Лизинг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и анализ состояния лизинга в России на современном этапе.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие задачи исследования:
определение сущности лизинга;
дать описание нормативно-правовой базы лизинга;
изучение истории развития лизинговой деятельности;
определение отличий лизинга от кредита;
рассмотреть динамику рынка лизингового бизнеса в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие лизинга и правовой механизм его регулирования………………4
2. Развитие рынка лизинга………………………………………………………7
3.Отличие лизинга от кредита…………………………………………………..11
4. Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка……………….………14
Заключение……………………………………………………………....................18
Список использованной литературы……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

к -р по банковскому делу.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  3. Отличия лизинга от кредита

  Выбирая между лизингом и кредитом, предприниматель часто отдает предпочтение банковскому кредиту, при этом он не всегда хорошо знаком с налоговыми льготами по лизингу, которые делают лизинг более привлекательным.

  По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность выбранное арендатором имущество и предоставить ему это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК). Особенности налогообложения лизинговых операций отражаются в налогах на доходы (прибыль), на имущество и НДС.

  Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%. Существенным преимуществом договора лизинга для лизингополучателя является возможность отнесения всех лизинговых платежей на себестоимость, что приводит к сокращению налога на прибыль. К таким платежам относятся:

  • плата за основные услуги (процентное вознаграждение);
  • амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора;
  • оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение имущества (предмета лизинга);
  • плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором;
  • налог на добавленную стоимость;
  • страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществлялось лизингодателем;
  • налог на это имущество, уплаченный лизингодателем.

  В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, лизинговые платежи признаются расходом за вычетом суммы начисленной по этому имуществу амортизации.

   Лизинг способствует возвращению стоимости основных фондов в достаточно короткие сроки. При ускоренной амортизации предприятия имеют возможность возвратить большую часть капитальных вложений уже в первые годы эксплуатации оборудования, которое находится на балансе арендодателя. Амортизация является одним из важнейших аспектов лизинга. Поскольку имущество, принятое в лизинг, может учитываться на балансе лизингополучателя либо лизингодателя по взаимному соглашению, то и амортизационные отчисления производит та сторона, на балансе которой находится предмет лизинга. Ст. 259 НК РФ устанавливает, что для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора лизинга, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3.

  Все необходимое для ведения дел — новый автомобиль, оборудование или офисная техника — существенно проще получить в лизинг, нежели купить на свои или заемные деньги. И если на Западе лизинг уже давно популярен среди малого и среднего бизнеса, то в России предприниматели пока еще не осознали преимущества этого вида финансирования.

  В каком-то смысле лизинг оборудования является аналогом аренды. Но в случае аренды имущество по окончании срока договора возвращается своему владельцу, в то время как по окончании лизингового договора оно переходит в собственность клиента (лизингополучателя). В рамках лизингового договора происходит выплата стоимости оборудования, процентов по лизингу, налога на имущество (поскольку приобретенное в лизинг оказывается на балансе предприятия). При этом лизинговая компания, как правило, требует авансовый платеж, который может составлять до 50% от стоимости объекта лизинга (в среднем около 30%). Величина первого взноса зависит от того, насколько высоко лизинговая компания оценивает риски заключения сделки с данным конкретным клиентом. А залогом того, что лизингополучатель будет аккуратно производить платежи, является сам предмет лизинга, который можно будет реализовать в случае недобросовестного поведения клиента.

  Чем же лизинг выгодно отличается от банковского кредита? Ведь можно купить практически любое оборудование, заняв на это деньги в банке.

  Во-первых, в России в отличие от большинства стран лизинг пользуется значительными налоговыми льготами. Во-вторых, у лизинговой компании есть законное право применять «ускоренную амортизацию» объекта лизинга — с коэффициентом 3. Это означает, что если по Налоговому кодексу какое-то оборудование полностью амортизируется (то есть его балансовая стоимость становится нулевой) за 6 лет, то при его лизинге амортизация будет происходить за два года. А предприниматель в течение последующих 4 лет полезного использования оборудования сэкономит на налоге на имущество.

  В третьих, лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль. Кроме того, лизинговый платеж облагается НДС, который впоследствии можно возместить. Преимуществом перед кредитом служит и то, что заключение лизинговой сделки не ухудшает баланс предприятия, поскольку она не рассматривается как получение кредита и соответственно не отражается в кредитной истории.

  Заключить договор лизинга часто бывает проще, чем взять кредит. Лизинговые компании более гибко и оперативно подходят к оценке клиента, чем банки, - из-за меньших размеров и зарегулированности. Кроме того, с лизинговой компанией можно заключить договор на более длительный срок.

  Благодаря относительно низким требованиям к финансовому состоянию лизингополучателя лизинг — фактически единственный инструмент финансирования, доступный для «полулегальных» малых предприятий. Лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки, а именно: между поставщиком, который хочет получить максимальную предоплату, банком, которому нужны гарантии надежности заемщика, и предпринимателем, которому нужно побыстрее получить в свое пользование оборудование.

4. Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка.

  Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд. рублей (таблица 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд. рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд. рублей (11,11 млрд. евро).

 Увеличение  активности на рынке превзошло  все прогнозы: в конце 2009 года  участники рынка предполагали  прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.

  Быстрый рост, на наш взгляд, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями  филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а  также сделки слияний  и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «Дельта Лизинг».

  Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году - «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен компанией «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке - контракт в пользу «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», и одними из крупнейших в мире, строящимися на наклонном стапеле. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

  Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн. евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

  Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%), на высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), Сбербанк Лизинг (+98%).

  Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году – 10,2%, в 2008 году – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%).

  Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями, пока случаются достаточно редко.

  Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования десять лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам). Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности - около 12% на 01.01.2011 по оценке «Эксперт РА»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В контрольной работе была рассмотрена тема «Лизинг в РФ». Мы рассмотрели теоретические аспекты, касающиеся лизинга. И выяснили, что  учитывая сложный с юридической точки зрения характер лизинговых сделок, мы считаем, что правовая база играет ключевую роль в определении границ рынка лизинговых услуг. В нем исследуются основные нормативные акты, которые регулируют лизинговую деятельность.

  Мы выяснили,  чем же лизинг отличается от банковского кредита и пришли к выводу, что, во-первых, в России в отличие от большинства стран лизинг пользуется значительными налоговыми льготами; во-вторых, у лизинговой компании есть законное право применять «ускоренную амортизацию» объекта лизинга — с коэффициентом 3 и  в третьих, лизинговые платежи относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль. Кроме того, лизинговый платеж облагается НДС, который впоследствии можно возместить. Преимуществом перед кредитом служит и то, что заключение лизинговой сделки не ухудшает баланс предприятия, поскольку она не рассматривается как получение кредита и соответственно не отражается в кредитной истории.

  В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара.

 Лизинг в России остается привлекательным и стремительно развивающимся финансовым инструментом.

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
  2. Лизинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Т.Г. Философова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 191 с.
  3. Рзаев А.М. Лизинг в России: становление и развитие./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 42 с.
  4. Щеголева Н.Г. Лизинг. /Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 98 с.
  5. www.dp.ru
  6. www.all-leasing.ru
  7. www.rg.ru

Информация о работе Лизинг в Российской Федерации