Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель работы – изучение основ функционирования крупнейших международных финансовых институтов, выявление проблем и перспектив взаимодействия России с этими организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения международных финансовых организаций;
определить значение, цели и функции международных финансовых организаций;
описать деятельность основных видов международных финансовых организаций;
оценить деятельность валютно-кредитных и финансовых организаций в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 Международные валютно-кредитные и финансовые организации 5
1.1 Причины возникновения. Цели. Классификация 5
1.2 Международный валютный фонд 7
1.3 Группа Всемирного банка 10
1.4 Европейский Банк Реконструкции и Развития 14
1.5 Банк международных расчетов 16
1.6 Международные региональные финансовые организации Европейского Союза 18
1.7 Парижский и Лондонский клубы 21
Глава 2. Участие России в международных валютно-кредитных и финансовых организациях 24
2.1 Преимущества участия России в международных финансовых организациях 24
2.2 Россия и международные финансовые организации 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
6,8 млрд дол. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10,1 млрд дол. Сроком на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории МВФ), из которого поступило 5,8 млрд дол. В июле 1999 г. после согласования параметров экономического развития МВФ принял решение предоставить России кредит «стенд-бай» в размере 4,5 млрд дол. Единственный транш составил 640 млн дол.[8]
Выдвигаемые Фондом жесткие требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигали поставленной цели и усугубляли негативные процессы в стране-заемщике. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело в их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод» и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс «бегства» капитала. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации.[3]
Кредитное сотрудничество было прервано по инициативе МВФ в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования Россией предоставляемых ей средств. С 2000 г. Россия взяла курс на досрочное погашение кредитов МВФ и в январе 2005 г. полностью выплатила всю свою задолженность, произведя заключительный платеж в размере 3,3 млрд дол. В настоящее время Россия вышла на новый этап взаимодействия с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической политики и ее реализация без привлечения кредитов МВФ. Ежегодно проводятся консультации МВФ с российскими государственными органами с целью комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего обзора. Россия принимает участие в планировании финансовых операций МВФ для развивающихся стран.
Россия и Всемирный банк. За время сотрудничества со Всемирным банком Россия получила 56 кредитов для структурной перестройки экономики на общую сумму 10,1 млрд дол. Из них завершено проектов на сумму 8,2 млрд. дол. Основная часть кредитов приходилась на энергетику и инфраструктуру. До 1997 г. включительно объем средств, привлеченных Россией из Всемирного банка, постоянно возрастал. В 1998—2000 гг. отмечалось снижение кредитной деятельности Всемирного банка в России.
В 2001—2004 гг. Всемирный банк предоставил России кредиты на развитие общественного транспорта в Москве, реконструкцию теплоснабжения, совершенствование водоочистных сооружений, решение проблемы устойчивого лесопользования, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу образования, оптимизацию федерального казначейства, модернизацию налоговой службы и реконструкцию центра Санкт-Петербурга. Перспективной формой сотрудничества между Россией и Всемирным банком являлись гарантийные операции, которые не входили в лимит привлеченных средств и не увеличивали объем внешнего долга России. К их числу можно отнести проект «Морской старт»3 и проект по открытию гарантийных линий для лесной и угольной промышленности страны. В июне 2002 г. Всемирный банк утвердил стратегию деятельности в России до 2005 г. Ее особенность заключалась в том, что объем кредитов, предоставляемых России в этот период, не был ограничен, а основными направлениями работы стали улучшение делового климата, стимулирование конкуренции, развитие социальной сферы и корпоративного управления, борьба с распространением инфекционных заболеваний и охрана окружающей среды. В июле 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.[8]
К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие: условия кредитов ВБ включали политические требования; ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требования без учета российской специфики; стоимость кредитов завышалась в связи с высокой оплатой западных специалистов и консультантов ВБ при разработке модели проектного финансирования, что привело к образованию просроченной задолженности перед бюджетом, за счет которого обслуживается государственный внешний долг.[3]
Россия и БМР. Вступление Банка России в БМР свидетельствовало о признании международным банковским сообществом заметного прогресса в интеграции России в мировую экономику и отражало необходимость развития ее сотрудничества с центральными банками ведущих стран. Банк России участвовал в работе комитетов и организаций под эгидой БМР, в рамках которых проводились консультации по вопросам формирования денежно-кредитной и валютной политики, вырабатывались рекомендации по совершенствованию банковского надзора, развитию платежных и расчетных систем, современным методам бухгалтерского учета, методологии оценки рисков и создания резервов при работе с новыми финансовыми инструментами. Членство в БМР позволило Банку России использовать его возможности для осуществления депозитных, валютных, кредитных, агентских и других операций, сделок с золотом и ценными бумагами, а также обмениваться информацией с центральными банками зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.
Россия и ЕБРР. ЕБРР являлся крупнейшим кредитором российской экономики. В 2004 г. ЕБРР инвестировал в Россию 1,2 млрд евро, а совокупный объем инвестиций составил 5,9 млрд евро. Среди отраслей наибольшее количество средств направлялось в финансовую систему, инфраструктуру, обрабатывающую промышленность и агропромышленный комплекс. Операции ЕБРР осуществлялись в 50 регионах России. В конце 2002 г. ЕБРР предоставил России рекордный за свою историю кредит на сумму 234 млн евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России до 2005 г. основными направлениями являлись корпоративное управление, транспорт, связь, инфраструктура, содействие малому и среднему бизнесу, модернизация финансовой системы.
ЕБРР реализовывал специальные программы, ориентированные на расширение операций в регионах России. Продолжалась работа по открытию Проектных бюро и представительств Службы деловых консультаций ЕБРР. Ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в финансовых ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в России будут возрастать. При отборе новых проектов ЕБРР руководствуется такими факторами, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и энергосбережение.
Россия и региональные банки развития. В качестве наблюдателя Россия участвует в ежегодных заседаниях Совета управляющих Межамериканского банка развития (МаБР). Членство России в МаБР могло бы способствовать укреплению торгово-экономических отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна и продвижению интересов российских компаний на латиноамериканском рынке. К числу возможных преимуществ относится получение доступа к участию в тендерах по линии МаБР в странах региона в области инфраструктуры и развития социальной сферы. В то же время участие России в реализации проектов, финансируемых за счет средств МаБР, возможно лишь в случае полноправного членства в этой организации. Получение такого статуса невозможно без приобретения части акционерного капитала МаБР, который в настоящее время полностью перераспределен между странами-членами. Вступление в МаБР льготных кредитов России не принесет, поскольку нерегиональные страны-члены не наделены таким правом. Российской стороной прорабатывается вопрос о возможности привлечения МаБР для оказания технической и консультационной помощи в реформировании российского банковского сектора.
В качестве наблюдателя Россия участвует в ежегодных заседаниях Совета управляющих Азиатского банка развития (АзБР). Россия имеет право на вступление в АзБР в качестве нерегионального члена. Это позволило бы российским компаниям участвовать в реализации проектов, финансируемых АзБР, и способствовало бы их более активному вовлечению во внешнеэкономическую деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия может претендовать на участие в тендерах по проектам, особенно в Средней Азии, где уже используются российские технологии. В случае вступления в АзБР получение Россией статуса реципиента представляется маловероятным. Статус донора не приведет к увеличению вступительного взноса России в АзБР. В настоящее время изучается эффективность работы российских компаний в рамках проектов, реализуемых на азиатском рынке. После этого будут определены дальнейшие шаги по развитию сотрудничества России с АзБР.
В качестве наблюдателя Россия участвует в ежегодных заседаниях Совета управляющих Африканского банка развития. Привлечение российских компаний к тендерам, проводимым АфБР, практически невозможно в связи с тем, что Россия не является его членом. В результате отечественные производители оказываются в невыгодном положении по сравнению с основными конкурентами на африканском рынке. Вступление в АфБР могло бы способствовать решению проблемы задолженности африканских стран перед Россией. Членство в АфБР позволило бы России более надежно обеспечивать погашение кредитов, а АфБР мог бы выступить в качестве гаранта по соблюдению обязательств, взятых на себя африканскими странами. Кроме того, появились бы новые возможности для расширения доступа российской продукции в регион. [8]
Заключение
Институциональная
структура международных
осуществляют
регулирование международных
по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Результаты взаимодействия России с этими организациями неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. К проблемам стоит отнести и тот факт, что медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций (МФО) со спецификой российских условий. Также кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Список используемой литературы