Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель написания работы - выявить теоретические аспекты сущности факторинга, раскрыть особенности факторинговых операций в коммерческих банках.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные понятия и виды факторинга,
2) проанализировать содержание факторинговой сделки,
3) оценить финансовые риски участников факторинговой сделки.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Сущность и виды факторинговых операций…………………………………………….…6
1.1Общая характеристика факторинга…………………………………………………….….6
1.2 Сущность и виды факторинговых операций………………………………………….….9
1.3 Современное состояние системы факторинговых операций в России………………..12
1.4 Обзор зарубежного опыта по регулированию факторинга……………………………...15
2Содержание факторинговой сделки…………………………………………………………18
2.1Участники факторинговых сделок…………………………………………………………18
2.2Сравнительный анализ факторинговой и кредитной операции………………………….20
2.3 Особенности международного факторинга………………………………………………23
3 Финансовые риски участников факторинговой сделки…………………………………...28
3.1 Идентификация и оценка рисков факторинговых сделок……………………………….28
3.2 Перспективы развития факторинговых сделок в российской банковской практике….33
Заключение……………………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы…………………………………………………………….38
Практическая часть курсовой работы…………………………………………………………39
Но, несмотря на огромные приросты, до полного насыщения рынку факторинга в России ещё далеко. Причина тому - позднее внедрение этой операции. Наша страна имеет огромный потенциал в этой операции и в ближайшие 10 лет темпы роста не будут сильно снижаться .
1.4 Обзор зарубежного
опыта по регулированию
В мировом обороте факторинга, который в 2010 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны . Следом идут страны Азии - около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка - чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга - Великобритания. Здесь насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС - Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет лишь 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия и Тайвань. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии - стране с самым большим оборотом международного факторинга - экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5%.
Рисунок 2 - Лидеры мирового рынка факторинга (по совокупному факторинговому обороту)
Просматривая общие тенденции рынка, можно заключить, что лидерство той или иной страны отнюдь не определяется большим количеством факторинговых компаний .
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира - их совокупный оборот за 2008 год колеблется около 20 000 млн. евро.
Деление факторинговых услуг в разных странах проводится по различным критериям, а один и тот же вид факторинга может носить разное название в Великобритании, Италии и США.
В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг, либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности - полный или классический факторинг. Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг. В то же время, его стоимость значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях.
Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена.
Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%) (рис.2). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный факторинг почти в 4 раза .
2.1 Участники факторинговых сделок
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
1) фактор (банк);
2) клиент (кредитор, поставщик товара);
3) плательщик (заемщик).
В качестве финансового агента по операциям
факторинга договор могут заключить банки
и иные кредитные организации, а также
другие коммерческие организации, имеющие
разрешение (лицензию) на осуществление
деятельности такого вида. Однако в России
порядок лицензирования в законодательстве
до сих пор не оговорен, так что фактически
в роли фактора может выступать коммерческий
банк или его дочернее учреждение. В зарубежной
практике банки обычно факторинговых
услуг не оказывают.
* клиент (кредитор, поставщик товара) -
промышленная или торговая фирма, заключившая
соглашение с банком;
* плательщик (заемщик) -
фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Если представить
проведение операции на схеме, то взаимоотношения
сторон будут отражены следующим образом:
Рис 3. Схема факторингового
обслуживания.
Такова специфика организации факторинговых операций коммерческих банков и участники данного вида операций.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат: · предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; · предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; · строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; · предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки; · предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). Факторинговые операции не рекомендуется проводить: · по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия.
Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств; · по требованиям бюджетных организаций; · по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными; · если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания. В операции факторинга обычно участвуют три стороны: · фактор (банк) - покупатель требования; · клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком; · плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Структура факторинговой сделки:
Порядок осуществления сделки:
2.2 Сравнительный анализ факторинговой и кредитной операции.
Перед тем, как решить,
что выгоднее - кредит или факторинг, предлагаю
рассмотреть недостатки и преимущества
факторинга перед кредитом.
Преимущества
Отсутствие залога. При заключении
договора факторинга банк не требует предоставления
залога, открытия расчетных счетов поставщика
и его дебиторов в одном из своих отделений,
а также не проводит длительной проверки
платежеспособности клиента. Должниками
банка при факторинговом обслуживании
поставщика становятся его дебиторы, а
не предприятие-поставщик (гл. 43 ГК РФ).
При кредитовании банки с помощью залога
страхуются от возможности невозврата
своих средств. При факторинге аналогичной
страховочной мерой для банка является
распределение кредитного риска между
большим количеством дебиторов поставщика.
За счет этого снижается вероятность того,
что сумма денежных средств, выданная
банком поставщику, не будет возвращена
полностью.
Снижение рисков компании-поставщика. При
факторинге банк берет на себя значительную
часть рисков своего клиента, в частности
риски ликвидности, кредитные, валютные
и процентные риски.
Под кредитными рисками при
факторинге понимается возможность неоплаты
дебиторами поставок с отсрочкой платежа.
После заключения факторингового договора
и предоставления финансирования предприятию-клиенту
банк полностью несет все убытки, связанные
с непоступлением платы от дебиторов.
Поставщик же может таких убытков избежать,
так как уже получил от банка 60-90% от стоимости
контракта.
Иногда банк, стремясь оградить себя от
кредитных рисков, заключает так называемый
договор факторинга с регрессом. Согласно
этому договору при неоплате поставки
в течение определенного периода банк
имеет право осуществить обратную переуступку
денежного требования поставщику (по одному
или нескольким дебиторам) и востребовать
с него сумму задолженности по этим дебиторам.
Стоимость факторинга при этом ниже в
среднем на 10%.
Ликвидные риски представляют
собой риски несвоевременной оплаты дебиторской
задолженности, приводящие к недостатку
средств у поставщика для покрытия текущих
затрат. При факторинге поставщик получает
финансовые ресурсы от банка практически
в момент поставки, поэтому ликвидные
риски поставщика становятся заботой
банка.
Снижение валютных рисков
означает возможность немедленно конвертировать
в валюту денежные средства, полученные
от банка. Этот аспект факторинговых услуг
важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической
деятельностью.
Факторинг позволяет
избежать так называемых процентных рисков.
Они возникают в случае, когда компания
за счет привлечения кредитов пытается
восполнить недостаток оборотных средств,
вызванный отсрочкой платежей. Напомним,
что процентная ставка по краткосрочным
кредитам в первую очередь зависит от
ситуации на рынке заемных средств, поэтому
предприятие не застраховано от резкого
удорожания кредитных ресурсов.
При заключении
же бессрочного договора факторинга банк
гарантирует поставщику, что стоимость
предоставляемых денежных ресурсов будет
оставаться неизменной в течение довольно
длительного периода времени (например,
в течение полугода или года). Этот аспект
факторингового обслуживания является
дополнительным стабилизирующим фактором
для бизнеса поставщика.
Управление дебиторской задолженностью. Важной
особенностью факторинга является то,
что банк не только осуществляет финансирование
поставок в кредит, но и управляет дебиторской
задолженностью клиента. Поставщику регулярно
предоставляются следующие отчеты по
состоянию дебиторской задолженности:
о поставках, зарегистрированных за определенный
период; о переводе средств поставщику;
о поступлении средств от дебиторов; о
статистике платежей по каждому дебитору;
о состоянии просроченной задолженности.
Кроме того, по мере
необходимости банк связывается с покупателями
(например, если сроки оплаты товара истекли).
Таким образом банк освобождает клиента
от работы по отслеживанию своей дебиторской
задолженности.
Однако не все покупатели
решаются работать с поставщиком на условиях
факторинга, поскольку не хотят видеть
в качестве кредитора мощный банк вместо
постоянного партнера. Стремясь избежать
осложнений, банки требуют, чтобы к договору
поставки оформлялось приложение, в котором
покупатель фиксировал бы свое согласие
перечислить деньги за товар на счет банка.
Недостатки:
Главный недостаток факторинга
в том, что его использование обходится
предприятию дороже, чем привлечение кредита.
Факторинговая комиссия представляет
собой общую плату за комплексную услугу
и в общем случае складывается из следующих
составляющих:
Впрочем, при заключении
договора на факторинговые услуги банки,
как правило, готовы учитывать индивидуальные
особенности своих клиентов. Так, на размер
комиссии влияют количество дебиторов
у предприятия, сумма оборота в рамках
факторинговых услуг.
Итак, если тщательно проанализировать
все преимущества и недостатки факторинга,
сравнить его с кредитованием, то, возможно
придти к выводу, что факторинг - именно
тот инструмент, который позволит компании
увеличить продажи и лучше использовать
ее оборотные средства. Хотя возможно,
предприятию выгоднее периодически брать
кредиты или продавать товары по предоплате.
2.3 Особенности международного факторинга
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования
в форме предварительной
2) ведение бухгалтерского учета поставщика,
прежде всего учета реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного
риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортёра (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.). Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск — опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска фактор предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера фактор, как правило, заключает договор с фактором страны - импортера и передает ему часть объема работ. Таким образом, участниками международных факторинговых сделок являются: