Лизинг: понятие, механизм, разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Коммерческие банки осуществляют комплекс разнообразных операций и услуг, среди которых немало важное место занимают такие услуги, как лизинг, факторинг и траст. Выделение этих услуг связано, прежде всего, с тем, что они не являются чисто банковскими операциями, их могут выполнять и чаще всего выполняют специализированные организации, не являющиеся кредитными организациями, такие как лизинговые, факторинговые и трастовые компании. Для банка они выступают как посреднические комиссионные операции, так как доход от них формируется не в виде процентов, а в форме комиссионного вознаграждения, исключением является лишь лизинг, доход по которому выступает как лизинговый платеж и его можно в определенной степени отнести к активным операциям.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Лизинг: понятие, механизм, разновидности………….…………4
Факторинг, характеристика его видов…….…………………...11
Трастовые услуги, виды траста………………………………....17
Заключение……………………….…………………………………...23
Список использованной литературы………………..……………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_ДКБ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторинг, характеристика его видов.

 

Факторинг (от англ. Factor – маклер, посредник) представляет собой выкуп платежных требований у поставщика товаров, иначе говоря, переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Он представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающей с кредитованием оборотного капитала клиента, основой, которой является покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку права требований платежа с дебитора.

Факторинговые операции появились впервые в США в  конце XIX в., распространившись затем в другие страны.

 Наибольшее распространение  факторинг получил с середины 80-х годов в период устойчивого экономического подъема в западных странах. К началу 90-х годов количество факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и в 1,5 раза выросла доля Западной Европы. В России факторинг появился в 1989 г. В ленинградском «Промстройбанке», а затем и другие коммерческие банки освоили эту операцию. В настоящее факторинг практически не используется5.

Цель факторинговой  операции – своевременной инкассирование долгов для миниманизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, предоставление (по желанию клиента) кредита в форме предварительной оплаты, помощь в управлении кредитом и ведении бухгалтерского учета, создание условий для производственной деятельности, соответственно помощь в увеличении оборота и прибыли предприятия6.

В соответствии с Конвенцией 1988 г. операция считается факторинговой, если выполняются как минимум  два из четырех признака:

1. Наличие кредитования  в форме предварительной оплаты долговых требований.

2. Ведение бухгалтерского  учета поставщика, прежде всего  учета реализации.

3. Инкассирование задолженностей  поставщика (получение задолженности  от покупок).

4. Страхование поставщика  от кредитного риска.

 В факторинговых операциях участвует три стороны:

1. Фактор – факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;

2. клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактор-посредником;

3. покупатель товара.

На осуществление  факторинговых операций между коммерческим банком и поставщиком товара заключается договор, в котором указывается предмет договора, стоимость услуг, обязанности предприятия и банка, особые условия и срок действия договора. В нем оговаривается ответственность сторон в случае невыполнения взятых на себя обязательств. Поставщик передает счета-фактуры факторинговой компании, которая на основе этих счетов получает право требовать денежные средства за поставленный товар с покупателя.

Покупка счетов-фактур клиента производится на условиях немедленной оплаты около 80-90 % стоимости отфактурованных поставок и уплаты оставшейся части (за вычетом процентов за кредит и комиссионных отчислений) после погашения дебитором всей суммы долга.

Организация факторинговой операции показана на рис. 1.

 

 


 

 

 

           Деньги 

платежи

документы

 

     Товары 

 

 

 

 

 

Факторинг экономически выгоден всем участникам сделки. Для клиента-поставщика это уверенность в своевременной  оплате товара, страхование кредитного риска; для факторинговой компании или банка – получение комиссионного вознаграждения.

Источником средств для осуществления  факторинговых операций могут быть как собственные средства факторинговых  компаний, так и заемные, включая  привлечение срочных депозитов и кредитов.

Стоимость услуг, уплачиваемых предприятием банку, включает комиссионное вознаграждение, устанавливаемое в определенном проценте от суммы платежных документов (обычно до 3 %), и ежемесячный процент  за аванс (1 – 2 %).

В конце каждого месяца банк подытоживает причитающиеся ему  комиссионные и проценты и одновременно определяет остаток не6оплаченных счетов фирмы, который и погашает.

Функции факторинга:

1. Авансирование поставщика  за поставленный товар;

2. Анализ платежеспособности покупателя;

3. Обеспечение гарантии  поставщику оплаты товаров;

4. Принятие кредитных  рисков;

5. Взыскание платежей;

6. Ведение статистической  отчетности;

7. Инкассацию платежных  требований;

8. Приобретение платежных  требований;

9. Управление дебиторами7.

Факторинговые операции  можно классифицировать по признакам:

По страновой принадлежности поставщика и покупателя:

    • Факторинг внутренний – поставщик и покупатель являются резидентами одной страны;
    • Факторинг внешний (международный) – поставщик и покупатель являются резидентами разных стран.

По возможности  обратного требования к поставщику:

    • Факторинг с регрессом – с правом фактор-посредником клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита;
    • Факторинг без регресса – без права возврата неоплаченных счетов, в этом случае фактор посредник риск неплатежа покупателя берет на себя

По условию  уведомления должника:

    • Факторинг открытый – покупатель (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент0 переуступил требование фактор-посреднику;
    • Факторинг закрытый – покупатель не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактор-посреднику, он вдет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа перечисляет соответствующую сумму фактор-посреднику для погашения кредита.

По форме  финансирования:

    • Предварительная оплата;
    • Оплата требований к определенному сроку;
    • Оплата на момент предоставления документов.

По видам  переуступаемых долгов:

    • Переуступка всех долгов по мере их появления;
    • Переуступка выборочных долгов.

В российской федерации  факторинговая деятельность регулируется гл. 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Статья 824 ГК РФ устанавливает, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного  требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Согласно гражданскому законодательству в качестве финансового  агента могут выступать банки  и иные кредитные организации, а  так же другие коммерческие организации.

Основным преимуществом  факторинга является то, что фактически это беззалоговый кредитный продукт, поэтому он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Фактор-посредника интересует не прошлое, а будущее поставщика, т.е. сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем.

Преимущества факторинга перед банковским кредитованием:

1. Размер факторингового  финансирования зависит от будущих  доходов компании, выраженными в   накопленном имуществе, которое  может стать предметом залога;

2. Факторинг представляет собой целевой инструмент для увеличения объемов продаж: позволяет предоставить поставщикам отсрочку платежа, что служит одним из самых важных ресурсов конкурентоспособности компании;

3. Соотношение цены  и качества предоставляемых услуг.  Уплачивая более высокую ставку, поставщик получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска.

Есть ограничения применения факторинговых операций:

1. Он подходит организациям  поставляющим регулярно товар,  т.к. лишь в этом случае наиболее  ценны услуги фактор-посредника.

2. Он не актуален  на монополистических рынках, т.к.  для удержания покупателей не необходимости предоставлять отсрочку платежа.

Недостатки факторинга:

1. Стоимость услуги. Для  поставщика вопрос заключается  в степени влияния просроченной  задолженности на деятельность  компании, а так же выгодности  банковского кредитования. Иногда  стоимость факторинга перекрывает выгоду, получаемую поставщиком при мгновенном поступлении средств.

2. Потеря контроля.  Преимущества факторинга в освобождении  фактор-посредником  поставщика  от ответственности за управление  дебиторской задолженностью могут  привести к проблемам, связанных с тем, что менеджмент компании допускает в бизнес третью сторону и обязан следовать предписаниям фактор-посредника в части регулирования объемов продаж, сроков поставки, управления долговыми обязательствами8

 

3. Трастовые  услуги, виды траста.

 

Трастовое дело – это  функция исполнения завещаний, управления собственностью по доверенности и выполнения агентских поручений во всех уместных случаях для физических лиц, товариществ, ассоциаций, хозяйственных корпораций, а также для публичных общественных, учебных, культурных и благотворительных учреждений и правительственных органов». Такое определение дала ассоциация американских банкиров.

Трастовой дело начало развиваться  в США на основе ряда специфических  институтов, которые существовали в гражданском праве англосаксонских стран. В конце XIX в. Трастовое дело все больше концентрируется в руках коммерческих банков. В современных условиях, даже когда доверительным лицом является юридическая фирма или индивидуальное лицо, фактически операции обычно проводит банк, который действует как агент. Масштабы трастового дела необычно выросли за последние 70 – 80 лет. Это обусловлено ростом богатства в основном высших слоев общества, а также увеличением доли в нем фиктивного капитала (накопления ценных бумаг).

Трастовые операции представляют собой доверительные операции –  услуги, которые оказывают коммерческие банки своим клиентам (юридическим  и физическим лицам). Развитие трастовых  операций стало возможным в условиях накопления определенного богатства  и состояний как отдельными лицами, так и компаниями, корпорациями и фирмами. Понятие накопленного богатства включает денежные капиталы, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства (картины, скульптуры), антиквариат. У их владельцев возникает необходимость правильно и выгодно распорядится указанными видами богатства и передать его в руки тех учреждений, которые могут ими управлять. Это породило развитие трастовых услуг. В большинстве стран оказание таких услуг взяли на себя коммерческие банки, которые осуществляют учет операций с ценными бумагами, а также финансовый анализ и принятие решений. Размер трастовых операций, проводимых банками, как правило, зависит от объема финансовых активов (объем ценных бумаг, развитие рынка ценных бумаг, размер других ценностей, сдаваемых на хранение).

Трастовые услуги создают  так называемые «отношения по доверенности». Т.е. одна сторона действует от имени  или по поручению другой в интересах  собственности. Ею распоряжается доверенное лицо в интересах третьей стороны  или других сторон.

Трастовые услуги, предоставляемые  банком, включает три основные группы операций: распоряжение наследством, в  связи с опекой, агентские услуги. Трастовые операции носят как  финансовый, так и юридический  характер. Такие операции осуществляют специальные отделы коммерческих банков, которые называют траст-отделами, т.е. доверительными отделами банков. Преимущества банков в проведении трастовых операций:

    • Опыт
    • Непрерывность деятельности
    • Финансовая ответственность
    • Обязательность
    • Специализация
    • Коллегиальность
    • Беспристрастность
    • Адаптивность.

Ряд трассовых операций связан с весьма крупными суммами  денег или со значительным имуществом. Кроме того, трастовые операции должны производиться быстро и очень  точно. Поэтому банки со своими траст-отделами более приспособлены для выполнения таких операций.

Суть трастовых операций, заключается, в следующем. Владелец крупного состояния или ценностей, выделяет конкретную сумму денег или пакет ценных бумаг наследнику (сыну, дочери) на условии, что последний должен ежегодно получать часть дохода от указанного капитала, а по достижении совершеннолетия получить весь выделенный капитал. С этой целью владелец состояния заключает с третьим лицом (банком) соглашение, по которому это лицо берет на себя владение всей суммой капитала и вкладывает его в активы, приносящий доход, обязуясь постоянно выплачивать часть дохода на содержание наследника по согласованной схеме, а по достижению совершеннолетия или прохождения определенного периода времени выплатить ему полностью всю сумму капитала.

Информация о работе Лизинг: понятие, механизм, разновидности