Международные кредитные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение основ функционирования крупнейших международных финансовых институтов, выявление проблем и перспектив взаимодействия России с этими организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения международных финансовых организаций;
определить значение, цели и функции международных финансовых организаций;
описать деятельность основных видов международных финансовых организаций;
оценить деятельность валютно-кредитных и финансовых организаций в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Международные валютно-кредитные и финансовые организации 5
1.1 Причины возникновения. Цели. Классификация 5
1.2 Международный валютный фонд 7
1.3 Группа Всемирного банка 10
1.4 Европейский Банк Реконструкции и Развития 14
1.5 Банк международных расчетов 16
1.6 Международные региональные финансовые организации Европейского Союза 18
1.7 Парижский и Лондонский клубы 21
Глава 2. Участие России в международных валютно-кредитных и финансовых организациях 24
2.1 Преимущества участия России в международных финансовых организациях 24
2.2 Россия и международные финансовые организации 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_DKB.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

МВФ устроен  по образцу акционерного предприятия: его капитал формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет: сумму подписки на капитал; возможности использования ресурсов Фонда; сумму получаемых страной - членом СДР при их очередном распределении; количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и валютами, входящими в валютную корзину СДР); 75% - национальной валютой. Последняя зачисляется на счет МВФ в центральном банке (или ином учреждении), назначенном государством-членом в качестве депозитария для всех авуаров Фонда в данной стране. Пересмотр квот проводится не реже одного раза в пять лет. Крупнейшими акционерами являлись США (17,1%), Япония (6,2%), Германия (6,0%), Франция и Великобритания (по 5,0%). Россия владела 2,8% акционерного капитала МВФ.

Руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми правительствами соответствующих стран. Это, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МВФ и решает вопросы приема новых стран-членов, пересмотра квот и выборов исполнительных директоров. Рабочим органом является Исполнительный совет. Он состоит из 24 исполнительных директоров, пять из которых назначаются странами, имеющими наибольшее количество акций, три представляют Китай, Россию и Саудовскую Аравию, 16 избираются от остальных стран. Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, по традиции представителя европейской страны, который осуществляет общее руководство его деятельностью. Заседания Исполнительного совета проходят 3 раза в неделю. Этот орган отвечает за решение стратегических, административных и оперативных вопросов, включая надзор за политикой обменных курсов, предоставление финансовой помощи странам-членам, проведение комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики и международного бизнеса.

Для регулирования  платежных балансов и внешней  задолженности МВФ предоставляет странам-членам кредиты при условии проведения ими

определенных  изменений в экономической политике. МВФ осуществляет два вида кредитной деятельности: сделки (выделение финансовых средств из собственных ресурсов) и операции (оказание посреднических финансовых услуг за счет заемных ресурсов). МВФ занимается кредитованием только государственных органов (министерств финансов и экономики, центральных банков). Как правило, кредиты предоставляются на покрытие дефицита платежных балансов или поддержание структурной перестройки экономики. [8]

Ярким примером кредитной поддержки является участие МВФ на ровне с ЕС в урегулировании сложившейся ситуации в Греции, когда страна оказалась на грани дефолта. Греция, госдолг которой превышает 350 миллиардов евро, не в состоянии самостоятельно финансировать свои долговые обязательства. В конце февраля международные кредиторы (ЕЦБ, ЕК и МВФ) договорились выделить стране второй пакет финансовой помощи. Евросоюз и МФВ в середине марта 2012 года окончательно одобрили эту программу. Поддержка официальным сектором второй программы с Грецией предусматривает 130 млрд. евро (примерно 170 млрд. долл. США) в виде нового финансирования в дополнение к оставшейся части финансовой поддержки первой программы в объеме 34 млрд. евро (примерно 44 млрд. долл. США). Вклад МВФ в размере 28 млрд. евро будет выплачиваться равными траншами в течение четырехлетнего периода. Это составляет примерно 3/11 от общей суммы, за исключением платежей, связанных с вовлеченностью частного сектора (ВЧС), и погашением облигаций, находящихся у Европейского центрального банка. Это сохранит в целом неизменный пиковый объем кредитования Фонда.

Задачи, стоящие  перед Грецией, по-прежнему остаются весьма значительными, т.к. наблюдаются большой разрыв в конкурентоспособности, высокий уровень государственного долга и недостаточно капитализированная банковская система. Новая поддерживаемая ресурсами Фонда программа позволит Греции решать эти задачи при сохранении участия в зоне евро. Программа направлена в основном на восстановление конкурентоспособности и роста, устойчивости бюджета и финансовой стабильности. Успешная операция по обмену долговых обязательств, сокращение бремени долга и долгосрочная поддержка со стороны европейских партнеров Греции, а также приверженность основных политических партий Греции целям и мерам политики программы обеспечивают важные гарантии для новой программы. Риски для программы остаются исключительно высокими, и возможности для отступления от нее отсутствуют. Критически важной для успеха будет полная и своевременная реализация запланированной корректировки наряду с широкой общественной поддержкой и поддержкой со стороны европейских партнеров Греции.[18]

1.3 Группа Всемирного  банка

Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, деятельность которой  направлена на оказание помощи в целях  развития экономики, решения социально- экономических задач, стимулирование развития рыночных отношений в развивающихся и транзитивных странах. В группу Всемирного банка входят: Международный

банк реконструкции  и развития (МБРР, 1944 г.), Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.), Международная ассоциация развития (МАР, 1960 г.), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, 1966 г.), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, 1988 г.).

Всемирный банк создавался для оказания помощи Западной Европе в восстановлении экономики после мировой войны. Его первый заем на сумму 250 млн. долл. был предоставлен Франции в 1947 г. На современном этапе Банк фокусирует свое внимание на достижении главной цели – обеспечении стабильности и сокращении бедности в мире, оказании помощи беднейшим

группам населения  и беднейшим странам. В настоящее время в состав Всемирного банка входит более 180 государств.[5]

Международный банк реконструкции и развития. Число членов – 184. Совокупный объем кредитования – 360 млрд. дол. США. Функции – займы и гарантии развивающимся странам-участникам. Создан ранее других международных кредитных учреждений на основе решения Бреттон-Вудской международной финансовой конференции 1944г. Первоначально МБРР ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы. Этот межгосударственный финансовый институт играет важную роль в урегулировании международных кредитных отношений. Даже его небольшие ссуды открывают доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Формально МБРР является кредитным органом ООН, однако фактически он самостоятельно определяет кредитную политику и решает вопросы, связанные с предоставлением кредитов. Право участвовать в нем имеют только члены МВФ. Капитал МБРР состоит из уставного, образованного за счет паевых взносов стран-членов, и заемного, привлекаемого путем выпуска облигационных займов.

Каждая из стран в зависимости  от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая 2,79%.

Основная задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако начиная с 1948 г. Ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях. [2]

Международная ассоциация развития (MAP), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МАР была создана в 1960 г. для предоставления развивающимся странам кредитов и займов на более льготных, чем в МБРР, условиях. Целью МАР является устранение неравенства между странами и внутри стран, особенно в получении начального образования, элементарного медицинского обслуживания, а также обеспечение доступа к общественным благам. Кроме

того, МАР финансирует  проекты на охрану окружающей среды, развитие частного предпринимательства, построение адекватной рыночной инфраструктуры. МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу

населения составлял  менее 875 долл. США в год и у  которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР. Сроки погашения кредитов составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, а комиссионный сбор составляет 0,75% фактически выделенных средств.[5] Средства МАР формируются за счет взносов более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечения.[9] Совокупный объем кредитования превышает 135 млрд. дол. Доля России в капитале этой организации – 0,28%. [2]

Международная финансовая корпорация (МФК). Призвана содействовать экономическому развитию путем оказания активной финансовой поддержки частному сектору. В своей кредитной деятельности МФК в отличие от МБРР и MAP не пользуется государственными гарантиями, которые для кредитов МБРР и MAP обязательны. MAP берет на себя все риски. Поэтому отбор проектов проводится с особой тщательностью. Выделяемые МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний. Но при этом Корпорация не стремится к закреплению своих прав собственности. Ее задача заключается в привлечении за счет своего авторитета частных инвесторов. Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций. МФК предоставляет также гарантии по займам, оказывает консультативные услуги. Подобно МБРР, МФК основную массу ресурсов мобилизует на мировом финансовом рынке. Но ее финансовые возможности значительно уже, чем у МБРР. Но, располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресурсами, МФК выполняет важную роль катализатора инвестиционных процессов. МФК занимается анализом состояния фондовых рынков в странах с развивающимися рынками, регулярно публикует эти данные. Тем самым она способствует привлечению на них иностранных инвесторов. В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК отличаются от ссуд МБРР. Банк очень умеренно кредитует обрабатывающую промышленность, а для МФК - это одно из ведущих направлений кредитования. Но кредиты МФК в социальную сферу ограниченны. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок 7-8 лет, максимально - на 15 лет. В юридическом и финансовом отношениях корпорация является самостоятельной организацией. Однако она имеет единое с МБРР руководство и ряд общих служб. Функции председателя Директората МФК возложены по совместительству на президента МБРР.[6] Доля России в капитале этой организации – 3,39%. [2]

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) представляет собой независимую организацию, которая создана в 1965 г. на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между странами и гражданами различных государств. Цель Центра – способствовать примирению сторон и оказывать арбитражные услуги на основе положений Конвенции при возникновении споров по инвестиционным вопросам среди стран, заключивших контракты с Центром. В настоящее время насчитывается около 90 стран-членов этой организации.

МЦУИС способствует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы  урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС.

Центр занимается также исследовательской работой  и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Россия не является членом этой организации.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) основано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом группы Всемирного банка. Цель МАГИ – поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста. МАГИ способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации об инвестиционных возможностях в различных регионах. Это агентство оказывает консультативные услуги в целях содействия правительствам в привлечении частных инвестиций.[5] Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течении 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн дол. Доля России в капитале этой организации – 2,96%. [2]

Таким образом, группа ВБ - это ведущий международный инвестиционный банк, призванный кредитовать отрасли реальной экономики, содействуя доступу стран-заемщиц на мировой финансовый рынок. За истекшие годы функции Банка значительно расширилась. Современный ВБ не только предоставляет разнообразные виды кредитов, но и участвует в акционерном капитале предприятий, страхует инвестиции, оказывает консультативные услуги. Банк ведет мониторинг внешней задолженности и платежеспособности, анализирует тенденции формирования финансовых рынков в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике. Широко известны научные исследования под эгидой Всемирного банка.[6]

Информация о работе Международные кредитные организации