покупают более мелкие  банки, т.е. происходит поглощение;

    - Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация.

          Такие процессы сегодня можно уже наблюдать. Так, например, в начале декабря было объявлено о создании банковского  холдинга, с капиталом в 72 млрд. руб. и активами 523 млрд. руб., в состав которого войдут УРСА банк и МДМ-банк. В сентябре -октябре были санированы через продажу госструктурам такие банки как "КИТ Финанс", Связь-банк, "Глобэкс", Собинбанк, а другим коммерческим банкам проданы банки - "Российский капитал", Ярсоцбанк. Кроме того, продолжился отзыв лицензий у «нерадивых» банков. Так, только 26 декабря 2008 года Банком России отозваны лицензии сразу у трех Московских банков:

          ООО КБ "Капитал Кредит";

          ООО КБ "Боровицкие ворота";

          Акционерный Коммерческий Банк "ЭЛЕКТРОНИКА" ОАО24.

          По  прогнозам ряда аналитиков в течение финансового кризиса произойдет значительное сокращение количества действующих банков. Сколько банков останется, твердо назвать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России сказать тоже сложно. Пусть останутся и крупные и мелкие банки, главное, чтобы они умели работать. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть – показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нашел и занял свою нишу по банковским услугам25.

         Кризисные события 2008-2009 года стали для российской банковской системы поворотной точкой, обозначившей необходимость корректировки существующей модели развития. Сложившийся в предкризисный период механизм финансирования кредитной эмиссии, в основе которого лежал приток иностранных заимствований и экспортных поступлений, продемонстрировал свое несоответствие характеру задач, стоящих в настоящее время перед российской экономикой.

         Докризисный период характеризовался повышением процессов слияний и поглощений в кредитном секторе страны, прежде всего, с участием банков-нерезидентов и государственных банков в роли покупателей бизнеса. Связано это было в, первую очередь, с экспансией иностранного финансово-банковского капитала в Россию. При этом преследовалась цель – закрепление этого капитала на перспективном и высокодоходном российском финансовом рынке.

       С началом кризиса приток иностранного капитала практически приостановился. Кредитные учреждения вынуждены были прибегнуть к привлечению вкладов, причём резко увеличив ставки по депозитам в связи с возросшей конкуренцией в данной сфере деятельности.

         В настоящее время лицензию на осуществление банковских операций имеют 220 кредитных организаций с участием нерезидентов. Кроме того, 24 банка со 100-процентным участием нерезидентов имеют на территории Российской Федерации 203 филиала.

         За 2010 год количество таких филиалов сократилось на 38. У 80 кредитных организаций (78 банков и 2 небанковских кредитных организаций), или 36,4 % от их общего количества, уставный капитал на 100 % сформирован за счет средств нерезидентов. Общее количество таких банков за 2010 год сократилось на 226.

         ЗАО «Банк Интеза» присоединилось к КМБ-БАНК (ЗАО) (переименовано в ЗАО «Банк Интеза»), ЗАО «Донской народный банк» — к ОАО «ОТП Банк», Дрезднер Банк ЗАО — к ЗАО «КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)». Акционеры ЗАО «СтарБанк» провели отчуждение 7,3 % акций в пользу резидентов, акционеры ООО «ЛидБанк» (переименован в «Банк Ренессанс Финанс» ООО) и ЗАО «Сантандер Консьюмер Банк» провели отчуждение 100 % акций в пользу резидентов.

         Также зарегистрирована дочерняя кредитная организация иностранной компании ООО «Фольксваген Банк РУС». Акционеры трех банков (ОАО «Евразийский банк», КБ «КАПИТАЛ-МОСКВА» (ЗАО), ЗАО «ФОРУС Банк») провели отчуждение 100 % акций в пользу нерезидентов.

          Мировой финансово-экономический кризис резко изменил тенденции на рынке банковских слияний и поглощений. Европейские банки столкнулись с серьёзными экономическими проблемами и приостановили экспансию на российский рынок. Основным рыночным стимулом сделок слияний и поглощений в финансовом секторе стало выживание частных коммерческих банков и инвестиционных учреждений.

         Итак, международные кредитные структуры, поглощенные собственными внутренними проблемами, на время потеряли интерес к активной экспансии на российский банковский рынок. Санация проблемных банков с участием, в том числе, частного российского финансового капитала стала основным видом сделок слияний и поглощений коммерческих структур.

         Вопреки некоторым ожиданиям эти процессы не интенсифицировались в кризис, а наоборот, пережили некоторый спад активности. Мотив слияний и поглощений в целях выживания не стал для кредитных учреждений достаточным стимулом к консолидации. Они предпочли обратиться к помощи государства и Банка России – альтернативе в виде слияний и поглощений.

         Дальнейшее развитие банковского сектора в целях повышения их конкурентоспособности и эффективности в самом ближайшем будущем неминуемо востребует процессы слияний и поглощений как необходимый инструмент для достижения вышеуказанных целей.

         Умеренно-благоприятная макроэкономическая ситуация в 2010-2011 гг. положительно скажется на динамике рынка слияний и поглощений. В экономику страны под влиянием высоких цен на энергоресурсы и сырье поступает валютная выручка экспортеров, улучшается ситуация с ликвидностью, растут котировки компаний-лидеров. Даже традиционно консервативная позиция министра финансов А. Кудрина предусматривает повышение прогнозов роста ВВП и сокращения ожидаемого уровня дефицита бюджета (табл.1).

          
     
     
     
     
     
     
     

         Таблица 1 – Краткосрочный прогноз темпов роста ВВП 
     
     

         По результатам 1-го квартала 2010 г. наблюдается оживление динамики инвестиций в российской экономике, как внутренних, так и иностранных. Вслед за ростом инвестиционных возможностей клиентов, возрастут и возможности организаций финансовой отрасли: банков и инвестиционных компаний. В таких условиях закономерно ожидать оживления на рынке слияний и поглощений.

         Однако, даже повышающиеся прогнозы аналитиков относительно роста котировок российских компаний, улучшающиеся макроэкономические показатели не могут нивелировать сохраняющиеся негативные фундаментальные характеристики: конкурентоспособность российской экономики, производительность труда, непрозрачность сделок, рост налоговой нагрузки на бизнес и т.д.27. Перечисленные факторы сдерживают инвестиционные перспективы бизнеса и снижают возможности развития компаний через слияния и поглощения.

         Выделим позитивные и негативные факторы, которые влияют на динамику развития финансового сектора слияний и поглощений. К позитивным факторам относится сформировавшаяся устойчивая группа банков, государственных и частных, которые способны реализовывать свои стратегии развития внутри страны и за рубежом (например, стратегия Сбербанка подразумевает занятие активных позиций в первую очередь на рынках стран СНГ).

         Также в процессе реализации антикризисной политики государственные банки, например, ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ» получили значительную часть средств, выделенных на поддержку российской банковской системы. Их инвестиционные возможности и до кризиса превосходили показатели частных банков. Поэтому, учитывая политически мотивированные сделки, которые регулярно совершаются госбанками, потенциал финансового сектора слияний и поглощений расширяется за счет особого положения данных организаций.

         К негативным факторам, влияющим, на рынок слияний и поглощений в финансовом секторе России, относится частое вмешательство государства в деятельность банковского сектора.

          Например, банки обязаны предоставлять любую информацию по валютным операциям и счетам ФНС, ФТС и Росфиннадзору. Преследуя цель роста кредитования экономики, государство оказывает давление на банки, чтобы добиться снижения процентов по кредитам населению и компаниям.

         Подобная политика ограничивает гибкость кредитных учреждений в принятии решений.

         Необходимо оценить перспективы изменений макроэкономической среды для дальнейших процессов банковских слияний и поглощений в России.

         Основные проблемы российского банковского сектора, определяющие важность и необходимость его консолидации путем слияний и поглощений, остались.

         Во-первых, чрезмерно большое число самостоятельных кредитных организаций в России, многие из которых не способны выполнять функции банков в их классическом понимании. Банки, чья деятельность базируется на обслуживании одного-пяти аффилированных с ними через акционеров клиентов, абсолютное большинство кэптивные, те, которые выживают на полукриминальных операциях по отмыванию денег, а также сильно недокапитализированные банки – все они должны исчезнуть.

         Руководство таких кредитных организаций должно чётко понимать: следует быстро исправлять ситуацию или неминуем отзыв лицензии Банком России. В периоды экономического роста подобные банки не способствуют реальному становлению кредитной системы как эффективной и способной конкурировать с международными структурами и в России, и в других странах. А во время экономических кризисов именно они будут самыми уязвимыми и станут наиболее вероятными кандидатами на роль проблемных.

         Во-вторых, слабая капитализация российского банковского сектора. Кризис ещё раз наглядно продемонстрировал, что даже крупнейшим российским государственным банкам не хватает средств для простого выживания. При такой ситуации говорить о кредитовании ими в этот период экономики не приходится.

         Капитализации российского банковского сектора можно добиться тремя основными способами:

    1) консолидацией путем слияний и поглощений;

    2) вливанием капитала со стороны акционеров;

    3) выходом на IPO, т. е. размещением акций на бирже и привлечением, таким образом, широкого круга инвесторов 28.

         Таким образом, к началу 2010 года появились признаки выхода из кризиса, в связи с чем, возникает необходимость проанализировать произошедшие изменения и сделать выводы о том, в каком состоянии находится банковская система России и какие уроки кризиса необходимо учесть в дальнейшем.

         Основные показатели банковской системы в 2008 и 2009 (кризисном) году изменялись следующим образом (табл.2). 

       
     
     
     
     

       Таблица 2 – Основные показатели развития банковского сектора России 
     
     

         На основе анализа показателей развития банковской системы, можно сделать следующие выводы.

         1. Активы банков и кредитный портфель не увеличились по причине слабой экономической активности организаций и их неспособности качественно обслуживать кредитные обязательства.

       2. Внешние источники фондирования для российских компаний и банков практически закрыты, а средств внутреннего рынка не хватало. Основным источником кредитных ресурсов для российских банков и корпораций в 2009 году стал внутренний рынок.

          Депозитная база кредитных учреждений остаётся неустойчивой, хотя в 2009 году наблюдался рост вкладов населения, простимулированный высокими ставками. В этих условиях банки были способны предложить только дорогие (15–25%) кредиты из-за возросших рисков и неопределённости экономической обстановки.

      3. С целью снижения кредитных рисков кредитные учреждения начали увеличивать объёмы вложений в долговые ценные бумаги российских компаний. В период с января по октябрь 2009 года их доля в структуре активов российской банковской системы выросла с 6,3 до 10,2 %. Это было одним из важнейших факторов роста индексов российского фондового рынка, что с некоторой вероятностью могло привести к созданию очередного «пузыря» на финансовом рынке.

      4. Проблема кредитования усугубляется сохранением низкого уровня производства после его существенного падения в 2009 году. Обрабатывающие производства снизились на 18,7 %, в том числе производство товаров длительного пользования — на 37,9 %, производство непродовольственных товаров — на 27,9%.

      Несмотря на некоторое оживление в конце 2009 и начале 2010 года, предоставление новых кредитов предприятиям по-прежнему затруднено, так как большинство из них находится в тяжёлом финансовом положении.

         5. В абсолютном большинстве кредитных организаций резко вырос уровень просроченной задолженности и резервов, которые вычитаются из капитала.

    Сохранение  данной тенденции резко ограничивает возможность кредитования и уже в ближайшее время приведёт к появлению у многих банковских структур проблем с несоблюдением норматива достаточности капитала (Н1).

         Согласно исследованию, проведённому в декабре 2009 года Комиссией АРБ по проблемным активам банков, среди кредитных учреждений— членов АРБ 71 % респондентов заявили, что они оценивают экономическое положение страны на момент проведения опроса как нестабильное — ожидается новая волна кризиса. Остальные 29 % рассматривают положение как стабильное — кризис уже пройден, ожидается рост. Это свидетельствует о высоком уровне негативных ожиданий кредитных организаций, что, в свою очередь, влияет на их кредитную политику и процентные ставки 29.

         Итак, одним из результатов финансового кризиса стало абсолютное снижение масштабов деятельности российских банков. К 1 июля 2009 г. впервые за более чем десятилетний период совокупные банковские активы упали в абсолютном выражении до 27,8 трлн. рублей. Объясняется это тем, что в изменившихся макроэкономических условиях кредитные организации были поставлены перед необходимостью рыночного репозиционирования, перестройки бизнес-моделей, а также корректировки политик в области управления рисками 30.

         Процесс адаптации к ухудшавшейся макросреде затруднялся тем, что банки вынуждены были концентрироваться на задачах снижения потерь от проблемных активов, устранения сформировавшихся в результате кризиса разрывов в ликвидной позиции. Массированная поддержка со стороны Правительства и Банка России, особенно в IV квартале 2008 – I квартале 2009 г. позволила замедлить процесс деградации финансового посредничества.

         К настоящему времени складывается точка зрения, согласно которой преодоление существующих барьеров роста невозможно без стимулирования структурных сдвигов в банковском секторе (укрупнения кредитных организаций), а также формирования национальных финансовых институтов, способных конкурировать на международном уровне31.

           Создание эффективного рыночного механизма предполагает обеспечение условий для конкуренции во всех сферах экономики и, прежде всего, на рынке банковских услуг – важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.    Совершенствование конкуренции в банковской сфере – одна из основных экономических проблем, от решения которой зависит не только результативность функционирования кредитных учреждений, но и эффективность всей экономики в целом.

       Конкуренция выступает движущей силой качественных изменений в банковской сфере, нацеленных на повышение устойчивости кредитных учреждений, диверсификацию проводимых операций и расширение доступности финансовых услуг. В общем виде конкуренцию в банковской системе можно определить как динамический процесс соперничества кредитных организаций, в ходе которого они нацелены обеспечить себе прочное положение на рынке ссуд, депозитов и других финансовых услуг.

         Структура российской банковской системы во многом нетипична для бывших социалистических стран. РФ реализовала специфический подход к формированию конкурентной среды банковской деятельности, что предопределило ключевые особенности национального рынка финансовых услуг:

    – преобладающее положение государственных кредитных учреждений на ключевых рыночных сегментах;

    – умеренное представительство международных банковских структур;

    – значительное число кредитных организаций, обладающих незначительными по величине рыночными долями.

         Для того чтобы конкурировать российским банкам с мировыми кредитными структурами, необходимо придерживаться следующего направления.

         Качество предоставляемых услуг. Одним из основных факторов формирования стратегических конкурентных преимуществ на кредитном рынке является предоставление услуг высокого качества по сравнению с конкурентами.     Ключевым здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов. Ожидания клиентов, как правило, формируются на основе уже имеющегося у них опыта, а также информации, получаемой по прямым (личным) или по массовым (неличным) каналам маркетинговых коммуникаций. 

        Новаторство. Российским кредитным учреждениям принципиально важно быть новатором в банковском деле, создавать новые продукты и стандарты обслуживания, чтобы сотрудничество с клиентами было максимально эффективным.

         Географическое развитие. Банковским учреждениям необходимо выходить на глобальный уровень развития филиальных сетей. Сильные позиции на локальных рынках и глобальный охват откроют новые возможности для всех категорий клиентов.

         Лидерство. Финансовая стабильность и прибыльность являются основой для сохранения лидерства в банковском бизнесе. Не менее важным являются правильный подход к управлению и концентрация на устойчивом развитии.

         Таким образом, влияние глобализации на банковскую систему России неоднозначно. С одной стороны, приток иностранного банковского капитала способствует расширению ассортимента и повышению качества услуг, внедрению международных стандартов банковской деятельности, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет, привлечению инвестиций. С другой стороны – банковская глобализация может привести к усилению зависимости от иностранного капитала национальной банковской системы и экономики страны в целом. Следовательно, всё более актуальной становится проблема повышения конкурентоспособности российской банковской системы. 

    Заключение 

          В данной курсовой работе были рассмотрены  банковские кризисы, типы и формы  банковских кризисов, основные причины  их возникновения и пути разрешения.

          В первой главе рассмотрены три  основных типа банковских кризисов с примерами конкретных случаев в разных странах, а также приведены и изучены другие формы банковских кризисов: латентный, открытый, системный, локальный (частичный). Также в этой главе рассмотрены основные внутриэкономические (либерализация внешнеэкономических отношений и дерегулирование банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация рынка финансовых услуг, рыночные реформы в странах с переходной экономикой и т.д. ) и внешнеэкономические (падением цен на нефть и другие основные экспортные товары, удорожание стоимости рыночного рефинансирования и девальвации национальных валют, либерализация финансовых рынков и т.д. ) факторы возникновения банковских кризисов.

           Во второй главе приведены некоторые из способов предупреждения и выхода из банковского кризиса (такие, как банковский надзор) и некоторые факторы, на которые нужно обращать особое внимание при построении антикризисного плана (например, интересы вкладчиков, ликвидность, конфиденциальность)

          В третьей части приведены статистические данные о банковском кризисе 2007-2009 в Российской Федерации (в том числе последствия на настоящий момент) и прогнозы развития ситуации от ведущих экспертов российской экономики. Так же п_f0иведены данные курса рубля по отношению к доллару США в 1998 г.

          Учитывая  развивающийся характер российской экономики, вопросы исследования банковских кризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования.

          Банковский  кризис характеризуется резким увеличением  доли сомнительной и безнадежной  задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убытков в связи с переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимости банковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов.

          Причины и факторы банковских кризисов чрезвычайно  разнообразны, однако можно выделить следующие основные: либерализация  внешнеэкономических отношений  и отсутствие макроэкономического  регулирования банковского сектора, спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков, чрезмерная кредитная экспансия, инфляция, резкие колебания товарных цен, цен на финансовые активы, процентных ставок и т.д.

          Характеризуя  кризисные моменты в развитии банковской системы Российской Федерации, следует отметить кризис 1998 г. Взрыв прежней системы финансовых потоков, произошедший 17 августа 1998 г., образован тремя ключевыми событиями: еди новременной масштабной девальвцией рубля, дефолтом по внутреннему государственному долгу, «дефолтом» по корпоративным долгам. Его краткосрочные последствия для банковской системы: масштабные потери банков, обусловленные девальвацией рубля.

          Формально к моменту кризиса, по балансовым операциям банки в среднем имели длинную валютную позицию (превышение валютных требований над обязательствами). Объем потерь банков в результате неплатежей внутренних заемщиков по валютным кредитам составил более 20 млрд. руб. Другой причиной крупных убытков банковского сектора в момент девальвации стала его значительная - около 7 млрд. долл. - чистая валютная задолженность по срочным операциям перед нерезидентами. Здесь масштабные убытки банков были вызваны аналогичными причинами.

          Наблюдался  массированный отток средств  со счетов клиентов и вкладчиков в наличный оборот, интенсивная миграция клиентуры между банками. Следствием стало быстрое падение ликвидности банков и объема мобилизуемых ими ресур 0сов. Чистый отток средств со счетов физических лиц составил 18% по рублевым и 30% по валютным (август-сентябрь), по валютным счетам юридических лиц - 20% (август).

          В результате кризиса были демонтированы  все основные кругообороты и механизмы, ранее обеспечивавшие банковской системе  расширение кредитных ресурсов, мобилизацию  доходов и балансирование рисков.

          Можно констатировать, что для «нового 1998-го» на современном этапе развития экономики нет никаких помех. Банковская система РФ вполне может  обанкротиться, если ей просто не дадут  перекредитоваться на Западе. Это  может случиться из-за кризиса ликвидности в мире. Но может стрястись и по иной причине. Банки РФ набрали огромный объем займов – 130 миллиардов долларов. В основном это «короткие деньги», поэтому платежи по кредитам в 2008 году составят 48 миллиардов. При этом общая задолженность крупных компаний в РФ (среди которых – и «Газпром», и «Роснефть») составляет около 120 миллиардов долларов.

          С целью минимизации потерь от кризисов в банковской сфере и предотвращения кризисных явлений, актуальным является разработка методик ранней идентификации финансовых кризисов. Поиск факторов, играющих важную роль в формировании кризисной ситуации на финансовом рынке (лидирующие индикаторы кризиса), с помощью эконометрических методов исследования активно начался в 1990-ые годы.

          Было  разработано три разных подхода к определению факторов кризисов. Первый подход состоит в выявлении с помощью стандартной регрессионной техники (OLS) вклада различных факторов в формирование кризисов.

          Другие  два метода, одинаково пригодны для  выявления причин как банковских, так и валютных кризисов.

          Метод, предложенный Камински, Лизондо и  Рейнхарт (KLR) (Kaminsky, Lizondo, Reinhart, 1997), позволяет  расширить по сравнению с методом STV число рассматриваемых факторов - возможных индикаторов кризиса. Основной задачей данного метода является обнаружение показателей, свидетельствующих о возможности наступления кризиса в течение 24 месяцев (система ранних индикаторов).

          Наиболее  часто использовался для анализа  механизмов формирования кризисов вероятностный  подход. Преимущества данного метода заключаются в том, что он, во-первых, позволяет оценить конкретный вклад каждого фактора в формирование кризиса, а, во-вторых, рассматривая данные о наличии кризиса в каждой стране в различные периоды времени как независимые события, снимает ограничения на число исследуемых факторов. Кроме того, для анализа обычно используются годичные данные, которые обладают более высокой надежностью.

         Что касается итогов 2011 года:

         Большинство показателей, характеризующих развитие российской банковской системы, в 2011 году показали существенный рост. Таким образом, можно говорить о том, что банки почти полностью оправилась от кризиса 2008-2009 годов. И если бы не новые вызовы, источником которых явился мировой кризис, российская банковская система могла бы ускорить темпы развития в 2012 году.     Однако, делая прогнозы на будущее, нельзя списывать со счетов возможные проблемы с зарубежным фондированием. В конечном счете, недоступность зарубежного финансового рынка для большинства российских банков, неминуемо скажется как на активности в области кредитования, так и на политике в области процентных ставок. Эксперты ЦЭИ «РИА-Аналитика» прогнозируют, что в 2012 году темпы роста банковского сектора немного замедлятся. Рост активов, по их оценке, составит15-20% против 23.1% в 2011 году.

         Говоря о результатах 2011 года, нельзя не отметить динамичное развитие кредитования. По итогам года общий объем кредитов, депозитов и других размещенных средств российских банков увеличился на 29.6% или на 6.56 трлн. руб. в абсолютных величинах. На 1 января 2012 года объем суммарного кредитного портфеля российских банков составил 28.7 трлн руб. Наибольший вклад в рост кредитного портфеля в 2011 году внесли кредиты физическим лицам. В этой сфере наибольшая активность проявлялась в области ипотечного кредитования и автокредитования. По оценкам экспертов ЦЭИ «РИА-Аналитика», рост кредитного портфеля банков в 2012 году составит 15-20%.

         В качестве позитивного итога 2011 года можно отметить, то, что рост кредитования сопровождался заметным сокращением доли просроченной задолженности. Доля просроченной задолженности на 1 января 2012 года составила 3.95% против 4.68% на 1 января 2011 года. В то же время, в 2012 году можно ожидать, что доля просрочки несколько увеличится.

         Рост кредитования привел к тому, что в 2011 году банками был получен рекордный объем прибыли. По итогам 2011 года банки заработали 848 млрд руб., что на 274 млрд руб. или в 1.5 раза больше результата 2010 года. Рентабельность банковского бизнеса в 2011 году также заметно выросла, но, к сожалению, не смогла достигнуть докризисного уровня. Рентабельность активов в 2011 году составила 2.4%, что почти в 1.3 раза выше результата 2010 года, а рентабельность капитала достигла уровня в 17.6% (в 2010 году 12.5%).

         В 2011 году наблюдалась смена тенденции в области фондирования. Прирост объема вкладов заметно замедлился с 31.2% в 2010 году до 20.9% в 2011 году. Вместе с тем более заметную роль в качестве источников фондирования для банков в 2011 году стали играть депозиты юридических лиц и средства ЦБ.    Значительное сокращение склонности к сбережению населения стало одной из причин развития кризиса ликвидности во второй половине 2011 года.

         Наибольший негатив для банковской системы в 2011 году пришел оттуда, откуда его ждали меньше всего. Если в конце 2010 года и начале 2011 года банки фактически купались в деньгах, и большой проблемой было найти им применение, то буквально за два месяца (июль-август), избыток ликвидности превратился в ее дефицит. Результатом стали рост межбанковских ставок, а также процентных ставок для реального сектора, и значительное усиление конкуренции за вкладчиков и других клиентов с деньгами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Список  использованной литературы 

    1. Банковский  надзор и аудит: Учеб. пособие для  банк. шк. и колледжей по специальности "Банк. дело" / И. Д. Мамонова и др.; Под ред. И. Д. Мамоновой, М. : ИНФРА-М , 1995, 111 с.
    2. Деньги. Кредит. Банки : Учеб. для вузов по экон. специальностям / О. И. Лаврушин, М. М. Ямпольский, Ю. П. Савинский и др.; Под ред. О. И. Лаврушина, М. : Финансы и статистика , 2001, 459,[1] с.
    3. Костерина Т.М. Банковское дело / Московская финансово-промышленная академия, М., 2005, - 191 с.
    4. Макроэкономика : Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов, М. : Высшее образование , 2005, 654 с. : ил.
    5. Марамыгин М.С. Деньги Кредит Банки: Учебник. - М.: Экономистъ, - 2007. – 656с.
    6. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. - 2001. - № 7. - С. 11-15
    7. Попова М.А. Системные банковские кризисы и причины их возникновения / М.А. Попова // Финансовые исследования. - 2003. - N 7. - С. 3-8
    8. Прогноз эксперта, Генеральный Директор, Персональный журнал руководителя Ns5 (41) Май 2009
    9. Экономическая теория : Учеб. для вузов по экон. специальностям / И. П. Николаева, В. Ф. Протас, Т. Н. Волкова и др.; Под ред. И. П. Николаевой, М. : ЮНИТИ , 2002, 509,[1] c. : ил.
    10. Статья: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, © 2011 Р.Н. Ахмедов
    11. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: 2003. – 537с.
    12. Агустин Г. Карстенс, Дэниел С. Харди, Джейла Пазарбашиоглу Предотвращение банковских кризисов в Латинской Америке // Финансы и развитие. – 2004. - №9. – С. 30-33.
    13. Балабанов А.И., Боровкова В.А. Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2007. – 448с.
    14. Банки и банковское дело / Под редакцией д.э.н. проф. И.Т. Балабанова. - Спб.: «Питер», 2003. - 256с.
    15. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: «Финансы и статистика», 2003. – 672с.
    16. Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КноРус, 2007. – 344с.
    17. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2005. – 751с.
    18. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 591с.
    19. Бодагов К.Ю. Совершенствование управления ликвидностью коммерческого банка. – Ставрополь: СФЭИ, 2003. – 54с.
    20. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит. - 2003. - №8.
    21. Брюков В. Четыре сценария банковского кризиса // Банковское обозрение. – 2004. - №2.
    22. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. - М: Ось-89, 2005. – 256с.
    23. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проспект, 2007. – 430с.
    24. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: «Финансы и статистика», 2001. – 521с.
    25. Деятельность коммерческих банков / Под ред. проф., д.э.н. А.В. Калырина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.
    26. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2007. - 496с.
    27. Жуков Е.Ф. Тенденции развития банковского сектора в 2006 году // Финансы и кредит. – 2007. - №4. – С. 11-14.
    28. Жуков Е.Ф., Печникова А.В., Стародубцева Е.Б. и др. Банковское законодательство: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 303с.
    29. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 575с.
    30. Зверев О.А. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг и задачи банковского менеджмента // Финансы и кредит. – 2004. – № 18. – С. 6-9.
    31. Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2001. – №7. – С. 21-25.
    32. Кобяков А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana. - М.: Издательство «Вече», 2003 - 368с.
    33. Ковалев А. Актуальные вопросы банковского кризис-менеджмента // Финансовый директор. – 2007. - №11. – С. 13-17.
    34. Костерина Т.М. Банковское дело - М.: «Маркет ДС», 2003. – 249с.
    35. Куршакова Н. Банковский маркетинг - СПб: «Питер», 2004. – 192с.
    36. Лаврушин О.И. Банковские операции. – М.: КноРус, 2007. – 384с.
    37. Лаврушин О.И. Банковские риски. – М.: КноРус, 2007. – 232с.
    38. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. – М.: КноРус, 2007. – 256с.
    39. Рыбин В.И. Национальные банковские системы.М., 2009. С. 387.
    40. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. М., 2000. Т. 2. С. 15-16.
    41. Миллер Р.Л., Ван-Хауз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: пер. с англ. М.., 2000. С. 256.
    42. Марданов Р.Х. Кризис на финансовых рынках и новые вызовы для банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2008. № 8. С. 33-39.
    43. Научный журнал КубГАУ, №69(05), 2011 года

      Приложение  А 

          Факторы финансовых кризисов 

    Факторы кризиса Механизмы воздействия Воздействие на состояние банковской системы Воздействие на состояние валютного рынка
    Неблагоприятное изменение цен на основных для  страны экспортных и импортных рынках Резкое снижение цен на традиционные экспортные товары или резкий рост стоимости импорта  означает для страны потерю валютных доходов. Кроме того, снижение доходов экспортеров может принести обслуживающим им банкам + +
    Дефицит текущего счета платежного баланса Значительный  дефицит текущего счета рассматривается  инвесторами как угроза платежеспособности по внешнему долгу. Обычно он возникает или вследствие превышения объемов импорта над экспортом, или вследствие того, что страна должна производить значительные процентные платежи по ранее привлеченным инвестициям +
    Высокая стоимость заимствования средств  на международном рынке Рост процентных ставок на развитых рынках приводит к  увеличению стоимости рефинансирования долга и заставляет инвесторов переоценивать  относительную доходность вложения средств. + ±
    Высокий по отношению к ВВП внешний  долг Высокий внешний  долг рассматривается инвесторами в качестве фактора финансовой нестабильности как государства, так и отдельного заемщика ± ±
    Преобладание  краткосрочных обязательств в структуре  долга Высокий удельный вес краткосрочных обязательств означает необходимость направления страной значительных средств на обслуживание внешнего долга. На банки он накладывает значительные ограничения в плане проведения активной политики + +
    Низкая  обеспеченность денежной массы золотовалютными  резервами Агрегат М2 может  рассматриваться как сумма ликвидных средств, которые могут быть предъявлены для конвертации в иностранную валюту. Золотовалютные резервы в свою очередь рассматриваются как покрытие ликвидных активов +

          Продолжение приложения

    Денежно-кредитная  экспансия Высокий рост внутреннего кредита в условиях фиксированного валютного курса приводит к сокращению резервов. Кроме того, облегчение условий доступа банков к ликвидным ресурсам часто ведет к принятию ими излишних рисков + +
    Реальное  удорожание национальной валюты Переоцененность национальной валюты в реальном выражении приводит к сокращению чистого экспорта и формирует девальвационные ожидания. Высокие девальвационных ожидания могут спровоцировать изъятие депозитов вкладчиками банков + +
    Высокие процентные расходы Значительные выплаты по внутреннему долгу означают для страны сокращение возможностей своевременно обслуживать внешние платежи. Кроме того, чем больше участие нерезидентов на рынке внутреннего долга велико, тем выше может оказаться нагрузка на валюту в случае вывода средств. Для банков рост доходности по внутренним обязательствам означает с одной стороны рост процентных доходов, а с другой снижение рыночной стоимости приобретенных ценных бумаг ± +
    Высокая стоимость заимствований на рынке  МБК Рост процентной ставки в условиях превышения срочности активов банков над срочностью обязательств приводит к повышению стоимости фондирования. С другой стороны, высокие процентные ставки повышают привлекательность рынка для зарубежных инвесторов +
    Высокий уровень финансовых рисков в банковской системе Неадекватность  величины капитала принятым рискам, слабая степень покрытия обязательств ликвидными активами, дисбаланс между валютными  активами и обязательствами, высокая  доля просроченных ссуд в кредитном  портфеле банков могут вызвать как банкротство отдельного банка, так и широкомасштабный банковский кризис, воздействующий на состояние валютного рынка. + +
    Эффект  заражения Вследствие  возникновения кризиса на каком-либо национальном финансовом рынке инвесторы  переоценивают вероятность возникновения кризиса в другой стране. «Заражение» может происходить как по торговым (через товарооборот между странами и(или) конкуренцию на общих внешних рынках), так и по финансовым (существование общих кредиторов) каналам. ± +

     

          Продолжение приложения

    Изменение цен акций Снижение цен  акций на фондовом рынке приводит к потере для инвесторов и заставляет их искать другие рынки вложения средств. Для банков падение цен акций  означает снижение рыночной стоимости  активов. В то же время рост котировок  акций может привести к отрыву рыночных цен от фундаментальных показателей, что создает основу для последующего краха. ± ±
    Замедление  экономического роста Снижение темпов экономического роста приводит к  ухудшению платежеспособности страны, а также банковских заемщиков по долгу + +
    Инфляция Высокая инфляция приводит к реальному удорожанию национальной валюты. С другой стороны, дефляция ассоциирована с экономическим  кризисом. Кроме того, следует отметить, что, если правительство проводит курс по сокращению инфляции под ударом оказывается банковская система. + +
    Дефицит федерального бюджета Необходимость направлять значительные средства на цели обслуживания государственного долга  приводят к недофинансированию остальных  бюджетных статей и замедлению экономического роста ± +
    Открытость  экономики Чем более открытой является экономика, тем в большей  степени она оказывается зависимой  от внешних шоков. В частности, как  показывает практика, финансовая либерализация  приводит к накапливанию у банков «плохих» долгов. + ±

     

          + значительное влияние;

          – незначительное влияние или опосредованное через другой кризис;

          ± смешанный сигнал 

         Приложение Б 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Информация о работе Кризис 1998, 2007-2009