Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель написания работы - выявить теоретические аспекты сущности факторинга, раскрыть особенности факторинговых операций в коммерческих банках.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные понятия и виды факторинга,
2) проанализировать содержание факторинговой сделки,
3) оценить финансовые риски участников факторинговой сделки.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1 Сущность и виды факторинговых операций…………………………………………….…6
1.1Общая характеристика факторинга…………………………………………………….….6
1.2 Сущность и виды факторинговых операций………………………………………….….9
1.3 Современное состояние системы факторинговых операций в России………………..12
1.4 Обзор зарубежного опыта по регулированию факторинга……………………………...15
2Содержание факторинговой сделки…………………………………………………………18
2.1Участники факторинговых сделок…………………………………………………………18
2.2Сравнительный анализ факторинговой и кредитной операции………………………….20
2.3 Особенности международного факторинга………………………………………………23
3 Финансовые риски участников факторинговой сделки…………………………………...28
3.1 Идентификация и оценка рисков факторинговых сделок……………………………….28
3.2 Перспективы развития факторинговых сделок в российской банковской практике….33
Заключение……………………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы…………………………………………………………….38
Практическая часть курсовой работы…………………………………………………………39
Классификация данных рисков приведена в Таблице 3. Анализируя ее, можно прийти к выводу, что эти риски учитывают невозврат или неполный возврат денежных средств фактору, изменение покупательной способности возвращенной суммы, невозможность провести контракт или расчеты по нему и прочие опасности. Реализация одних и тех же рисковых ситуаций может оказывать влияние и на невозврат суммы, и на ее покупательную способность, например, существенное изменение курса указанной в договоре факторинга валюты или политическая нестабильность может привести к дефолту дебитора.
Таблица 3. Неспецифические риски
Риск |
События |
Последствия для фактора |
|
Операционный |
Ошибка руководства в принятии решения и (или) ошибка персонала в исполнении принятых решений; Непреднамеренная поставка (последствия ошибочного перевода средств в случае неверного указания банка-контрагента); Несоответствующая юридическая документация; Несанкционированный доступ к информационным системам; Ошибка в компьютерных программах. |
Убытки; Потери времени; Хищение конфиденциальной информации; Заключение договора с неблагонадежным клиентом; Некачественная оценка рисков по данному договору. |
|
Валютный |
(при осуществлении
расчетов с поставщиками или
покупателями в иностранной |
Ухудшение покупательной способности возвращенной суммы кредита; Дефолт дебитора. |
|
Процентный |
(если фактор
привлекает заемные средства
для пополнения своего Резкое удорожание стоимости заемных средств (рост процента). |
Рост расходов, приводит к необходимости повышения себестоимости услуги, что снижает конкурентные преимущества |
|
Экономический (инфляционный) |
Рост темпов инфляции |
Обесценение ожидаемых денежных средств на величину инфляции |
|
Страновой и политический риски |
(для международного факторинга) Политическая нестабильность; аннулирование импортной (экспортной) лицензии; война; гражданские беспорядки; национализация; и др. |
Невозможность провести экспортный контракт или расчеты по нему. |
|
Законодательный |
Изменение законодательства в области торговли с отсрочкой платежа; Изменение законодательства относительно факторинга; Изменение банковского законодательства (риск для банковских факторов). |
Усложнение работы, невозможность исполнить договор, необходимость внесения корректив в договор. |
|
Отраслевой |
Высоко рискованная отрасль промышленности, в которой оперируют клиент и дебитор (неразвитая, большой процент банкротств, стагнирующая) |
Повышенная вероятность дефолта дебитора. |
3.2 Перспективы развития факторинговых сделок в российской банковской практике
В отличие от ситуации на большинстве других рынков услуг потенциальный спрос на факторинговые услуги продолжает превышать предложение. Это легко объясняется обострившейся в результате обесценения проблемой дефицита оборотных средств у поставщиков товаров и услуг. В то же время полный отказ от товарного кредитования своих контрагентов может привести (и уже приводит) к окончательному подрыву их ликвидности и, тем самым, к заметному сужению круга своих потенциальных покупателей, а значит, и к снижению объема продаж. Очевидно также и существенное сужение круга потенциальных потребителей факторинговых услуг. Наиболее существенной проблемой остается неготовность подавляющего большинства отечественных кредитных институтов к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг в России относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем факторинг не только не является частью банковского дела, но в его отношении некорректно вообще говорить об “операциях”, поскольку он представляет собой постоянное обслуживание, но никак не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Вторая проблема -- это неготовность подавляющей части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них отрасль деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование -- оно по определению представляет собой “короткие” деньги, -- а достаточно длительный и относительно затратный “нулевой цикл”, связанный с постановкой дела, который даже при наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев.
За прошедший год объем факторинговых
операций в России удвоился. Для сохранения
таких темпов роста в будущем игрокам
рынка придется поступиться рентабельностью
бизнеса и учиться работать в условиях
жесткой конкуренции.
В
недалекой перспективе российский рынок
факторинга (финансирования под уступку
денежного требования) по объемным показателям
может вплотную приблизиться к уровню
европейских стран. Еще недавно экзотическая
для России финансовая услуга сегодня
стала повседневной операцией. По оценкам
рейтингового агентства "Эксперт РА",
обнародованным на недавно прошедшей
конференции "Факторинг-2006: доступное
финансирование растущему бизнесу",
объем бизнеса факторинговых компаний
и банков (в дальнейшем будем называть
их Факторами) составляет порядка 5,5-5,7
млрд долл. За 2005 год рынок вырос почти
в два раза и, прежде всего, за счет наращивания
оборотов его лидеров: НФК, "Еврокоммерц",
"Петрокоммерц", "Промсвязьбанк",
"НОМОС-банк". В 2005 г. на их долю приходится
86% рынка.
Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент - фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008 года его оборот составит не менее 40 млрд долл., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.
Конечно, пока Россия достаточно сильно отстает от них - как в относительном, так и в абсолютном выражении. Однако на фоне других финансовых рынков (страхование жизни, банковское кредитование, коллективные инвестиции) позиции отечественных компаний выглядят совсем небезнадежно. В России доля факторинга в ВВП составила в 2005 году 0,9%. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель колеблется от 1 до 1,5%. Так что российские Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Европе.
К тому же факторинговый бизнес – высокотехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это в свою очередь требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов.
Новичкам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого кроме НФК (по признанию самих участников рынка) потребители не знают.
Так или иначе, рынок факторинга активно растет: если в 2004 г. несвоевременное поступление денежных средств было зафиксировано по 7,8% сделок от общего объема, то в 2005 г. - уже 11,6%. Тенденция на рынке товарного кредита сейчас такова, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается. Впрочем, это нормально и не должно никого пугать, уверяют эксперты. В ближайшем будущем доля просроченной задолженности будет только увеличиваться. Это связано с усилением конкуренции среди поставщиков: чем выше конкуренция среди них, тем на большие объемы просроченной задолженности кредиторы будут закрывать глаза. Дебиторы же используют сложившуюся ситуацию в своих целях, как любые рациональные экономические субъекты.
Все больший интерес к российскому рынку
проявляют влиятельные иностранные игроки.
Во многих странах мира (в особенности
- странах Центральной и Восточной Европы)
факторинговая индустрия переживает период
роста. Объем международного рынка факторинга
в 2004 году составил 860 млрд. евро и увеличивался
на 11-13% ежегодно. Однако по сравнению с
Россией такие темпы роста кажутся более
чем умеренными. Именно поэтому отечественный
рынок становится все более привлекательным
для иностранных Факторов. Их главное
конкурентное преимуществом - мощные финансовые
ресурсы, недоступные пока для подавляющего
большинства российских компаний.
Вместе
с тем, экспансия иностранного капитала
на отечественный факторинговый рынок
сопряжена с определенными проблемами.
Немаловажным обстоятельством, затрудняющим
выход иностранных участников, является
специфика операционной деятельности
факторинговых компаний в России и за
рубежом. Различия в законодательной базе,
налоговом учете, бизнес-культурах и в
ведении бизнеса как такового могут существенно
осложнить деятельность иностранной компании
в российских условиях. Поэтому покупка
иностранными компаниями уже существующих
и успешно работающих российских Факторов
представляется наиболее вероятным сценарием
развития в ближайшие годы.
Заключение
Факторинг
выгоден и поставщику, и покупателю. С
его помощью поставщик
может следующее:
· увеличить
объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность,
предоставив покупателям льготные условия
оплаты товара (отсрочку) под надежную
гарантию;
· получить
кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого
товара, что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель
может:
· получить
товарный кредит (продавец поставляет
товар с отсрочкой платежа под гарантии
в среднем до 3 месяцев);
· избежать
риска получения некачественного товара;
· увеличить
объем закупок;
· улучшить
конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость
средств.
Основными
доходами являются:
· проценты
по кредиту;
· плата
за обслуживание.
Коммерческие
банки, развивая факторинговые операции,
дополняют их элементами бухгалтерского,
информационного, рекламного, сбытового,
юридического, страхового и другого обслуживания
клиентов. Это позволяет расширять круг
клиентов банка, усиливать связь с ними,
увеличивать прибыль банка за счет расширения
операций.
Таким
образом, можно выделить главные
экономические достоинства факторинга:
· увеличение
ликвидности, рентабельности и прибыли;
· превращение
дебиторской задолженности в наличные
деньги;
· возможность
получать скидку при немедленной оплате
всех счетов поставщиков;
· независимость
и свобода от соблюдения сроков платежей
со стороны дебиторов;
· возможность
расширения объемов оборота;
· повышение
доходности;
· экономия
собственного капитала;
· улучшение
финансового планирования.
Российские
предприятия используют факторинг крайне
редко - в случае острой необходимости
получения кредита на сверхкороткой срок.
Это связано прежде всего с тем, что в России
широко распространена предоплата за
товар и не развит коммерческий (товарный)
кредит как высоко рискованный. К тому
же факторинг в современном варианте только
появился на российском рынке и пока недостаточно
оценены возможности его как финансового
инструмента. Тормозит развитие факторинга
также
почти полное
отсутствие методической и правовой базы
факторинговых операций.
Список используемой литературы